Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Гидденс Э. Социология.doc
Скачиваний:
2
Добавлен:
02.01.2020
Размер:
9.51 Mб
Скачать

Глава 4. Социальное взаимодействие и повседневная жизнь

Женщины и мужчины на людях: связь между микро- и макросоциологией

Идущую по улице женщину смущают слова, ска­занные в ее адрес группой мужчин. Это — до­статочно обычная ситуация, и на первый взгляд она как будто бы совершенно подходит для мик­росоциологического изучения. В исследовании, озаглавленном «Проходя мимо: тендер и ата­ка на него со стороны общества», Кэрол Брукс. Гарднер пришла к выводу, что есть самые разные места (среди них очень славятся оконечности строительных площадок), где женщины сталки­ваются с ситуациями нежелательного общения, которое, с их точки зрения, выглядит оскорби­тельным.

Хотя атаку на одинокую женщину и мож­но исследовать, пользуясь микросоциологиче­ским подходом и тем самым рассматривая ее как отдельно взятый случай взаимодействия, этот анализ непродуктивен из-за упрощения де­ла. Подобная атака типична для происходящего на улице разговора между мужчиной и жен­щиной (Gardner 1995). А такого рода взаимо-

действия просто нельзя понять, если остаются вне поля зрения социальные причины гендер-ной иерархии. Вот как обнаруживается связь между микро- и макроуровнями анализа. На­пример, Гарднер нашла связь между нападками на женщин со стороны мужчин и общей систе­мой тендерного неравенства, проявляющегося в привилегированном общественном положении мужчин, физической уязвимости женщин и вез­десущей опасности изнасилования.

Если не выявлять этой связи между микро-и макроуровнями, наше представление о подоб­ных взаимодействиях будет очень ограниченным. Они либо будут выглядеть как отдельные слу­чаи, либо будут якобы устранены в результате хорошего воспитания. Понимание связи меж­ду микро- и макроуровнями дает возможность осознать, что для кардинального решения про­блемы необходимо сосредоточиться на устране­нии форм тендерного неравенства, порождаю­щего упомянутый тип взаимодействия.

обходимы. Однако затем опять образуется ряд новых, достаточно устойчивых привычек.

Во-вторых, изучение повседневности по­казывает, как творчески люди могут действо­вать, упорядочивая реальность. Несмотря на то, что социальное поведение до некоторой степени подчинено таким факторам, как роли, нормы и общепринятые ожидания, реальность воспринимается отдельными людьми по-раз­ному, в зависимости от их происхождения, в соответствии с их интересами и побуждени­ями. Поскольку они способны к созиданию, то постоянно творят реальность, принимая реше­ния и совершая поступки. Иначе говоря, реаль­ность не определена раз и навсегда, статика ей не свойственна: реальность создается во взаи­модействиях людей. Такое понимание социаль­ного конструирования реальности (см. врезку на с. 94) лежит в основе теории символическо­го интеракционизма, представленной в главе 1 («Что такое социология?»).

В-третьих, изучение социального взаи­модействия в повседневной жизни проливает свет на системы и институты большего мас­штаба. Фактически функционирование всех крупномасштабных систем зависит от образ­цов социального взаимодействия, в котором мы ежедневно принимаем участие. Это легко показать. Припомните пример с двумя незна-

комцами, идущими по улице. Может пока­заться, что от такого эпизода напрямую мало зависят крупные, более протяженные во време­ни формы социальной организации. Однако все окажется иначе, если принять во вни­мание множество подобных взаимодействий. В современном обществе большинство лю­дей живет в малых и больших городах и все время взаимодействует с теми, кто им лично не знаком. Гражданское невнимание наряду с другими приемами придает облик, прису­щий городской жизни с типичными для нее толпами торопящихся людей и мимолетными, безличными контактами.

Микро- и макросоциология

Микросоциологией обычно именуют иссле­дование повседневного поведения в условиях общения лицом к лицу. В ней анализ проводят на уровне индивидов или малых групп. Она отличается от макросоциологии, предметом которой являются такие крупномасштабные социальные системы, как политическая си­стема или экономический порядок. В рамках макросоциологии также проводится анализ долговременных процессов изменения, как, например, развитие индустриализма. На пер­вый взгляд может показаться, будто микро-и макроисследования отличаются друг от дру-

Невербальное общение

81

га. На самом деле они тесно связаны (Кпогг-Cetina and Cicourel 1981; Giddens 1984), о чем вы узнаете из этой главы.

Макроанализ существенно важен для по­нимания институциональной основы повсе­дневной жизни. На разный образ повседнев­ной жизни сильно влияет общая институцио­нальная структура, что становится очевидным при сравнении повседневного цикла деятель­ности, свойственной традиционной культуре, с жизнью в индустриальной городской среде. В современном обществе мы постоянно на­ходимся в контакте с посторонними людьми. Этот контакт бывает косвенным и безлич­ным. Однако независимо от того, сколько кос­венных связей устанавливается нами сегодня, присутствие других людей играет решающую роль даже в обществах, самых сложных по сво­ей организации. Можно решить послать знако­мому письмо по электронной почте, а можно предпочесть слетать на самолете за тысячи миль, чтобы провести выходные дни вместе с другом.

В свою очередь, микроисследования не­обходимы для того, чтобы выявить, как в об­щих чертах устроены в стране институты. Оче­видно, общение лицом к лицу является глав­ной составляющей всех форм социального взаимодействия вне зависимости от масштаб­ности контекста. Представьте, что мы заняты исследованием корпорации. Мы бы смогли многое понять в ее деятельности, просто изу­чая поведение лицом к лицу. Например, мож­но было бы проанализировать взаимодействие директоров в зале заседаний совета директо­ров, сотрудников различных подразделений или рабочих в цехах. Нам бы таким обра­зом не удалось составить ясное представление о всей корпорации, поскольку она ведет дела, пользуясь печатными материалами, телефона­ми и компьютерами. Тем не менее мы бы наверняка существенно углубили понимание того, как организована ее деятельность.

В последующих главах вы познакоми­тесь с другими примерами того, как взаимо­действие на микроуровне оказывает влияние на более масштабные социальные процессы, а макросистемы, в свою очередь, воздейству­ют на ограниченные во времени и простран­стве социальные среды. Однако прежде всего мы обратимся к нескольким главным про­блемам изучения повседневности на микро-уровне. Сначала будут рассмотрены невербаль­ные знаки (выражения лица и телодвижения),

используемые нами во взаимодействии друг с другом. Затем придет очередь анализа повсе­дневной речи, т. е. языка как средства передачи смыслов, которые одни люди намерены дове­сти до других. Наконец, в центре внимания окажутся формы структуризации нашей жиз­ни под воздействием повседневной рутины. Причем особое внимание будет уделено тому, как происходит координация наших действий во времени и пространстве.

Невербальное общение

Повседневное взаимодействие зависит от тон­кой связи между тем, что сказано нами при помощи слов, и тем, как мы применяем разно­образные формы невербального общения — обмена информацией и сообщения смысла, передаваемого выражением лица, жестом и те­лодвижением. Иногда невербальное общение определяют как «язык тела», но это неправиль­но, так как невербальные знаки используются специфическим образом для того, чтобы пе­речеркнуть сказанное либо дополнить его.

Лицо, жесты и эмоции

Выражение эмоций на лице — одно из главных средств невербального общения. Пол Экман и его коллеги разработали так называемую Кодирующую систему движения лица (КСДЛ) для описания работы мускулов, которые при­дают лицу то или иное выражение (Ekman and Friesen 1978). Посредством этой системы они пытались сделать несколько более точной область, печально извеспгую несовместимыми или противоречивыми интерпретациями, ибо нет единства мнений о том, как устанавли­вать, что выражают эмоции и каким образом их классифицировать. Создатель эволюцион­ной теории Чарльз Дарвин утверждал, что основные способы выражать эмоции у всех людей одинаковы. Несмотря на то, что кое-кто оспаривал это мнение, проведенные Экма-ном исследования представителей очень раз­ных культур, по-видимому, подтверждают его. Экман и Фризен провели обследование изо­лированно живущей в Новой Гвинее общины, у которой прежде практически не было контак­тов с посторонними людьми. Когда местным жителями показали рисунки лиц с запечат­ленными на них шестью эмоциями (радости, грусти, гнева, отвращения, страха, удивления), они смогли их различить.

82