Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Гидденс Э. Социология.doc
Скачиваний:
2
Добавлен:
02.01.2020
Размер:
9.51 Mб
Скачать

Вопросы для самостоятельного анализа

  1. Было бы возможно или желательно уничтожить тендерные различия в обществе?

  2. Возможно ли сохранить тендерные различия, уничтожив при этом тендерное неравенство?

5 Социология

130 Глава 5. Гендер и сенсуальные отношения

  1. К аким образом такие факторы, как класс, этничность и сексуальная ориентация форми­ руют наш тендерный опыт?

  2. Какие новые типы мужественности и женственности могут возникнуть в ближайшие десятилетия как ответ на расширяющиеся процессы социальных изменений?

  3. Какими путями социальное взаимодействие структурируется вокруг предполагаемой гете­ росексуальной нормы?

  4. Чем проституция отличается от любого другого способа зарабатывания на жизнь?

Дополнительная литература

H ortonjohn and Mendus Sue (eds.). Toleration, Identity, and Difference. Basingstoke: Macmillan, 1999. Kimmel Michael S. and Messner Michael A. Men's Liver. Boston, Mass.: Allyn and Bacon, 1998. Schiebinger Londa. Has Feminism Changed Science? Cambridge, Mass.: Harvard University Press, 1999. Segal Lynne. Why Feminism? Cambridge: Polity, 1999-

Seidman Steven. Difference Troubles: Queering Social Theory and Sexual Politics. Cambridge: Cambridge University Press, 1977.

Интернет-линки

А рхив тендерных исследований положения женщин — международные липки http://www.iib.utsa.edu/Archives/links2. htmffintl

Библиотека Фосета, ныне известная как Женская библиотека www.lgu.ac.uk/fawcett/main.htm

Мужественность и утверждение http://www.newcastle.edu.au/department/so/kibby.htm

Директория сомнительных ресурсов http://www.qrd.org/

Голос Шаттла http://vos.ucsb.edu/shuttle/gender.html

ГЛАВА

С ОЦИОЛОГИЯ ТЕЛА: ЗДОРОВЬЕ, БОЛЕЗНЬ И СТАРЕНИЕ

Всю жизнь Джан Мейсон отличалась пы­шущим здоровьем. Но когда она стала испы­тывать сильную усталость и депрессию, вы­яснилось, что ее лечащий врач не в силах облегчить состояние Джан.

Раньше я была очень здоровой. Я могла пла­вать, играть в сквош, бегать. И вдруг все рухну­ло. Я пошла к докторам, но никто не мог объ­яснить мне, в чем дело. Мой лечащий терапевт сказал, что это инфекционный мононуклеоз и прописал антибиотики, вызвавшие у меня страшный стоматит. Затем он стал говорить, что не знает, в чем дело... Я проделала все анализы. Мне действительно было очень пло­хо. Так продолжалось шесть месяцев. Я была больна, а они не знали, что со мной (цит. по: Sharrm 1992, 37).

Доктор посоветовал Джан попробовать антидепрессанты, полагая, что она страдает от последствий стресса. Однако Джан зна­ла, что антидепрессанты — не для нее, хотя и понимала, что отсутствие диагноза вызывает в ее жизни большой стресс. Прослушав одну передачу по радио, Джан стала подозревать, что ее вялость может быть результатом по-слевирусного синдрома утомления. По совету подруги она обратилась за помощью к гомео­пату — практикующему альтернативную ме­дицину врачу, который оценивает состояние всего организма, а затем с помощью микроско­пических лекарственных доз лечит «подобное подобным», предполагая, что симптомы болез­ни являются частью процесса самоизлечения организма. Найдя гомеопата, который ей по­дошел, Джан была удовлетворена полученным лечением (Sbarma 1992).

Джан принадлежит к тому растущему чис­лу людей, которые постоянно используют для лечения неортодоксальную медицину. За по-

следнее десятилетие во многих промышленно развитых странах возник всплеск интереса к возможностям альтернативной медицины. Растут как число врачей, практикующих аль­тернативную медицину, так и доступные фор­мы лечения. От траволечения до акупунктуры, от рефлексологии до хиропрактики методы лечения в современном обществе свидетель­ствуют о взрыве интереса к альтернативно­му здравоохранению, которое либо вообще не соприкасается, либо только частично пе­рекрывается с «официальной» медицинской системой. По оценкам, не менее одного из че­тырех британцев консультируются у специ­алистов по альтернативной медицине. Судя по опросам, типичный индивидуум, прибега­ющий к альтернативным формам лечения, — это женщина от молодого до среднего возрас­та, принадлежащая к среднему классу.

Промышленно развитые страны облада­ют самыми богатыми и технически оснащен­ными медицинскими учреждениями в мире. Почему же тогда постоянно растет число лю­дей, отказывающихся от традиционной си­стемы здравоохранения в пользу «ненаучных» методов лечения вроде аромато- или гипно­терапии? Во-первых, важно подчеркнуть, что не каждый человек, использующий альтерна­тивные методы лечения, полностью отказы­вается от ортодоксального лечения (хотя не­которые альтернативные подходы, например гомеопатия, полностью отвергают сами осно­вы ортодоксальной медицины). Многие лю­ди используют комбинацию обоих подходов. По этой причине некоторые ученые предпо­читают называть неортодоксальную практику не альтернативной, а дополнительной меди­циной (Saks 1992).

132

Глава б. Социология тела: здоровье, болезнь и старение

Есть ряд причин, заставляющих людей обращаться к услугам альтернативного вра­ча. Некоторые чувствуют, что ортодоксальная медицина недостаточна или неспособна вы­лечить хронические ноющие боли или симп­томы стресса и страха. Другие разочарованы тем, как функционирует современная система здравоохранения с ее длинными очередями, направлениями к цепочке специалистов, фи­нансовыми ограничениями и т. п. С этим свя­заны и тревоги по поводу вредных побочных явлений медикаментозного лечения и хирур­гического вмешательства — двух основных ме­тодов современной системы здравоохранения. В основе выбора некоторых людей в пользу альтернативной медицины лежит асимметрич­ная по силе связь докторов с пациентами. Лю­ди чувствуют, что роль «пассивного пациента» не позволяет им достаточно глубоко проник­нуть в суть лечения и процесса выздоровле­ния. Наконец, ряд лиц предъявляет религиоз­ные или философские возражения ортодок­сальной медицине, которая пытается лечить душу и тело по отдельности. Они убеждены, что в практике ортодоксальной медицины ча­сто не принимаются во внимание духовный и психологический аспекты здоровья и болез­ни. Как мы увидим в этой главе, все эти трево­ги представляют неявную или явную критику биомедицинской модели здоровья, на осно­ве которой действует все западное здраво­охранение. Биомедицинская модель здоровья определяет болезнь в объективных терминах и утверждает, что здоровое тело может быть восстановлено путем научно обоснованного медицинского лечения.

Рост альтернативной медицины ставит перед социологами ряд интересных вопро­сов. Прежде всего, это захватывающее отра­жение тех преобразований, которые происхо­дят внутри современных обществ. Мы живем в эпоху, когда из самых разных источников становится доступной все больше и больше информации, побуждающей нас выбирать раз­ные пути в жизни. Забота о здоровье в этом отношении не является исключением. Люди все больше становятся «потребителями здоро­вья», занимая активную позицию по отноше­нию к собственному здоровью и благополу­чию. Мы можем не только выбирать разных лечащих врачей для консультаций, но мы на­стаиваем на большей вовлеченности в свое собственное лечение и уход. В этом смысле рост альтернативной медицины связан с рас-

ширением движения самопомощи, включаю­щего группы поддержки, обучающие кружки и книги для самообучения. Сейчас люди более охотно, чем когда-либо раньше, берут в руки контроль за своими жизнями и активно пе­рестраивают их, вместо того чтобы следовать инструкциям или мнениям других.

Еще один представляющий интерес для социологов вопрос связан с меняющимся в по­следние годы характером здоровья и болезни. Похоже, что многие болезненные состояния и заболевания, для лечения которых люди об­ращаются к альтернативной медицине, сами являются продуктами нашего времени. Бес­сонница, страхи, стресс, депрессия, переутом­ление и хронические боли (причиной кото­рых являются артрит, рак и другие болез­ни) — число этих заболеваний в промыш-ленно развитых странах растет. Хотя все эти болезни существуют давно, по-видимому, сей­час они являются причиной больших стра­даний и разрушений человеческого здоровья, чем когда-либо раньше. Недавние обследова­ния показали, что стресс превзошел обыч­ную простуду, став главной причиной невы­хода на работу. Всемирная организация здра­воохранения предсказывает, что через два­дцать лет стресс будет наиболее разрушаю­щей здоровье болезнью в мире. По иронии судьбы эти последствия современной жизни относятся к тем, с которыми ортодоксаль­ная медицина справляется с большим тру­дом. Хотя альтернативная медицина вряд ли превзойдет «официальное» здравоохранение, есть все указания на то, что ее роль будет возрастать.

Социология тела

Раздел науки, называемый социологией тела, исследует особенности того, как наши тела подвержены влиянию общества. Как и все че­ловеческие существа, мы телесны — мы все имеем тело. Но наше тело не есть что-то, чем мы просто обладаем, что существует вне общества. На наши тела глубоко влияет как со­циальный опыт, так и нормы и ценности тех групп населения, к которым мы принадлежим. Лишь недавно социологи начали замечать глу­бинную природу взаимосвязей общественной жизни и тела. Таким образом, это поле иссле­дований является совершенно новым и одним из самых увлекательных.

Социальный базис здоровья

133

Социология тела включает ряд основных тем, о которых пойдет речь в данной главе. Од­на из главных тем касается влияния социаль­ных изменений на тело, так как по всей книге подчеркиваются сами социальные изменения. В нашем быстро меняющемся мире возникают новые риски и вызовы, которые могут влиять на наши тела и состояние здоровья. Одновре­менно возникает возможность сделать выбор того, как вести себя в повседневной жизни и заботиться о собственном здоровье. В меди­цине и системе здравоохранения происходят колоссальные изменения, позволяющие людям играть более заметную роль в собственном лечении и предотвращении заболеваний. Ме­няются связи между специалистами-медиками и пациентами, причем все больше растет по­пулярность «альтернативной» медицины.

В следующем разделе мы рассматрива­ем социальный базис здоровья, концентрируя внимание на характерных особенностях здо­ровья и болезни и их связях с социальным неравенством. Затем мы исследуем развитие научной медицины и возникновение биоме­дицинской модели здоровья. Мы обсудим оба эти процесса и те принципы, которые ле­жат в основе современной медицины, а также высказанные в адрес этих принципов крити­ческие замечания. Далее мы обратимся к со­циологическим перспективам здоровья, сосре­доточившись, в частности, на работах симво­лических интеракционистов, исследовавших опыт болезни. Наконец мы поговорим о ста­реющем теле. Как и многие другие аспек­ты нашей жизни в современных обществах, старость совсем не похожа на то, чем она была ранее. Процесс старения — не просто физический процесс, а нынешнее положение пожилых людей в обществе фундаментально изменилось.

Социальный базис здоровья

В XX в. зафиксирован значительный общий рост продолжительности жизни людей в инду­стриально развитых странах. "Удалось практи­чески искоренить такие заболевания, как по­лиомиелит, скарлатина и туберкулез. По срав­нению с другими частями света стандарты здоровья и благосостояния в этих странах от­носительно высоки. Многие из успехов в здра­воохранении приписываются мощи современ­ной медицины. Общепринятое предположение

состоит в том, что медицинские исследова­ния были и продолжают быть успешными в установлении биологических причин болез­ни и поиске эффективных методов ее лечения. Продолжая эту логическую цепочку, можно ожидать, что с ростом медицинских знаний и компетентности мы увидим прочное и ста­бильное улучшение здоровья людей.

Хотя такой подход к здоровью и болезни чрезвычайно распространен, он не слишком удовлетворяет социологов. Причина в том, что здесь игнорируется важная роль, которую иг­рают влияние общества и окружающей среды на характер здоровья и болезни. Улучшение здоровья общества в целом за последние сто лет не может скрыть того факта, что здоровье и болезни распределены среди населения не­равномерно. Исследования показали, что не­которые группы людей обладают значительно лучшим здоровьем, чем другие. Представля­ется, что это неравенство здоровья связано с более крупными социоэкономическими осо­бенностями.

Социологи и специалисты в области со­циальной эпидемиологии — науки, изучаю­щей распределение и сферу распространения болезней и заболеваний среди населения, пы­тались объяснить связь между здоровьем и та­кими переменными, как социальный класс, пол, раса, возраст и географическое положе­ние. Хотя большинство ученых признает нали­чие корреляции между здоровьем и социаль­ным неравенством, в ученой среде нет согла­сия в вопросе о природе этой связи или в том, как взяться за изучение неравенства здоровья. Одна из главных спорных областей связана с относительной важностью индивидуальных переменных (таких как стиль жизни, поведе­ние, диета и культурные особенности) по срав­нению со структурными факторами и влияни­ем окружающей среды (например, распреде­лением доходов и бедностью). В этом разде­ле мы рассмотрим изменения характеристик здоровья в Великобритании в соответствии с социальным классом, полом, расой и геогра­фическим положением, и сделаем обзор ряда конкурирующих объяснений их устойчивости.

Социальный класс и здоровье

Исследования выявили четкую связь между показателями смертности и заболеваемости и тем социальным классом, к которому при­надлежит человек. Важную роль сыграли два

134