Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Гидденс Э. Социология.doc
Скачиваний:
2
Добавлен:
02.01.2020
Размер:
9.51 Mб
Скачать

Глава 5. Гендер и сексуальные отношения

Сильвия Вальби теоретик патриархата

Во многих феминистских интерпретациях тен­дерного неравенства центральной являлась идея патриархата. Однако как аналитический инстру­мент эта идея также подвергалась критике за не­способность объяснить изменения и многообра­зие форм тендерного неравенства. Разве не оче­видно, уверяют критики, что мы не можем гово­рить об одной однородной и неизменной си­стеме подавления во всей истории? Сильвия Вальби — теоретик, уверенный в том, что кон­цепция патриархата существенна для анализа тендерного неравенства. Однако она согласна, что многие критические замечания справедли­вы. В книге «Теория патриархата» (Walby 1990) Вальби предлагает более гибкий, чем ее предше­ственники, способ понимания патриархата. Он оставляет возможность изменения в историче­ском времени и учета этнических и классовых различий.

Для Вальби патриархат — это «система социальных структур и обычаев, в которой муж­чины господствуют над женщинами, подавляют и эксплуатируют их» (Walby 1990, 20). Она рас­сматривает патриархат и капитализм как отдель­ные системы, различным образом взаимодей­ствующие друг с другом в зависимости от ис­торических условий — иногда гармонично, ино­гда напряженно. Капитализм, утверждает она,

в целом выиграл от патриархата благодаря раз­делению труда по признаку пола. Но в иные времена перевес был то на одной стороне, то на другой. Например, во время войны, когда женщины во множестве появились на рынке тру­да, интересы капитализма и патриархата были разными.

Вальби устанавливает шесть структур, в рамках которых функционирует патриархат. Она замечает, что слабость первых феминистских теорий заключалась в тенденции сосредоточить­ся на какой-то одной «существенной» причи­не подавления женщин, например, мужской же­стокости или роли женщин в воспроизводстве потомства. Так как Вальби интересуется глуби­ной и внутренними взаимосвязями тендерного неравенства, она рассматривает патриархат со­стоящим из шести независимых, но взаимодей­ствующих друг с другом структур.

  • Производственные отношения в доме. Не- оплаченный домашний труд женщин — ведение домашнего хозяйства и уход за детьми — экспроприируется ее мужем (или сожителем).

  • Оплачиваемая работа. На рынке труда женщин не допускают к определенным ра­ ботам, меньше платят и предоставляют ме­ нее квалифицированную работу.

поняли, что вопрос о расе нельзя игнори­ровать: чернокожие женщины подвергаются дискриминации на основании их расы и по­ла. В последнее время чернокожие женщины не стоят в центре движения за равноправие женщин, отчасти потому, что в их личностях «женственность» занимает значительно мень­ше места, чем понятие расы.

Хуке доказывает, что предпочитаемая бе­лыми феминистами система объяснений, на­пример, точка зрения на семью как главную опору патриархата, может быть непримени­ма в чернокожих общинах, где семья — это главное место, где проявляется солидарность против расизма. Иными словами, угнетение чернокожих женщин может быть обнаружено совершенно в других местах по сравнению с белыми женщинами.

Чернокожие феминисты приходят поэто­му к выводу, что всякая теория тендерного равенства, которая не принимает во внимание расизм, не способна адекватно объяснить угне-

тение чернокожих женщин. Другим фактором, которым нельзя пренебречь для большого чис­ла чернокожих женщин, являются классовые различия. Ряд чернокожих феминистов пола­гает, что сила их теорий заключается в со­средоточении внимания на взаимодействии между расовыми, классовыми и тендерными проблемами. Как утверждают эти ученые, чер­нокожие женщины находятся в невыгодном положении с нескольких точек зрения — из-за цвета кожи, пола и классового положе­ния. Когда эти три фактора взаимодейству­ют, они подкрепляют и усиливают друг друга {Brewer 1993).

Черты женственности,

мужественности и тендерные отношения

Учитывая озабоченности феминистов в от­ношении подчиненного положения женщин

Черты женственности, мужественности и гендерные отношения

111

  • Патриархальное государство. В своей по­ литике и приоритетах государство демон­ стрирует систематическое смещение в сто­ рону интересов патриархата.

  • Мужская жестокость. Хотя мужская же­ стокость часто выглядит состоящей из дей­ ствий отдельных индивидуумов, на самом деле она структурирована и систематична. Женщины постоянно испытывают эту же­ стокость и стандартным образом реагируют на нее. Государство, за редкими исключе­ ниями, отказывается от вмешательства и, по существу, терпимо относится к жесто­ кости.

  • Патриархальные отношения в сексуальной жизни. Это выражается в «принудительной гетеросексуальности» и в двойных стан­ дартах в сексуальных отношениях между мужчинами и женщинами (когда применя­ ются разные «правила» сексуального пове­ дения).

  • Патриархальные культурные установки. Множество общественных институтов и обычаев, включая работу средств массо­ вой информации, религию и образова­ ние, порождают представления о женщинах «в рамках патриархального взгляда». Эти представления влияют на личности женщин и предписывают им допустимые стандарты поведения и действий.

Вальби различает две формы патриархата. Частный патриархат — подавление женщин, возникающее внутри дома и осуществляемое ру­ками отдельного патриарха. Это исключающая стратегия, потому что женщины, по-существу, не допускаются к участию в общественной жиз­ни. С другой стороны, общественный патри­архат более коллективен по форме. Женщины включены в общественные отношения, такие как политика или рынок труда, но остаются отде­ленными от богатства, власти и общественного статуса.

Вальби утверждает, что по крайней ме­ре в Великобритании от викторианской эпохи до наших дней происходят изменения как сте­пени, так и формы патриархата. Она замечает, что сужение разрыва в оплате труда и успе­хи в женском образовании демонстрируют не­который сдвиг степени патриархата в сторо­ну уменьшения, но отнюдь не свидетельству­ют о его поражении. Если когда-то подавление женщин чаще осуществлялось дома, сейчас оно распространено во всем обществе — женщины подвергнуты сегрегации и подчинению во всех сферах публичной жизни. Иными словами, пат­риархат изменил форму и перешел от частного к общественному. Как язвительно замечает Валь­би, стоило женщинам освободиться от домашних дел, как их стало эксплуатировать все общество (Walby 1990).

в обществе, вероятно, не вызывает удивления тот факт, что самые ранние исследования ген-дера были почти исключительно посвящены женщинам и понятию женственности. Мужчи­ны и мужественность считались сравнительно понятными и не вызывающими вопросов по­нятиями. На анализ мужественности, опыта быть мужчиной или формирование мужской идентичности было потрачено очень мало уси­лий. Значительно больше социологи занима­лись попытками понять подавление женщин мужчинами и их роль в сохранении патри­архата.

Однако, начиная с конца 1980-х гг., кри­тическому изучению мужчин и мужественно­сти стало уделяться больше внимания. Фун­даментальные перемены, повлиявшие на роль женщин и характер семьи в индустриально развитых обществах, подняли вопросы о при­роде мужественности и ее меняющейся роли в обществе. Что такое быть мужчиной в пост­модернистском обществе? Находится ли му-

жественность в кризисе? Как преобразуются традиционные ожидания и требования в от­ношении мужчин в быстро меняющемся мире? В последние годы социологи все больше интересуются вопросом об общественном по­ложении и жизненном опыте мужчин в расши­ряющихся рамках формирующего их порядка. Этот сдвиг внутри социологии пола и сексу­альности привел к более серьезному изучению мужчин и мужественности в рамках объемлю­щего понятия тендерных отношений — со­циально обусловленных взаимодействий меж­ду мужчинами и женщинами. Социологи хо­тят постичь, каким образом строится мужская идентичность и какое влияние на поведение мужчин оказывают социально предписанные им роли.

Р. У. Коннелл. Тендерный порядок

В книгах «Гендер и власть» (Connett 1987) и «Проявления мужественности» (Connell 1995) Р. У. Коннелл дал одно из наиболее полных

112