Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Гидденс Э. Социология.doc
Скачиваний:
5
Добавлен:
01.04.2025
Размер:
9.51 Mб
Скачать

Глава 16. Образование

черных или представителей этнических мень­шинств. На результаты тестов по определению IQ могут также повлиять некоторые факторы, не имеющие ничего общего со способностя­ми, которые должны якобы измеряться, такие, например, как атмосфера напряженности при проведении тестирования. Так, исследование показало, что если тестирование на IQ прово­дил белый, результаты афроамериканцев были на шесть баллов ниже, чем в тех случаях, когда тестирование проводил черный {Kamin 1977). Социологи, обследовавшие группы бес­правных этнических меньшинств в других странах, таких как «неприкасаемые» в Индии, маори в Новой Зеландии и буракумины в Япо­нии7', с уверенностью угверждают, что разли­чия в IQ между афроамериканцами и белыми в США обусловлены социальными и культур­ными расхождениями. Во всех обследованных ими группах дети при тестировании на IQ на­бирали в среднем на десять-пятнадцать баллов меньше, чем дети, принадлежавшие к этниче­скому большинству. Этот вывод получил даль­нейшую поддержку при сравнительном изу­чении четырнадцати стран (включая Соеди­ненные Штаты), которое показало значитель­ный рост среднего показателя IQ за послед­ние полстолетия для всего населения в целом (Coleman 1987). Тесты по определению IQ по­стоянно обновляются. Когда одной и той же группе людей даются старые и новые вариан­ты тестев, по старым тестам люди набирают значительно большее количество баллов. Со­временные дети, когда им при тестировании на IQ были даны задания 1930-х гг., набрали в среднем на пятнадцать баллов больше, чем группы 1930 г. — как раз такая же средняя разница, какая в наши дни разделяет черных и белых. Теперешние дети не имеют врожден­ного превосходства в интеллектуальных спо­собностях по сравнению с их родителями или дедушками и бабушками; изменение, по-види­мому, объясняется увеличением благосостоя­ния и социальных возможностей. В среднем социальный и экономический разрыв между белыми и афроамериканцами по меньшей ме­ре столь же велик, как разрыв между разными поколениями, и этого достаточно, чтобы объ­яснить расхождения в количестве баллов при

7) Буракумины (от яп. bwaku «гетто») - в Японии представители достаточно многочисленного социально­го меньшинства, традиционно относимые к «отвержен­ным» в связи с выполняемой ими «грязной» работой. — Прим. перев.

тестировании на IQ. В то же время, среднее количество баллов, определенное для групп в целом, ничего не дает для предсказания уровня умственного развития каждого отдель­ного члена этой группы. Возможно, различия между отдельными людьми, влияющие на ко­личество баллов при тестировании на IQ, ча­стично являются генетическими, однако утвер­ждение о том, что некоторые расы в целом умнее других рас, остается бездоказательным и маловероятным.

Сражения по поводу «Кривой нормального распределения»

В книге «Сражения по поводу „Кривой нор­мального распределения"» несколько извест­ных ученых, собравшись вместе, проанали­зировали взгляды Херрнстейна и Марри. Ре­дактор тома характеризует книгу указанных авторов «Кривая нормального распределения» как «самое подстрекательское сочинение в со­циальной науке за последние десять или даже более лет». Заявления и утверждения авто­ров книги «вызвали мгновенные потоки пи­сем редакторам всех крупных журналов и га­зет, не говоря уже о комментариях в радио-и телевизионных шоу» (Fraser 1995, 3).

Один из участников издания «Сражения по поводу „Кривой нормального распределе­ния"», Стивен Джей Гоулд, говорит о том, что Херрнстейн и Марри ошибаются по четырем основным пунктам. Он оспаривает их утвер­ждение о том, что интеллект можно опре­делить с помощью одного числового пока­зателя IQ; что людей можно сколько-нибудь осмысленно ранжировать с помощью одной-единственной шкалы интеллектуальных спо­собностей; что интеллект выводится в значи­тельной степени из генетического наследства; и что интеллект не может изменяться. Гоулд показывает, что каждое из подобных допуще­ний сомнительно.

Другой участник издания, Говард Гард­нер, утверждает, что научные исследования, которые велись на протяжении столетия, рас­сеяли представление об «интеллекте» как об­щей категории. Существует только «совокуп­ность умственных способностей» — практи­ческих, музыкальных, математических и т.д. Другие участники издания «Сражения по по­воду „Кривой нормального распределения"» указывали, что нет сколько-нибудь устойчи­вого соотношения между количеством баллов IQ и будущим качеством выполнения работы.

Заключение: учиться всю жизнь

457

Общий вывод участников обсуждения кни­ги Херрнстейна и Марри гласил: «расистская псевдонаука».

В заключение Гоулд пишет: «Мы долж­ны бороться с доктриной авторов „Кривой нормального распределения" потому, что она ошибочна, а также потому, что если она будет реанимирована, это отрежет всякую возмож­ность правильного формирования интеллекта людей. Разумеется, мы не можем все быть стро­ителями космических ракет или заниматься хирургией мозга, но те, кто не имеет таких способностей, вполне вероятно, станут рок-му­зыкантами или профессиональными спортс­менами (и будут иметь тем самым гораздо более высокий социальный престиж и дохо­ды)...» (Gould 1995, 22).

Эмоциональный и межличностный интеллект

Б своей книге того же названия «Эмоциональ­ный и межличностный интеллект» Дэниел Го-улмен высказал убеждение, что, по-видимому, «эмоциональный интеллект», во всяком слу­чае, не менее важен, чем IQ, в определении того, насколько успешна наша жизнь. Эмоци­ональный интеллект проявляется в том, как люди используют свои эмоции, — это спо­собность ставить перед собой цели, сдержи­вать себя, вдохновляться и быть настойчивым. В общем и целом эти качества не являются наследственными, и чем больше детей можно научить им, тем больше шансов будет у них использовать свои интеллектуальные способ­ности (Goleman 1996).

По словам Гоулмена: «Самые талантли­вые из нас могут потерпеть кораблекруше­ние на мелководье необузданных страстей и бурных импульсов, столкнувшись со скрытой опасностью: люди с высоким IQ могут быть ужасающе плохими лоцманами в своей лич­ной жизни» (Goleman 1996, 34). Здесь кроется одна из причин того, почему измерения обыч­ного интеллекта не слишком точно коррелиру­ют с последующими достижениями человека.

Так, в одном исследовании были просле­жены судьбы 95 студентов Гарварда, закончив­ших его в 1940-х гг. К тому времени все они были уже людьми среднего возраста, и обнару­жилось, что с точки зрения профессиональной карьеры те из них, у кого в колледже были высокие показатели IQ, добились лишь не­намного больших успехов, чем те студенты,

которые тогда набрали меньше баллов. Авто­ры другого исследования обратились к другому концу шкалы IQ. Они обследовали 450 юношей из района трущоб около Гарварда, причем две трети юношей были из семей, живущих на со­циальное пособие. У трети юношей из этой группы показатель IQ был ниже 90. И снова IQ имел только слабое отношение к их по­следующей карьере. Например, 7 % молодых людей с IQ ниже 80 баллов были безработ­ными, но работы не имели также и 7% с IQ выше 100. Такие способности, проявляющи­еся в детстве, как умение сдерживать свои эмоции и ладить с другими детьми, давали возможность более точного предсказания. Как сформулировал это Говард Гарднер:

Межличностный интеллект представляет со­бой способность понимать других людей: ка­кая у них мотивация, как они работают, как работать в сотрудничестве с ними. Лю­ди, преуспевшие в торговле, политики, учи­теля, лечащие врачи и религиозные лиде­ры - все с большой долей вероятности являются людьми с высоким уровнем меж­личностного интеллекта. Межличностный ин­теллект — это способность построить точ­ную, соответствующую действительности мо­дель своей личности и уметь использовать эту модель, чтобы эффективно действовать в жизни (Gardner 1993, 9).

Следует пересмотреть наше представле­ние об интеллекте и включить в него мно­гообразные факторы, способствующие успеху в жизни. Нечто сходное можно сказать и о са­мом образовании. Образование представляет собой гораздо более широкое явление, чем формальное школьное обучение. Оно также не может больше считаться подготовительным этапом перед тем временем, когда человек начнет работать. По мере того как изменя­ются технологии, изменяются необходимые умения и навыки, и даже если рассматривать образование с чисто профессиональной точ­ки зрения — как дающее навыки, важные для трудовой деятельности, — по единодушному мнению большинства ученых, в будущем лю­дям нужно будет учиться на протяжении всей жизни.

Заключение: учиться всю жизнь

Новые технологии и возникновение эконо­мики знания трансформируют традиционные

458