Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Гидденс Э. Социология.doc
Скачиваний:
5
Добавлен:
01.04.2025
Размер:
9.51 Mб
Скачать

Глава 14. Правительство и политика

либерализма в отношении расовых вопросов, появились ультраправые группировки с ощу­тимой поддержкой.

Многие иммиграционные организации и организации по борьбе за права челове­ка в Европе и по всему миру выразили бес­покойство по поводу того, что на их взгляд является нарождающейся волной расизма, свя­занной с поддержкой строительства так назы­ваемой «Европы-крепости» (см. с. 247). И тем не менее, наблюдаются не только тенденции уменьшения терпимости, что показывает спад в ряде стран поддержки ультраправых пар­тий в период с 1994-1995 по 1999 гг. Анти­расистские организации получили заметное развитие во всех вышеупомянутых странах, и большинство правительств резко усилило меры по уменьшению дискриминации.

Партии и голосование в Великобритании

До XIX в. партии в Великобритании считались лишь временным методом, необходимым для мобилизации поддержки в отдельных случа­ях или кризисах. По мере того как партии развивались в более стабильные организации, они начали ассоциироваться с идеей о том, что поддержка руководства может приносить определенные блага. Членство в партии и пре­данность ей постепенно стали связаны с раз­личными формами покровительства, при ко­тором преданные получали вознаграждение в виде определенных должностей в новой ад­министрации.

Большую часть XX в. две основные пар­тии (лейбористы и консерваторы) доминиро­вали на политической арене страны и по­литика соперничества развилась с помощью сбора поддержки двух конкурирующих пра­вительственных команд, каждая из которых состоит из членов одной партии.

Британская избирательная политика за последние двадцать с лишним лет сильно из­менилась. И лейбористы, и консерваторы на­ходятся под все большим давлением от умень­шения числа членов, сокращения ресурсов и потери поддержки избирателей. Партии лей­бористов удалось удачно перестроиться и вер­нуться к власти в 1997 г., в то время как у партии консерваторов продолжает наблю­даться рекордно низкий уровень членов, а кон­тингент сторонников стареет. Чтобы понять опыт основных партий за последние двадцать

лет, важно учитывать несколько факторов. Первый фактор является структурным: доля экономически активного населения, занятого на традиционных должностях «синих ворот­ничков», значительно понизилась. Не подле­жит сомнению, что это постепенно уменьши­ло число традиционных источников поддерж­ки у лейбористов, таких как рабочие кварта­лы и профсоюзы. Второй фактор — раскол, произошедший в партии лейбористов в на­чале 1980-х, который привел к основанию Социал-демократической партии (СДП). Хо­тя СДП более не существует, Либерально-де­мократическая партия, образовавшаяся позд­нее путем слияния либеральной и социал-демократической партий, получила значитель­ную поддержку и увела часть голосов от двух основных партий.

Третьим фактором стало влияние г-жи Тэтчер, премьер-министра от консерваторов с 1979-го по 1990 гг. Энергичная программа реформ, начатая г-жой Тэтчер и ее прави­тельством, являла собой существенный шаг в сторону от философии тори, принятой ра­нее. При тэтчеризме основной упор делался на сокращении роли государства в экономи­ческой жизни и на доверии рыночным силам как основе индивидуальных свобод и эконо­мического роста.

В-четвертых, появление «новых лейбори­стов» в середине 1990-х (см. ниже) обозначило существенно новый подход к британской по­литике.

Тэтчеризм и после него

В течение первого срока своего правления, в политике г-жи Тэтчер делался основной упор на «монетаризм». Контроль над валютным за­пасом считался ключом к уменьшению инфля­ции и содействию здравому управлению эко­номикой. Цели, поставленные для валютного контроля, однако, оказались недостижимыми, и впоследствии от монетаризма практически отошли.

После выборов 1983 г. движущая сила тэт-черизма в экономике была поддержана прива­тизацией государственных компаний. Прода­жа акций компаний «British Telecom», «British Gas», «British Steel», «British Airways» и «British Petroleum» вызвала широкий отклик. Называ­ется ряд преимуществ такого рода приватиза­ции. Считалось, что она вновь принесет здоро­вую экономическую конкуренцию вместо не­уклюжих и неэффективных государственных

Политические партии и голосование в странах Запада

383

бюрократий, уменьшит общественные расхо­ды и поставит точку над политическим вмеша­тельством в административные решения. При­ватизационная политика, начатая г-жой Тэт­чер, имела долгосрочное влияние. Первона­чально партия лейбористов сильно оспарива­ла ее. Позднее, однако, лейбористы оставили свою враждебную позицию и признали, что большая часть этой приватизации была неиз­бежной.

«Леди не свернет с пути!» — провозгла­сила г-жа Тэтчер в одном из своих наибо­лее известных публичных заявлений. Возмож­но, наиболее сильным элементом постоянства при тэтчеризме были личность и моральный облик самой г-жи Тэтчер. Ее категоричный подход не завоевал симпатии у большей части электората, но вызвал уважение к ее качествам как национального лидера. Отказ г-жи Тэтчер отступать перед лицом аргентинской оккупа­ции Фолклендских островов показался мно­гим конкретным выражением этих качеств, и ее доминирующая роль в правительстве также подкреплялась характерными для нее увольнениями тех членов кабинета, которые не разделяли ее взглядов.

Однако после ее сокрушительной победы на выборах в 1987 г. популярность г-жи Тэтчер у электората начала резко падать. Основными факторами стали непопулярность подушного налога (Community Charge — налог, основан­ный не на доходах или имуществе, а просто «на душу населения») и движение экономи­ки в сторону рецессии. Уровень недовольства правлением г-жи Тэтчер внутри партии кон­серваторов достиг такой высоты, что старшие коллеги убедили ее снять свою кандидатуру во время соревнования за партийное лидер­ство в 1990 г. Ее сменил Джон Мейджор (King­dom 1999).

При Мейджоре консерваторы продолжи­ли приватизацию государственных предпри­ятий даже там, где это было отнюдь не по­пулярно у электората. К примеру, компания «British Rail» была поделена на части и прода­на в частном тендере, хотя опросы показали, что большинство населения не поддерживало эту программу.

«Новые лейбористы»

Отчасти в ответ на влияние тэтчеризма, отча­сти в качестве реакции на более глобальные события, включая усиление мировой эконо­мической конкуренции, партия лейбористов

начала менять свою идеологию. Этот процесс был начат при Ниле Кинноке, который ушел в отставку со своего поста лидера лейбори­стов после проигрыша партии на выборах в 1992 г., и был продолжен при Джоне Сми­те, вплоть до его преждевременной смерти. Тони Блэр стал лидером партии в 1994 г. и незамедлительно принялся за продолжение серьезных реформ. Окрестив свою преобра­зованную партию «Новые лейбористы», Бл­эр вел успешную внутрипартийную кампанию по отмене 4-й Статьи — статьи партийного устава, которая обязывала партию проводить политику широкого общественного владения промышленными предприятиями.

Тем самым лейбористы официально при­знали первостепенную важность рыночной экономики, которую г-жа Тэтчер была так твердо намерена расширять. Поступив таким образом, партия внесла изменения, сходные с теми, которые произошли в большинстве социалистических партий в Западной Европе. Решающим влиянием в данном случае стало крушение коммунистических режимов в Со­ветском Союзе и Восточной Европе. Взгляды партии лейбористов всегда в значительной степени отличались от коммунистических — уровень государственного владения индустри­альными предприятиями в коммунистических обществах был намного более высоким, чем тот, какой когда-либо представляла себе пар­тия лейбористов. Однако большинство лю­дей согласилось, что развал коммунизма был сигналом к тому, что необходимо также ра­дикально пересмотреть и менее экстремаль­ные представления о социализме. Идея о том, что современная экономика может напрямую «управляться» с помощью государственного контроля — главное положение и в коммуниз­ме, и в социализме «старых лейбористов», -теперь кажется устаревшей.

Выборы 1997 года

Выборы 1997 г., которые привели к власти «новых лейбористов», представляли собой од­ну из крупнейших избирательных перемен в Великобритании в XX в. — скачок в 10,3% от консерваторов к лейбористам — и поло­жили конец восемнадцати годам правления партии консерваторов. Партия лейбористов получила 419 мест в парламенте (в отличие от 165 у консерваторов), что дало им на 179 мест больше, чем всем остальным партиям

384