Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
II_Zayakina_i_dr.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.03.2025
Размер:
1.9 Mб
Скачать

5.4 Развитие правового регулирования иностранного инвестирования

Состояние инвестиционной сферы в значительной мере определяется развитием правовых основ государственного регулирования иностранных инвестиций, причём в двух направлениях. Это, во-первых, совершенствование собствен-

156

но Российского законодательства в области международно­го инвестиционного сотрудничества, во-вторых, заключе­ние международных договоров о поощрении и взаимной за­щите капиталовложений.

Что касается первого направления, то следует, прежде всего, констатировать: в настоящее время в основном со­здана система правовых актов, регулирующих инвестици­онную сферу в условиях перехода на рыночные механизмы хозяйствования. Вступили в действие такие основополага­ющие законодательные акты, как Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осу­ществляемой в форме капитальных вложений», «О внесе­нии изменений и дополнений в Федеральный закон «Об ин­вестиционной деятельности, осуществляемой в форме ка­питальных вложений», «О Бюджете развития Российской Федерации», «О лизинге», «Об ипотеке (залоге недвижимо­сти)», «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О соглашениях о разделе продукции», «О внесении в законодательные акты Российской Федерации изменений и дополнений, вытекающих из Федерального закона «О со­глашениях о разделе продукции» [1-8].

Особую же роль применительно к рассматриваемой про­блеме призван сыграть вступивший в силу в июне 1999 г. Федеральный закон «Об иностранных инвестициях в Рос­сийской Федерации». Его содержание уже комментирова­лось в литературе, однако в данном случае требует особого анализа. Этот закон, направленный на создание благопри­ятного инвестиционного климата; привлечение и эффектив­ное использование иностранных инвестиций предусматри­вает предоставление осуществляющим их субъектам гаран­тий стабильности условий деятельности в России; а также конституирует соответствие правового режима иностранного инвестирования в РФ нормам международного права.

Акт содержит ряд принципиально новых положений в сравнении с ранее действовавшим Законом РСФСР «Об ино­странных инвестициях в РСФСР». Прежде всего, расшире-

157

но понятие «иностранный инвестор»: под него теперь под­падает и не являющаяся юридическим лицом «иностран­ная организация», гражданская правоспособность которой определяется законодательством государства, где она уч­реждена, и которая в соответствии с ним вправе инвестиро­вать на территории РФ.

Далее, понятие «иностранные инвестиции», содержав­шееся в Законе РСФСР «Об иностранных инвестициях в РСФСР» заменено связкой понятий «иностранная инвести­ция» и «прямая иностранная инвестиция». Под первой по­нимается «вложение иностранного капитала в объект пред­принимательской деятельности на территории Российской Федерации», причём речь идёт о принадлежащих иност­ранному инвестору объектах гражданских прав (если такие объекты не изъяты из оборота или не ограничены в оборо­те в соответствии с федеральными законами), в том числе о деньгах, ценных бумагах (в иностранной валюте, в рублях), ином имуществе, имущественных правах, об имеющих де­нежную оценку исключительных правах на результаты ин­теллектуальной деятельности (интеллектуальную собствен­ность), а также об услугах и информации. «Прямая иност­ранная инвестиция» определяется как приобретение иност­ранным инвестором не менее 10 % доли, долей (вклада) в уставном (складочном) капитале коммерческой организа­ции, созданной или вновь создаваемой на территории Рос­сии в форме хозяйственного товарищества или общества в соответствии с гражданским законодательством РФ.

В анализируемом законе содержатся понятия, отсутство­вавшие в прежнем акте: «инвестиционный проект», «при­оритетный инвестиционный проект», «срок окупаемости инвестиционного проекта», «реинвестирование» и «совокуп­ная налоговая нагрузка». Указаны также исключения из сферы действия закона: он не распространяется на отноше­ния, связанные с вложениями иностранного капитала в бан­ки и другие кредитные организации, страховые и неком­мерческие организации.

158

На стабилизацию условий деятельности иностранных инвесторов и коммерческих организаций с иностранными инвестициями направлена норма, в которой прописано, что в случае принятия новых законодательных актов или вне­сения в действующие акты изменений, ухудшающих усло­вия реализации и технико-экономические показатели инве­стиционных проектов, иностранным инвесторам предостав­ляется право не применять эти акты в течение срока оку­паемости данных проектов (но не более семи лет со дня начала их финансирования; по особо крупным инвестици­онным проектам — более 50 млн. долл. — предусмотрена возможность индивидуального определения срока действия «дедушкиной оговорки»). Предоставление такого стабили­зационного преимущества оговорено рядом обстоятельств, связанных с участием иностранного инвестора в реализа­ции приоритетного инвестиционного проекта, наличием бо­лее чем двадцатипятипроцентной его доли в уставном (скла­дочном) капитале. Кроме того, предусмотрено право Пра­вительства РФ определять критерии оценки неблагоприят­ных условий режима запретов и ограничений, установле­ния порядка регистрации приоритетных проектов.

Рассматриваемая норма подкрепляется регламентаци­ей правового режима деятельности иностранных инвесто­ров и порядком установления изъятий для них. Так, право­вой режим деятельности иностранных инвесторов и исполь­зования полученной от инвестиций прибыли не может быть менее благоприятным, нежели предоставленный российс­ким инвесторам (хотя тут существуют изъятия, предусмот­ренные федеральными законами в целях защиты основ кон­ституционного строя, нравственности, здоровья, прав и за­конных интересов других лиц, обеспечения обороны и безо­пасности государства).

Важный фактор формирования инвестиционного клима­та — предоставление гарантий инвесторам. При нынешнем состоянии экономики соответствующие возможности госу­дарства резко ограничены. Однако с учётом острого дефици-

159

та долгосрочных инвестиционных ресурсов господдержка зарубежных инвесторов (разумеется, адресная, конкурсная и сконцентрированная в точках экономического роста) бе­зальтернативна. В этой связи во-первых, закон, о котором идёт речь, предоставляет иностранным инвесторам такие гарантии, как: полная и безусловная защита их прав на ин­вестиции и интересов и условий предпринимательской дея­тельности на территории России; использование на этой тер­ритории и перевод за её пределы доходов, прибыли и других правомерно полученных денежных доходов (естественно, после уплаты предусмотренных законодательством налогов и сборов). В порядке конкретизации важно отметить, что:

Во-первых, зафиксировано право иностранного инвес­тора и коммерческой организации с иностранными инвес­тициями, в которой иностранный инвестор владеет не ме­нее 10 % уставного капитала, при осуществлении реинвес­тирования в полном объёме пользоваться правовой защи­той, гарантиями и льготами.

Во-вторых, российская коммерческая организация по­лучает статус коммерческой организации с иностранными инвестициями со дня вхождения в состав её участников ино­странного инвестора (с этого момента указанная коммер­ческая организация пользуется правовой защитой, гаран­тиями и льготами).

В-третьих, иностранным инвесторам гарантируется пра­во на беспрепятственный вывоз за пределы России имуще­ства и информации (в документальной форме или в форме записи на электронных носителях), которые были ввезены на территорию России в качестве иностранных инвестиций. В-четвёртых, зарубежный инвестор имеет право приоб­ретать акции и другие ценные бумаги, участвовать в прива­тизации объектов государственной и муниципальной соб­ственности, приобретать земельные участки и другие при­родные ресурсы, здания, сооружения и иное недвижимое имущество в соответствии с действующим законодатель­ством. Имущество иностранного инвестора или коммерчес-

160

кой организации с иностранными инвестициями не подле­жит принудительному изъятию, в том числе национализа­ции и реквизиции (за исключением случаев, связанных с основаниями, которые установлены федеральными закона­ми или международными договорами Российской Федера­ции; в этих случаях возмещается стоимость имущества).

В-пятых, хозяйствующим субъектам с участием иност­ранного капитала разрешается заниматься всеми видами де­ятельности и осуществлять инвестиции в любых формах, кроме прямо запрещённых федеральными законами. Иност­ранный инвестор вправе также передать свои права (усту­пить требования) и обязанности (перевести долг) другому лицу.

В-шестых, предусмотрены льготы по уплате таможен­ных платежей для иностранных инвесторов, осуществляю­щих приоритетные инвестиционные проекты. Приоритет­ным является инвестиционный проект, суммарный объём иностранных инвестиций в который составляет не менее 1 млрд. руб., либо инвестиционный проект, в котором ми­нимальная доля (вклад) иностранных инвесторов в устав­ном (складочном) капитале коммерческой организации с ино­странными инвестициями составляет не менее 100 млн. руб. и который включен в перечень, утверждаемый Правитель­ством РФ (при этом установлено, что дочерние и зависи­мые общества коммерческой организации с иностранными инвестициями не пользуются при осуществлении ими пред­принимательской деятельности на территории России «пра­вовой защитой, гарантиями и льготами», определёнными комментируемым законом). Кроме того, субъекты РФ и органы местного самоуправления в пределах своей компе­тенции могут предоставлять иностранным инвесторам льго­ты и гарантии, финансировать и в других формах поддер­живать осуществляемые ими инвестиционные проекты за счёт средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, а также внебюджетных средств.

Принятием рассмотренного и других перечисленных выше законов процесс формирования правовых основ гос-

161

регулирования международного инвестиционного сотрудни­чества не ограничивается. Продолжается работа над други­ми законопроектами, в том числе такими, как «О догово­рах государственной концессии, заключаемых с российски­ми и иностранными инвесторами», «О запретах и ограни­чениях на осуществление иностранных инвестиций на тер­ритории Российской Федерации» и «О свободных экономи­ческих зонах».

Продвигается и переговорный процесс по заключению международных соглашений о поощрении и взаимной за­щите капиталовложений. К настоящему моменту Россия заключила 53 таких соглашения, содержащие:

  1. гарантии иностранному инвестору осуществлять ка­питаловложения в любых формах, не запрещённых законодательством;

  2. обязательства российской стороны относительно пол­ной и безусловной защиты нрав и интересов иност­ранного инвестора;

  3. гарантии того, что имущество последнего не подле­жит принудительному изъятию, в том числе нацио­нализации и реквизиции, иначе как по основаниям, установленным законодательством или международ­ными договорами РФ (на эти случаи регламентиро­ван порядок выплаты компенсации);

  4. гарантии права иностранного инвестора на возмеще­ние убытков, причинённых ему незаконными действи­ями (бездействием) государственных органов и долж­ностных лиц;

  5. положение о праве Правительства РФ устанавливать критерии оценки неблагоприятных условий режима запретов и ограничений;

  6. гарантии надлежащего разрешения споров с участи­ем иностранных инвесторов в соответствии с между­народными договорами РФ и федеральными закона­ми в гражданском или арбитражном суде, либо в меж­дународном арбитраже.

162

К сожалению, последнее типовое соглашение о поощре­нии и взаимной защите капиталовложений было одобрено в 1992 г. За это время в сфере международного инвестицион­ного сотрудничества произошли изменения, предопределяю­щие необходимость новых подходов к заключению подоб­ных соглашений. Речь идёт о подходах, создающих дополни­тельные возможности по укреплению стабильности инвести­ционного процесса и усилению гарантий инвесторам, под­крепляемые авторитетом международных нормативно-пра­вовых актов. Одна из проблем здесь связана с двойным на­логообложением инвестиций, во избежание которого новей­шим российским законодательством предусмотрен порядок заключения международных договоров, содержащих поло­жения, касающиеся налогов и сборов, и устанавливающих особые правила и нормы. Согласно статье 7 первой части Налогового кодекса РФ, международные договоры такого рода имеют приоритет перед внутренним налоговым законодатель­ством России (это соответствует также положениям статьи 15 Конституции РФ). К числу стран «дальнего» и «ближне­го» зарубежья, с которыми Россия заключила соглашения, исключающие двойное налогообложение доходов и имуще­ства, относятся Австрия, Армения, Бельгия, Белоруссия, Болгария, Великобритания, Дания, Индия, Ирландия, Ка­нада, Китай, Норвегия, США, Кипр, и др.

Совершенствованием нормативно-правовой базы в сфе­ре международного инвестиционного сотрудничества зани­маются и регионы России. На начало 2000 г. законодатель­ные акты по вопросам государственной поддержки и сти­мулирования инвестиционной деятельности разработаны в 72 субъектах Российской Федерации. Эти акты направле­ны на защиту прав, интересов и имущества иностранных инвесторов и предусматривают, в частности:

  1. формирование и использование залоговых фондов, обеспечивающих гарантии по предоставленным кре­дитам;

  1. задействование налоговых преференций.

163

В общем, в последнее время на федеральном и регио­нальном уровнях проделана значительная работа по разви­тию правовой базы регулирования инвестиционной сферы. Однако ряд направлений привлечения отечественных и ино­странных инвестиций не регулируется законодательными актами, в связи с чем предстоит интенсифицировать уси­лия, органов законодательной и исполнительной власти по подготовке и принятию соответствующих актов (касающих­ся прежде всего концессий и свободных экономических зон).

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]