Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Гидденс Э. Социология.doc
Скачиваний:
5
Добавлен:
01.04.2025
Размер:
9.51 Mб
Скачать

Глава 5. Гендер и сексуальные отношения

чем 90 % мужчин занимались мастурбацией и почти 60% — различными формами ораль­ного секса. Среди женщин около 50 % имели добрачные половые связи, хотя в большинстве со своими предполагаемыми мужьями. Около 60 % занимались мастурбацией и примерно такое же количество женщин практиковало оралыю-генитальные контакты.

Возможно, что в тот конкретный период, сразу после Второй мировой войны, проде­монстрированный Кинси разрыв между при­нятыми обществом установками и реальным поведением был особенно велик. Фаза сексу­альной либерализации началась значительно раньше, в 1920-е гг., когда многие молодые лю­ди почувствовали себя свободными от строгих моральных ограничений, определявших пове­дение старших поколений. Вероятно, сексуаль­ное поведение в те времена сильно измени­лось, однако вопросы, касающиеся сексуаль­ности, не обсуждались публично столь же ши­роко, как сейчас. Люди, принимавшие участие в сексуальных действиях, все еще полностью отвергавшихся общественным мнением, скры­вали их, не отдавая себе отчета в том, насколь­ко широко распространена подобная практи­ка. В более терпимую эпоху 19бО-х гг. открыто декларируемое поведение пришло в большее соответствие с реальностью.

Сексуальное поведение после Кинси

В 19бО-е гг. бросившие вызов существовавше­му порядку вещей общественные движения, вроде связанных с коитркультурой или обра­зом жизни «хиппи», порвали и с принятыми сексуальными нормами. Эти движения про­поведовали сексуальную свободу, а появление противозачаточных таблеток для женщин поз­волило четко отделить сексуальное удоволь­ствие от продолжения рода. Женские органи­зации начали также борьбу за большую неза­висимость от мужских сексуальных ценностей, за отказ от двойного стандарта и за призна­ние необходимости достижения женщинами большего сексуального удовлетворения.

До недавнего времени было трудно ска­зать с достаточной точностью, насколько из­менилось сексуальное поведение со времен исследования Кинси. В конце 1980-х гг. Лили­ан Рубин опросила 1 000 американцев в воз­расте от 13 до 48 лет, чтобы установить, какие изменения в сексуальных установках и по­ведении произошли за предшествующие три

десятилетия. Согласно ее исследованиям, про­изошли действительно важные события. Сек­суальная активность стала чаще начинаться в более раннем возрасте, чем у предыдущего поколения; кроме того, сексуальная практика подростков постепенно становилась столь же разнообразной и обширной, как у взрослых. Двойной стандарт все еще существовал, но он не был столь сильным, как раньше. Одно из са­мых важных изменений заключалось в том, что женщины стали ожидать и активно доби­ваться сексуального удовольствия в половых сношениях. Они хотели не только давать сек­суальное удовлетворение, но и получать его, — явление, которое, как доказывает Рубин, имеет большие последствия для обоих полов.

Женщины сейчас сексуально более рас­крепощены, чем когда-либо ранее; однако вме­сте с этим достижением, которое приветствует большинство мужчин, пришла новая самоуве­ренность, которую многие мужчины принима­ют с трудом. Мужчины, с которыми беседова­ла Рубин, часто говорили, что они «чувствуют себя неадекватно», боятся, что не смогут «сде­лать все правильно» и считают, что «совре­менную женщину невозможно удовлетворить» (Rubin 1990).

Мужчины чувствуют себя неадекватно? Разве это не противоречит всему, что мы ожи­даем? Ведь в современном обществе мужчи­ны продолжают доминировать в большинстве сфер жизни и они, в общем, значительно более жестоки по отношению к женщинам, чем жен­щины к мужчинам. Такая жестокость постоян­но нацелена на контроль и продолжающееся подчинение женщин. Однако, как мы упомина­ли ранее в этой главе, ряд авторов начал дока­зывать, что мужественность — не только источ­ник награды, но и бремя. Слишком большая мужская сексуальность, добавляют они, ско­рее навязчива, чем доставляет удовольствие. Если мужчины прекратят использовать сек­суальность как средство контроля, выиграют не только женщины, но и они сами.

Новая верность?

В 1994 г. группа исследователей опубликовала обзор «Социальная организация сексуально­сти: сексуальные обычаи в Соединенных Шта­тах» — наиболее подробное изучение сексуаль­ного поведения в какой-либо стране со времен Кинси. К удивлению многих, исследования по­казали существенный сексуальный консерва­тизм американцев. Например, 83 % опрошен-

Гомосексуальность

121

ных имели только одного (или пи одного) партнера в прошедшем году, а среди жена­тых людей эта цифра увеличилась до 96 %. Супружеская верность также обычна: только 10 % женщин и менее 25 % мужчин заявили о том, что имели за всю жизнь внебрачные связи. Согласно исследованию, за всю жизнь американцы имеют в среднем только трех партнеров. Несмотря на кажущуюся размерен­ной манеру поведения, из этого исследования вытекают и определенные изменения в по­ведении, наиболее существенным из которых является прогрессирующий рост числа добрач­ных сексуальных контактов, особенно среди женщин. На самом деле свыше 95 % американ­цев вступают в брак, уже имея сексуальный опыт (Laumann et al. 1994).

Изучение сексуального поведения чрева­то трудностями. Мы просто не знаем, до ка­кой степени люди говорят проводящему опрос исследователю правду о своей сексуальной жизни. Представляется, что доклад «Социаль­ная организация сексуальности» показывает, что американцы менее безрассудны в своей сексуальной жизни, чем они были во вре­мена докладов Кинси. Возможно, что сами доклады Кинси были неточны. Возможно, что страх СПИДа привел к тому, что многие люди ограничили уровень своей сексуальной актив­ности. Наконец, возможно, что по каким-то причинам люди в паши дни более склонны скрывать формы своей сексуальной активно­сти. Мы не уверены.

Достоверность обследования сексуально­го поведения стала недавно предметом интен­сивных споров (Lewontin 1995). Критики толь­ко что обсуждавшегося исследования утвер­ждали, что такие обследования не дают досто­верной информации о сексуальных привыч­ках. Часть разногласий касалась ответов, по­лученных от пожилых людей. Исследователи доложили, что 45 % мужчин в возрасте от 80 до 85 лет заявили, что занимаются сексом со своей партнершей. Критики заявили, что это настолько очевидная неправда, что ставит под сомнение цифры во всем обзоре. Исследо­ватели защищались от обвинений и получили поддержку от специалистов по изучению по­жилых людей, которые обвинили критиков в неверных стереотипах в отношении старо­сти. Они отметили, что в ходе одного из опро­сов пожилых людей, живущих вне домов пре­старелых, 74% опрошенных заявили, что они сексуально активны. Другой опрос показал, что

большинство мужчин даже в девяностолетнем возрасте сохраняют интерес к сексу.

Гомосексуальность

ГЬмосексуальность, т. е. ориентация сексуаль­ной активности или чувств на людей того же пола, существует во всех культурах. В ряде не­западных культур гомосексуальные отношения среди некоторых групп приняты и даже при­ветствуются. Так, в племени батаков на севере Суматры разрешены гомосексуальные отно­шения мужчин до женитьбы. С наступлением половой зрелости мальчики покидают роди­тельские дома и спят в хижинах примерно с десятком более взрослых мужчин, которые знакомят новичков с гомосексуальной прак­тикой. Однако во многих обществах гомо­сексуализм в столь открытой форме не по­ощряется: Например, в западном мире пре­обладает представление о гомосексуалистах как о людях (мужчинах или женщинах), рез­ко отделенных по своим сексуальным вкусам от большинства населения.

В своих исследованиях сексуальности Мишель Фуко показал, что до XVIII в., по-види­мому, не существовало самого понятия гомо­сексуалист (Foncault 1978). Акт содомии осуж­дался церковными иерархами и законом; в Ан­глии и ряде других европейских стран он на­казывался смертной казнью. Однако под содо­мией понималось не только гомосексуальное преступление. Это понятие применялось к от­ношениям между мужчинами и женщинами, мужчинами и животными, а также мужчинами друг с другом. Термин «гомосексуальность» был введен в обиход в 18бО-е гг., и с тех пор гомо­сексуалистов все больше рассматривают как отдельный тип личностей со специфическими сексуальными отклонениями (Weeks 1986). Го­мосексуальность стала частью «медицинских» дискуссий; о ней говорят с использованием клинической терминологии как о психиче­ском нарушении или извращении, а не как о религиозном «грехе». Гомосексуалисты, наря­ду с другими людьми с отклонениями от нор­мы, например, педофилами или трансвестита­ми, рассматриваются как страдающие биоло­гической патологией, угрожающей нравствен­ному здоровью основной части общества.

Подробнее о медицинских перспективах см. раздел «Возникновение биомедицинской мо­дели здоровья» на с. 141.

122