Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Гидденс Э. Социология.doc
Скачиваний:
2
Добавлен:
02.01.2020
Размер:
9.51 Mб
Скачать

Глава 14. Правительство и политика

Исследуя демократию: что же составляет «правление народа»?

Идея в основе демократии достаточно ясна — народ должен отвечать за правление над собой в условиях политического равенства, а не нахо­диться под властью верхушки лидеров, которые ему не подотчетны. Но если присмотреться по­ближе, становится не совсем ясно, что же озна­чает находиться под «правлением народа». Как отметил Дэвид Хелд, вопросы могут быть постав­лены к каждой части этой фразы {Held 1996).

«Народ»

  • Кто есть народ?

  • Какой тип участия ему дозволяется?

  • Какие условия считаются благотворными для участия?

«Правление»

  • Сколь широки или узки должны быть грани­ цы правления? Должны ли они быть ограни­ чены, например, сферой правления, или же возможна демократия в других областях, например индустриальная демократия?

  • Может ли правление охватить повседнев­ ные административные решения, кото­ рые должны приниматься правительства­ ми, или же оно должно относиться только к важным политическим решениям?

«Правление кого-то»

  • Все ли должны подчиняться правлению на­ рода? В чем заключается обязательство и возможно ли несогласие?

  • Должна ли часть народа действовать вне закона, если эта часть считает существую­ щие законы несправедливыми?

  • При каких обстоятельствах, если таковые вообще возможны, демократические пра­ вительства должны применять силу против тех, кто не согласен с их политикой?

Как отмечает Хелд, дебаты о «правлении наро­да» распространяются за пределы этих основных вопросов. Существуют различные точки зрения на условия, необходимые для успешного суще­ствования демократии. Может ли демократия поддерживаться во времена войны или граждан­ского кризиса? Необходимо ли демократическо­му обществу быть в основной массе образован­ным или обладать определенным материальным достатком? Не существует единого взгляда на эти фундаментальные аспекты демократии, а тем бо­лее на многие новые вопросы, возникающие в ходе стремительного процесса глобализации и социальных изменений. Сегодня демократия остается важным, но спорным предметом, срод­ни тому, как это и было в течение столетий.

правами облечена основная масса населения, и было бы просто невозможно всем активно участвовать в принятии всех решений, кото­рые их касаются.

Однако некоторые аспекты прямой де­мократии играют определенную роль в со­временных обществах. Небольшие общины в Новой Англии, на северо-востоке США, про­должают традиционную практику ежегодных «городских собраний». В эти специально от­веденные дни все жители города собирают­ся вместе, чтобы обсудить насущные нужды и проголосовать по тем вопросам местного значения, которые не подпадают под юрис­дикцию правительства штата или федераль­ного правительства. Другой пример прямой демократии — это проведение референдумов, где люди высказывают свои мнения по опре­деленному вопросу. Прямой опрос большого количества людей становится возможным бла­годаря упрощению проблемы до одного-двух вопросов, на которые необходимо получить ответ. Референдумы регулярно используются

на национальном уровне в ряде стран Европы, чтобы принять важные политические реше­ния, такие как, например, вступление в Евро­пейский валютный союз (ЕВС). Референдумы также использовались, чтобы решить спорные вопросы об отделении этнических национа­листически настроенных регионов, таких как Квебек, в основном франкоговорящей провин­ции Канады.

Представительная демократия

Практика показывает, что совместное демо­кратическое правление в большом масшта­бе является недостаточно гибкой, кроме осо­бых случаев, таких как специальный референ­дум. Сегодня более распространена предста­вительная демократия, т. е. политические си­стемы, в рамках которых решения, касающи­еся какой-то общины, принимаются не всеми ее членами, а людьми, специально избран­ными для этой цели. В области националь­ного управления, представительная демокра­тия принимает форму выборов в конгрессы,

Глобальное распространение либеральной демократии

375

парламенты или аналогичные национальные органы. Представительная демократия также существует на других уровнях там, где при­нимаются коллективные решения, например, в провинциях или штатах внутри общенацио­нальной общины, в больших городах, округах, небольших городках и других регионах. Мно­гие крупные организации предпочитают вести свои дела, используя представительную демо­кратию, выбирая небольшой исполнительный комитет, который будет принимать важнейшие решения.

Страны, в которых избиратели могут вы­бирать между двумя и более партиями и где большинство взрослого населения обладает избирательным правом, обычно называются либеральными демократиями. Великобрита­ния и все остальные страны Западной Европы, США, Япония, Австралия и Новая Зеландия — все эти страны попадают в эту категорию. Некоторые страны Третьего мира, такие как Индия, тоже имеют либерально-демократиче­скую систему. Совсем недавно к этому списку прибавились страны центральной и восточ­ной Европы и бывший СССР, которые шли к демократии со времен падения коммуни­стического правления более десяти лет назад. Либеральная демократия еще не вполне уста­новилась в некоторых из этих стран, таких как бывшие республики Центральной Азии, Юго­славия и даже Россия. В других странах, та­ких как Польша, Чешская Республика, Венгрия и страны Балтии, демократия, по-видимому, хорошо закрепилась.

Авторитаризм

Если демократия поощряет активное участие граждан в политических делах, то в автори­тарных государствах народное участие отри­цается или сильно сокращается. В таких обще­ствах нужды и интересы государства являют­ся приоритетными, по сравнению с нуждами обычных граждан, и не создано легального механизма оппозиции правительству или от­странения того или иного лидера от власти.

Авторитарные правительства существуют сегодня во многих странах, некоторые из них называют себя демократическими. Ирак, под властью Саддама Хуссейна, является примером авторитарного государства, где несогласие по­давляется и, несомненно, большая часть наци­ональных ресурсов перенаправляется на благо элиты. Мощные монархии Саудовской Аравии

и Кувейта, а также руководство Мьянмы (Бир­мы), строго ограничивают гражданские сво­боды граждан и лишают их значительного участия в государственных делах.

Азиатская страна Сингапур часто приво­дится как пример так называемого «мягкого авторитаризма». Причина этому — правление Партии народного действия, которая жестко держит власть в своих руках, но при этом обеспечивает высокий уровень жизни своих граждан, участвуя практически во всех ас­пектах жизни общества. Сингапур известен своей безопасностью, гражданским порядком и общественной вовлеченностью всех граж­дан. Хотя недавний экономический спад, без­условно, повлиял на жизнь страны, экономика Сингапура бурно развивается, на улицах чи­сто, люди работают и бедности практически не существует. Даже небольшие нарушения, такие как разбрасывание мусора или курение в общественных местах, облагаются большими штрафами; полиция обладает огромной вла­стью при задержании граждан по подозрению в тех или иных нарушениях. Несмотря на та­кой явный контроль, народ очень доволен своим правительством и социальные неравен­ства минимальны по сравнению со многими другими странами. Хотя Сингапуру, возможно, и не хватает демократических свобод, вер­сия авторитаризма в этой стране значительно отличается от тех, что присущи более дикта­торским режимам.

Глобальное распространение либеральной демократии

В середине 1970-х гг. более двух третей всех обществ в мире могли считаться авторитарны­ми. С того времени ситуация сильно измени­лась — сегодня менее одной трети обществ ав­торитарны по своей сути. Демократия больше не сконцентрирована в основном лишь в за­падных странах; сейчас она поддерживается, во всяком случае в принципе, как наиболее же­ланная форма правления во многих регионах мира. Как отметил Дэвид Хелд, «демократия стала фундаментальным стандартом политиче­ской легитимности нашей эпохи» (Held 1996). В этом разделе мы рассмотрим глобаль­ное распространение либеральной демокра­тии и предложим несколько возможных объ­яснений ее популярности. Затем мы перейдем к обсуждению основных проблем, с которыми демократия сталкивается в современном мире.

376