
- •1 Язык как объект и предмет лингвистики. Становление предмета науки о языке.
- •2 Место языкознания в системе наук. Традиционные и новые связи языкознания с др науками.
- •3. Лингвист концепция Гумбольдта
- •4.Сравнительно-историческое языкознание
- •5. Московская формальная лингвистическая школа:
- •6. Лингвистическая концепция ф. Де Соссюра.
- •7)Структурализм. Основные направления структурализма, функциональная лингвистика, глоссематика и дескриптивная лингвистика. Интерпретация ими языка.
- •8)Формально-структурная и функциональная лингвистика второй половины 20 века
- •9. Основные тенденции и направления современной лингвистики (последняя четверть XX века – начало XXI века).
- •10. История становления методов изучения и описания языка.
- •12. Речевой акт, структура ра, Пропозиция. Классификация ра.
- •13. Речевая деятельность: порождение и восприятие речи.
- •14. Язык как система сложного динамизма
- •15. Понятие системы и структуры.
- •18 Парадигматика и синтагматика языка
- •19. Фонологический уровень языка
- •Функции, выполняемые фонемами
- •Отличие фонемн систем языков
- •21. Слово как основная единица я ( Соссюр). Слово как производная от морфемы единица (Блумфилд).
- •В.В.Виноградов. Смысловая структура слова
- •23. Морфемно-морфологический уровень
- •24.Синтаксический уровень. Предложение.
- •25. Языкознание и семиотика. Знак. Виды знаков (ч. Пирс). Знаки-индексы, знаки-иконы, знаки-символы в языке.
- •26. Языковой знак и его основные свойства: референтность, конвенциональность, произвольность, перцептивность, системность, комуникативность.
- •5. Системность.
- •6. Комуникативность языкового знака.
- •7. Изменчивость языкового знака (асиметрия).
- •27Языковой знак и его структура.
- •28. Типы знаков в зависимости от физической природы означающего. Проблема мотивированности языкового знака. Виды мотивированности.
- •29. Генеалогическая классификация языков. Ностратизм.
- •30. Типологическая классиф. Языков
- •31. Проблема происхождения языка.
- •32. Методы изучения и описания языков.
В.В.Виноградов. Смысловая структура слова
Структура слова: членораздельный звук, представление и значение. Звуковая форма слова оказывается источником разнообразных смысловых оттенков. Прежде всего слово исполняет номинативную, или дефинитивную, функцию, т.е. является средством четкого обозначения, и тогда оно - простой знак, или средством логического определения, тогда оно - научный термин. В процессе речевой коммуникации вещественное отношение и значение слова могут расходиться. Особенно ощутительно это расхождение тогда, когда слово не называет предмета или явления, а образно его характеризует (например: живые мощи, колпак - в применении к человеку; баба - по отношению к мужчине, шляпа - в переносном значении и т.п.).
В этом плане слово выступает как система форм и значений, соотносительная с другими смысловыми единицами языка.
Слово, рассматриваемое в контексте языка, т.е. взятое во всей совокупности своих форм и значений, часто называют лексемой. Характерной особенностью русского языка является тенденция к группировке слов большими кучками вокруг основных центров значений. Лексические значения слова подводятся под грамматические категории. Слово представляет собою внутреннее, конструктивное единство лексических и грамматических значений. Определение лексических значений слова уже включает в себя указания на грамматическую характеристику слова. Грамматические формы и значения слова то сталкиваются, то сливаются с его лексическими значениями. Семантические контуры слова, внутренняя связь его значений, его смысловой объем определяются грамматическим строем языка. Слово как творческий акт речи и мысли, - учит Потебня, - включает в себя, кроме звуков и значения, еще представление (или внутреннюю форму), иначе "знак значения". Например, в слове арбузик, которым ребенок назвал абажур, признак шаровидности, извлеченный из значения слова арбуз, и образует его внутреннюю форму, или представление. По определению А. Марти, внутренняя форма слова есть "сопредставление", или "созначение", которое образует посредствующее звено между звуками и значениями. Это - образный способ выражения того или иного значения, обусловленный психологическими или культурно-историческими особенностями общественной среды и эпохи.
23. Морфемно-морфологический уровень
Словофо́рма—слово (лексема) в некоторой грамматической форме (в частном случае — в единственно имеющейся у слова форме), например: «сад», «садами», «белый», «белую», «пишет», «вчера». Словоформа — двусторонняя единица. Её внешняя сторона — это последовательность фонем с указанием места ударения (в русском языке). Внутренняя сторона — это значение, как правило сложное, т. е. состоящее из нескольких элементарных значений. Всякая словоформа обладает некоторыми синтаксическими свойствами, т. е. способностью определённым образом сочетаться с другими словоформами при построении фразы. Совокупность синтаксических характеристик словоформы образует её «синтактику». Строго говоря, синтактика не входит во внутреннюю сторону словоформы. Однако связи между синтаксическими характеристиками и элементами значения столь многочисленны и сложны, что традиционно эти два аспекта словоформы рассматриваются вместе (т. е. внутренняя сторона словоформы понимается в расширительном смысле — как включающая и синтаксические характеристики). Две внешне различные словоформы, у которых внутренняя сторона совпадает, называются вариантами друг друга, например: «водой» и «водою». С другой стороны, возможна омонимия словоформ, например: «попугай» (сущ.) и «попугай» (глагол), «рыбы» (род.п. ед. ч.) и «рыбы» (им. п. мн. ч.). Совокупность всех словоформ слова (лексемы) образует парадигму данного слова.
В советском языкознании теория словоформы разрабатывалась А. И. Смирницким, развивавшим взгляды Ф. Ф. Фортунатова, А. М. Пешковского, В. А. Богородицкого. Он различал в содержательной структуре словоформы три момента: индивидуализирующий (лексический), выражаемый корнем слова, типовой (конкретно-грамматический) и собственно формальный (обобщённая грамматическая форма), выражаемые, например, окончанием в словоформе «городов».В части лингвистических работ, особенно зарубежных, словоформа именуется просто «словом» (т. е. значение термина «словоформа» рассматривается как часть возможных значений термина «слово»).
Грамматические классы слов образуются присутствием в словах форм, а существуют они, понятно, не отдельно от индивидуальных слов, но в самых индивидуальных словах, т. е. слова одного и того же грамматического класса — это индивидуальные слова, однородные по общей их форме, следовательно, по общему для них обозначению чего-то общего, например, всем тем различным предметам мысли, какие обозначаются данными словами, если самая форма является формой отдельных слов, не формой сочетания слов.
Фортунатов уделял большое внимание поискам объективных («формальных») критериев разграничения и классификации единиц М. и строил грамматическую систему, исходя из структурных отношений в самом языке. Ему принадлежит разработка учения о грамматической форме и принципах классификации слов на основе структурно-морфологических признаков.
Ф.Ф. Фортунатов полагал, что наиболее важным при классификации слов является последовательное проведение морфологического принципа, т.е. учет особенностей словоизменения той или иной лексемы. Поэтому грамматические классы слов он называл формальными классами. В дальнейшем принципы классификации частей речи строились на том, чтобы попытаться совместить эти два предложенных выдающимися лингвистами принципа. В числе русских лингвистов, уделивших немало внимания морфологическим проблемам, можно назвать А.М. Пешковского, А.А. Шахматова, Л.В. Щербу. Однако наиболее выдающаяся заслуга принадлежит В.В. Виноградову. Его классификация частей речи носит многоступенчатый характер и основывается и на роли слов в предложении (первая ступень – разделение слов на части речи и на частицы речи, т.е. частицы, частицы-связки, предлоги, союзы), и на их семантике и особенностях словоизменения.
Морфологический подход лёг в основу той сугубо формальной классификации, которая была разработана основоположником Московской лингвистической школы Ф.Ф. Фортунатовым и в соответствии с которой различались прежде всего слова изменяемые (а именно склоняемые и спрягаемые) и слова неизменяемые. В словах первого типа чётко различаются часть оснОвная и часть формальная. Способность распадаться на эти две части и была квалифицирована как наличие формы. Эта способность присуща в рус.яз. глаголам, большинству существительных и большинству прилагательных, части качественных наречий. Неизменяемым же словам отказывается в обладании формой. Сюда попадают предлоги и послелоги, союзы, частицы, многие наречия (не имеющие степеней сравнения), частицы, междометия, несклоняемые существительные, несклоняемые прилагательные.