Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Ekz_psih.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.04.2025
Размер:
472.58 Кб
Скачать
  1. Культурно-исторический подход в психологии. Культура, механизмы социализации.

Впервые вопрос о социальности как системообразующем факторе психики был поставлен французской социологической школой (начало XX века). Основатель этой школы Э. Дюркгейм. Его последователь  Люсьен Леви-Брюль (20-30-е годы XX века). Пьер Жане еще более углубил принцип социальной детерминации.

Наиболее полно принцип культурно-исторической детерминации психики был раскрыт в трудах Л.С. Выготского ("Культурно-историческая теория развития высших психических функций"), продолжившего исследования французской социологической школы (закат серебряного века, или Ренессанса российской культуры). Его же идеи были разработаны выдающимися отечественными психологами, такими как А.Р. Лурия, П.Я. Гальперин и др.

Предметом культурно-исторического подхода в психологии является психика, преобразованная культурой. Важной особенностью культурно-исторической психологии была тенденция к интеграции знаний о человеке, различных подходов к нему и методов его изучения. На первых порах доминировал метод генетического исследования. Он был впоследствии дополнен методами  функционально-генетического и функционально-структурного. Это была линия обогащения исходных идей Л. С. Выготского, накопления огромного эмпирического материала. Также использовались такие методы, как эксперимент и метод формирования как метод исследования высших психических функций. Закономерности, результаты и выводы

Эмиль Дюркгейм, введя термин "социальный факт", или "коллективное представление" иллюстрировал, например, такие понятия, как "брак", "детство", "самоубийство". По мысли ученого, социальные факты отличны от своих индивидуальных воплощений (нет семьи вообще, но существует бесконечное количество конкретных семей) и носят идеальный характер, который оказывает воздействие на всех членов общества. Дюркгейм признавал принципиальное важное значение социума, общества, культуры на психику человека.

Л. Леви-Брюль предполагал, что в зависимости от типа культуры, общества, в котором он живет, человек проявляет себя по-разному. Он выделил два типа культуры, которые сосуществуют, но различаются по менталитету и по способу мышления людей: европейский (ориентируется на индивидуального человека, поэтому мышление у людей данного типы культуры выражается в индивидуальных представлениях) и "первобытный", в котором определяющую роль играют коллективные представления. Говоря о коллективных представлениях, Леви-Брюль имел ввиду архетипы - всеобщие образы, представления, которые являются одинаковыми для представителей одной и той же культуры и передаются из поколения в поколение. В этих типах культур действуют разные законы, которым подчиняется мышление людей. В европейском типе определяющее значение имеют законы формальной логики, существующие еще со времен Аристотеля. Если человек не знает их, то он не поймет как устроена жизнь, не сможет к ней адаптироваться. В "первобытном" же типе культуры мышление людей не чувствительно к логическим процессам, поэтому здесь действует закон партиципации, или сопричастия (один и тот же объект, который в соответствии с формальной логикой должен быть в разных классах, оказывается в одном). Примером может служить явление тотемизма в одном из племен Новой Зеландии: т.к. красный попугай является тотемом этого народа, то люди там считают себя в буквальном смысле и людьми, и попугаями одновременно. Т.е. они обладают мистическим характером жизни, когда объект начинает означать больше, чем в объективной жизни. Такое мышление Леви-Брюль считал прологическим, т.е. подчиняющееся другим законам. Пьер Жане предположил, что внешние отношения между людьми постепенно преобразуют строение индивидуальной психики. В частности, им было показано, что феномен произвольной памяти заключается в присвоении внешних действий выполнения поручения и пересказа. Л.С.Выготский предположил существование двух линий развития психики: натуральной и культурно-опосредствованной. В соответствии с этими двумя линиями развития выделяются "низшие" и "высшие" психические функции.

Примерами низших, или естественных, психических функций могут служить непроизвольная память или непроизвольное внимание ребенка. Ребенок не может ими управлять: он обращает внимание на то, что ярко, неожиданно; запоминает то, что случайно запомнилось. Низшие психические функции - это своего рода зачатки, из которых в процессе воспитания вырастают высшие психические функции (в данном примере - произвольное внимание и произвольная память). Превращение низших психических функций в высшие происходит через овладение особыми средствами психики - орудиями и знаками - и носит культурный характер. Важно отметить, что в культуре параллельно функционируют знаки различных типов. Во-первых, знаки могут выполнять функцию "напоминания", не обладая собственным содержанием. Использование такого рода знаков предполагает, что их владелец точно знает, о чем конкретно ему надо вспомнить. Выготский считает, что узлы, завязываемые на память, представляют собой древнейшие свидетельства первых шагов человека от непроизвольного использования своей памяти к управлению ею. Во-вторых, знаки могут обладать более или менее обобщенным универсальным для всех членов социальной общности значением. Примером максимально конкретного знака такого типа является пиктографическое письмо (последовательность рисунков). Затем в культуре начинают создаваться качественно иные знаки, которые носят абстрактный характер, когда по внешнему виду знака нельзя сказать о его содержании (символьное письмо). Многие факты свидетельствуют, что осваивание ребенком знаковых систем не происходите само собой. Здесь проявляется роль взрослого, который, общаясь с ребенком и обучая его, сначала сам "овладевает" его психикой. Например, взрослый показывает ему что-то, по его мнению интересное, и ребенок по воле взрослого обращает внимание на тот или иной предмет. Потом ребенок начинает сам регулировать свои психические функции с помощью тех средств, которые раньше применял к нему взрослый. Так же, будучи взрослыми людьми, мы, устав, можем сказать себе: "Ну-ка, посмотри сюда!" и действительно "овладеваем" своим ускользающим вниманием или активизируем процесс запоминания.

Л.С. Выготский определил 2 закона развития высших психических функций: 1. любая высшая психическая функция проявляется в индивидуальном развитии дважды: сначала как разделенная между людьми (взрослым и ребенком), а затем как самостоятельная. 2. закон интериоризации (или вращения): средство сначала выступает как заданное извне (внешнее), затем становится внутренним средством.

В результате из непосредственных, натуральных, непроизвольных психические функции становятся высшими, которые обладают следующими характеристиками:

  • социальны по своему происхождению (не берутся из неоткуда, а связаны с воспитанием)

  • произвольны (можем управлять ими)

  • опосредствованы (изобретаем систему средств (знаков), чтобы запомнить что-либо)

  • системны по строению.

На самом деле высшие психические функции дают своему носителю огромное преимущество: психика из реактивной (отвечающей лишь на запросы сложившейся ситуации) становится активной (преобразующей мир). Другими словами, высшая психика делает возможным контроль над своими психическими процессами и поведением. Так, говоря, что у человека "хорошая память", мы имеем в виду не то, что он способен легко запоминать все подряд, а то, что он запоминает нужные для себя вещи, и забывает то, что считает лишним. Культурно-исторический подход в психологии продолжает плодотворно развиваться и сейчас, как в нашей стране, так и за рубежом. Особенно эффективным он оказался при решении проблем педагогики и дефектологии.

Соотношение с другими направлениями

Культурно-исторический подход в психологии находится в полемике с психоанализом и бихевиоризмом, но имеет преемственную связь с гуманитарным  и деятельностным подходом в психологии.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]