Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Гидденс Э. Социология.doc
Скачиваний:
2
Добавлен:
02.01.2020
Размер:
9.51 Mб
Скачать

Глава 18. Города и городские пространства

тивопоставление между центральным деловым районом и бедными кварталами во многих глобальных городах следует рассматривать как взаимосвязанные явления, о чем нам напоми­нает Сэссен и другие. «Секторы роста» в но­вой экономике — финансовые услуги, марке­тинг, высокие технологии — получают гораздо больше прибыли, чем любые из традицион­ных секторов экономики. По мере того как заработная плата и премиальные весьма со­стоятельных людей продолжают расти, доходы тех, кого наняли убирать и охранять офисы первых, падают. Сэссен утверждает, что мы являемся свидетелями «ревальвации» работы, находящейся на авансцене новой глобальной экономики, и «девальвации» работы, которая происходит за кулисами (Sassen 1998).

Различия в возможностях получения до­хода — нормальное явление для рыночной экономики, но размеры этих различий в новой глобальной экономике оказывают негативное воздействие на многие аспекты социального мира, от жилья до рынка труда. Те, кто рабо­тает в области финансов и глобальных услуг, получают высокую заработную плату, и тер­ритории, где такие люди живут, подвергаются джентрификации. В то же время классиче­ские промышленные виды работ пропадают, и сам процесс джентрификации создает широ­кое предложение низкооплачиваемых должно­стей — в ресторанах, отелях и бутиках. Доступ­ное жилье в джентрифицированных районах найти нелегко, что ведет к расширению райо­нов, где живут люди с низким достатком. Пока центральные деловые районы получают массо­вый приток инвестиций в недвижимость, стро­ительство и телекоммуникации, маргинальные территории остаются не у дел.

Внутри глобальных городов обретает форму география «центральности и марги­нальное™», что показал Митч Дюнайер в сво­ем исследовании, посвященном району Нью-Йорка Гринич-виллидж. Рядом с необыкно­венным достатком здесь присутствует край­няя бедность. Однако, хотя два этих мира сосуществуют бок о бок, реальный контакт между ними может быть на удивление ми­нимальным. Как заметил Майк Дэвис в сво­ем исследовании Лос-Анджелеса, имело место «сознательное „укрепление" территории горо­да против бедных» (Davis 1990, 232). Доступ­ные общественные пространства были заме­нены огороженными стенами территориями, районами, которые охраняются с помощью

электронных систем наблюдения, и «корпо­ративными цитаделями». Процитируем самого Дэвиса:

Ради сокращения контакта с неприкасаемыми перестройка города преобразовала когда-то жизненно важные пешеходные улицы в «сточ­ные трубы» дорожного движения и превратила общественные парки во временные пристани­ща бездомных и обездоленных. Американский город... систематично выворачивается наиз­нанку или даже прячет наружное внутрь. Осо­бо дорогие пространства новых мегасоору-жений и торговых суперкомплексов сосре­доточиваются в центре, фасад, обращенный к улице, обнажается, общественная деятель­ность сортируется на строго функциональные подразделения, а передвижение происходит внутри коридоров под надзором частной по­лиции (Davis 1990, 226).

Согласно Дэвису, существование самых бедных и наиболее маргинальных обитателей Лос-Ан­джелеса сделано максимально «непригодным для жизни». Лавки на автобусных остановках имеют цилиндрическую форму, чтобы люди на них не спали; число общественных туа­летов является самым низким по сравнению с остальными большими городами страны, а во многих парках установлены системы раз­брызгивания воды, чтобы в них не жили без­домные. Полиция и градостроители пытались удерживать бездомное население в определен­ных районах города, но с помощью перио­дических прочесываний и конфискаций са­модельных убежищ они эффективно создали население «городских бедуинов».

Управляя городами в глобальную эпоху

Как и глобализация, урбанизация является дву­сторонним и противоречивым явлением. Она оказывает и созидательное, и разрушительное действие на города. С одной стороны, она при­водит к концентрации людей, товаров, услуг и возможностей. Но в то же самое время она делит на фрагменты и ослабляет связь меж­ду городами, традициями и существующими системами. Помимо новых возможностей, со­здаваемых централизацией и экономическим ростом, существуют опасные последствия мар­гинализации. Не только в развивающихся, но и в индустриальных странах многие го­родские жители работают на периферии, вне

Управляя городами в глобальную эпоху

517

сферы формальной трудовой занятости, прав­ления закона и гражданской культуры {Borja and Castells 1997).

Управляя глобальным

Хотя глобализация приводит к множеству про­блем, с которыми сталкиваются города по все­му миру, она также дает городам и местным правительствам возможность играть активную политическую роль. Города стали важнее, чем когда бы то ни было, по мере того как государ­ства все чаще не справляются с глобальными тенденциями. Такие проблемы, как экологиче­ский риск и неустойчивость финансовых рын­ков, требуют решения на гораздо более высо­ком уровне, чем государственный; отдельные страны, даже самые могущественные, слиш­ком «малы», чтобы противостоять этим силам. Но в то же время национальные государства и чересчур «велики», чтобы адекватно отвечать на огромное многообразие нужд, которые воз­никают на космополитичных городских тер­риториях. Там, где национальное государство не в состоянии действовать эффективно, мест­ные и городские власти могут быть более «по­движными формами управления глобальным» {Borja and Castells 1997).

См. также на с. 386 материал о подъеме об­щественных движений в ответ на «Полити­ческие и социальные изменения».

Хорди Борха и Мануэль Кастеллс утвер­ждают, что существуют три основных сферы, в которых местные власти могут эффектив­но управлять глобальными силами {Borja and Castells 1997). Во-первых, города могут вно­сить вклад в экономическую продуктивность и соревнование с помощью управления мест­ной «средой обитания» — условиями и сред­ствами, которые образуют социальную основу экономической продуктивности. Экономиче­ская конкуренция в новой экономике зависит от продуктивной квалифицированной рабо­чей силы; чтобы быть продуктивной, эта ра­бочая сила должна иметь надежную систему образования для своих детей, хороший об­щественный транспорт, удобное и доступное жилье, квалифицированные правоохранитель­ные органы, эффективные аварийные службы и разнообразные культурные ресурсы.

Во-вторых, города играют важную роль в обеспечении социокультурной интеграции многонационального населендя. Глобальные

города объединяют людей из десятков стран, отличающихся по религии и языку, а также находящихся на разных социально-экономи­ческих уровнях. Если значительному плюра­лизму, наблюдаемому в городах-космополитах, не противопоставить силы интеграции, в ре­зультате могут возникнуть раздробленность общества и нетерпимость. В особенности там, где эффективность национальных государств в стимулировании социальной сплоченности находится в опасности по религиозным, линг­вистическим и прочим причинам, отдельные города могут являться позитивным орудием социальной интеграции.

В-третьих, города являются важным ме­стом сосредоточения политического предста­вительства и руководства. Местные власти имеют два неотъемлемых преимущества над национальным государством при решении глобальных проблем: у них больше легитим­ности по отношению к тем, кого они пред­ставляют, и они также обладают большей сте­пенью гибкости и возможностью лавировать, чем национальные структуры. Как мы узнали в главе 14 («Правительство и политика»), мно­гие граждане считают, что национальные по­литические системы неадекватно представля­ют их интересы и проблемы. В случаях, когда общенациональные органы власти слишком удалены для того, чтобы представлять опре­деленные культурные или региональные инте­ресы, городские и местные власти являются более доступным форумом для политической активности.

Города как политические,

экономические и социальные

агенты

В городах пересекаются пути очень большо­го числа организаций, учреждений и групп. На городских территориях внутренние и меж­дународные компании, потенциальные инве­сторы, государственные органы, гражданские ассоциации и многие другие организации встречаются и устанавливают между собой связи. Эти связи могут привести к коллектив­ным и объединенным действиям, в которых города выступают в качестве социальных аген­тов в сферах политики, экономики, культуры и СМИ.

Число городов, играющих активную роль в мировой экономике, в последние годы вы­росло. В Европе начиная с рецессии 1970-х гг.

518