Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Гидденс Э. Социология.doc
Скачиваний:
5
Добавлен:
01.04.2025
Размер:
9.51 Mб
Скачать

Глава 14. Правительство и политика

в пользу кооперативных отношений с более крупными нациями, частью которых они яв­ляются, и с ЕС.

Нации и национализм в развивающихся странах

В большинстве стран развивающегося мира курс, которым идут национализм, нация и на­циональное государство, отличается по срав­нению с индустриальными обществами. Боль­шинство менее развитых стран когда-то бы­ли колонизированы европейцами и достиг­ли независимости в определенный момент второй половины XX в. Во многих из этих стран границы между колониальными адми­нистрациями были произвольно установлены в Европе и не принимали во внимание су­ществующие экономические, культурные или этнические различия среди населения. Коло­ниальные власти побеждали и подчиняли себе королевства и племенные группировки, суще­ствовавшие на африканском субконтиненте, в Индии и других частях Азии, и устанавливали свои собственные колониальные администра­ции или протектораты. Следствием этого стало то, что каждая колония была «совокупностью народов и бывших государств или их частей, собранных вместе внутри одних и тех же границ» (Akintoye 1976, 3). Большинство коло­низированных территорий содержали целую мозаику этносов и других групп.

Когда бывшие колонии получали свою независимость, им было зачастую трудно со­здать ощущение государственности и нацио­нальной принадлежности. Хотя национализм играл важную роль в обеспечении незави­симости колонизированных территорий, он в основном ограничивался небольшими груп­пами активистов. Националистические идеи не влияли на большинство населения. Даже се­годня многие постколониальные государства находятся под постоянной угрозой внутрен­них соперничеств и конкурирующих притяза­ний на политическую власть.

Практически полностью колонизирован­ным континентом была Африка. Национали­стические движения за независимость Африки после Второй мировой войны хотели освобо­дить колонизированные земли от европейско­го господства. Когда эта цель была достиг­нута, новые лидеры повсеместно испытывали колоссальные затруднения в своих попытках создать национальное единство. Многие из

лидеров 1950-х и 19б0-х гг. получили образо­вание в Европе или США, и разница между ними и их гражданами, большинство которых были безграмотными, неимущими и не знако­мыми с правами и обязанностями, провозгла­шаемыми демократией, была огромной. При колониализме некоторые этнические группы процветали больше, чем другие; у этих групп были разные интересы и цели, и вполне есте­ственно, что они воспринимали друг друга как врагов.

Гражданские войны разразились в ряде постколониальных государств Африки, таких как Судан, Заир и Нигерия; в других странах как Африки, так и Азии, наблюдались этни­ческое соперничество и антагонизм. Напри­мер, в Судане около 40 % населения говорили на арабском языке и утверждали, что они этнически арабского происхождения. В дру­гих регионах страны, в особенности на юге, на арабском практически не говорили. Когда к власти пришли националисты, они нача­ли программу по национальной интеграции, основанную на арабском языке в качестве государственного. Эта попытка была лишь ча­стично успешной, напряжение и стресс, кото­рые она принесла, заметны до сих пор. Тяже­лые проблемы, с которыми сталкивается боль­шая часть африканского континента, являются прямым результатом подобных затруднений.

Еще одним таким примером является Ни­герия. В стране проживает около 120 млн чел.: по большому счету, каждый четвертый афри­канец является жителем Нигерии. Нигерия — бывшая британская колония, получившая свою независимость 1 октября I960 г. Государствен­ным языком страны остается английский. Од­нако использование английского в основном ограничено небольшим количеством более об­разованных групп населения. Большая часть населения говорит на трех основных языках, носящих названия соответствующих народно­стей — йоруба, ибо и хауса. Имеется также более 300 диалектов, которые существуют как внутри основных языков, так и за их пре­делами. Многие из этих диалектов, по сути дела, являются самостоятельными языками — так, некоторых диалектов йоруба говорящие на другом диалекте языка йоруба не понимают.

Вскоре после получения независимости в I960 г. в стране началась вооруженная борь­ба между различными этническими группа­ми. К власти пришло военное правительство, и с тех пор периоды гражданского правления

Заключение: национальные государство, принадлежность и глобализация

393

чередовались с этапами правления военных. В 1967 г. разразилась гражданская война, в хо­де которой одна из областей, Биафра, стре­милась стать независимой от всей остальной страны. Сепаратистское движение было подав­лено с помощью военной силы с большими человеческими потерями. Последующие пра­вительства пытались насаждать более высокое чувство национальной самобытности под ло­зунгом «родины Нигерии», но создание ощу­щения национального единства и общей це­ли по-прежнему является сложной задачей. Страна обладает большими запасами нефти, но, как и прежде, по большей части погрязает в бедности и до сих пор находится в тисках авторитарной власти.

Подведем итоги: большинство государств в развивающемся мире появилось в резуль­тате процессов формирования нации, отли­чающихся от тех, которые происходили уже в индустриальном мире. Государства были об­разованы извне, в границах территорий, где до этого зачастую не было культурного или этнического единства. Такие проблемы, как показывает практика, повсеместно трудно пре­одолеть. Современные нации возникли наибо­лее эффективно либо в тех регионах, которые никогда не были полностью колонизированы, либо там, где уже имело место сильное куль­турное единство — например в Японии, Корее или Таиланде.

Заключение: национальное

государство, национальная

принадлежность

и глобализация

В некоторых областях Африки нации и наци­ональные государства до конца еще не сфор-

мированы. Однако в других регионах мира некоторые авторы уже пишут о «конце наци­онального государства» перед лицом глобали­зации. Согласно японскому писателю Кениши Омаэ, в результате глобализации мы все боль­ше живем в «мире без границ», в котором наци­ональная принадлежность ослабевает (Ohmae 1995; см. также с. 63).

Насколько обоснована эта точка зрения? Процессы глобализации, безусловно, влияют на все государства. И подъем «наций без государств», возможно, связан с глобализа­цией. На развитие глобализации люди ча­сто реагируют попытками возродить мест­ные особенности, желая достичь защищен­ности в быстро меняющемся мире. В результа­те распространения мирового рынка у наций снизилась былая собственная экономическая мощь.

Однако было бы неверным утверждать, что мы с вами свидетели кончины нацио­нального государства. В каком-то смысле вер­но обратное. Сегодня каждая страна в мире является и желает быть национальным госу­дарством — такое государство стало универ­сальной политической формой. До недавнего времени у него еще были конкуренты. Коло­низированные земли и империи существовали параллельно с национальными государства­ми в течение большей части XX в. Можно утверждать, что последняя империя исчезла лишь с крахом советского коммунизма. Со­ветский Союз был действительно в центре империи, охватывающей свои страны-сател­литы из Восточной Европы. Теперь все они стали независимыми нациями, так же как и многие территории, которые находились в пределах бывшего Советского Союза. Сей­час в мире действительно существует гораздо больше суверенных наций, чем двадцать лет тому назад.