Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Mezhdunarodnoe_final.docx
Скачиваний:
1
Добавлен:
01.03.2025
Размер:
252.77 Кб
Скачать

76. Дипломатические привилегии и иммунитеты.

Под дипломатическими привилегиями понимаются особые права и преимущества, предоставляемые представительствам и их сотруд­никам. Иммунитеты — это изъятия представительства и его сотруд­ников из юрисдикции и принудительных действий со стороны госу­дарства пребывания.

Различают привилегии и иммунитеты дипломатических предста­вительств и привилегии и иммунитеты их сотрудников.

Дипломатические представительства пользуются следующими привилегиями и иммунитетами.

1) Неприкосновенность помещений представительства: никто не может войти на территорию представительства иначе, как с согласия главы представительства. Под помещением представительства пони­маются как здания и сооружения, занимаемые представительством, так и земельные участки представительства. Государство пребывания обязано принимать все меры для защиты помещений представитель­ства от вторжения извне и нанесения им ущерба.

2) Помещения представительства и находящееся в них имущест­во, а также средства передвижения представительства пользуются иммунитетом от обыска, реквизиции, ареста и исполнительных дей­ствий.

3) Представительство освобождается от всех государственных, районных и муниципальных налогов, сборов и пошлин, кроме сборов за конкретные виды обслуживания. Сборы, взимаемые представи­тельством при выполнении своих обязанностей (например, за выдачу виз), освобождаются от всех налогов и пошлин страны пребывания.

4) Архивы и документы представительства неприкосновенны в любое время и независимо от их местонахождения. Официальная корреспонденция представительства неприкосновенна. Дипломати­ческая почта не подлежит ни вскрытию, ни задержанию.

Дипломатические курьеры пользуются личной неприкосновен­ностью и подлежат особой защите со стороны государства пребыва­ния. Аккредитующим государством или представительством может быть назначен дипломатический курьер ad hoc. В этом случае иммунитеты прекращаются в момент доставки дипломатической почты по назначению. Дипломатическая почта может быть вверена также ко­мандиру экипажа гражданского самолета.

5) Сотрудникам представительства предоставляется свобода передвижения по территории страны пребывания.

Сотрудники представительства пользуются следующими приви­легиями и иммунитетами.

1) Личность дипломатического агента неприкосновенна. Дипло­мат не подлежит аресту или задержанию в какой-либо форме.

2) Частная резиденция дипломатического агента пользуется той же неприкосновенностью и защитой, что и помещение представи­тельства.

3) Дипломатический агент пользуется иммунитетом от уголовной юрисдикции государства пребывания.

4) Дипломатический агент пользуется иммунитетом от граждан­ской и административной юрисдикции государства пребывания, кроме:

вещных исков, относящихся к частному недвижимому имуществу на территории страны пребывания, если только он не владеет этим имуществом для целей представительства;

исков, касающихся наследования, в отношении которых он высту­пает в качестве исполнителя завещания, попечителя, наследника или отказополучателя наследства; исков, относящихся к любой профессиональной или коммерчес­кой деятельности дипломатического агента за пределами его офици­альных функций.

77.

78.

79.

80.

81. Консульское право — один из институтов международного права, регулирующий порядок консульских сношений между государствами. Его нормы кодифицированы ныне в Венской конвенции о консульских сношениях 1963 г.

Участниками этой Конвенции являются около 120 государств. Од­нако распространенная практика государств, включая участников Кон­венции, состоит в заключении двусторонних консульских конвенций, конкретизирующих или видоизменяющих соответствующие положе­ния общего международного права и, в частности, определяющих райо­ны деятельности консульских учреждений, именуемые консульскими округами.

82. МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРЕСТУПЛЕНИЕ - тягчайшее международно-противоправное деяние, посягающее на основы существования государств и наций, подрывающее важнейшие принципы международного права, угрожающее международному миру и безопасности. В подготовленном Комиссией международного права проекте статей об ответственности государств подчеркивается, что международно-противоправное деяние, возникающее в результате нарушения государством международного обязательства, столь основополагающего для обеспечения жизненно важных интересов международного сообщества, что его нарушение рассматривается как преступление перед международным сообществом в целом, составляет международное преступление. Объектом М.п. могут быть всеобщий мир и международная безопасность; добрососедские отношения между народами и государствами; права народов и наций на самоопределение; законы и обычаи войны. К числу М.п. в соответствии с Уставом Международного военного трибунала 1945 г. и другими международно-правовыми актами относятся преступления против мира, военные преступления, преступления против человечности, преступления против человечества, среди которых можно назвать: колониализм, геноцид, апартеид, массовое загрязнение атмосферы или морей (экоцид). Такие преступления могут совершаться в результате тяжкого нарушения международных обязательств, имеющих основополагающее значение для обеспечения международного мира и безопасности, права народов на самоопределение, защиты человеческой личности, защиты окружающей среды. Ими затрагиваются интересы не только непосредственно пострадавшего государства, но и международного сообщества в целом. В этом случае отношения ответственности возникают между государством, совершившим М.п., и всеми другими государствами. Субъектами М.п. и субъектами ответственности за их совершение могут быть государства, международные организации и физические лица. Государства и другие субъекты международного права несут материальную, моральную и политическую ответственность за М.п., а физические лица - международную уголовную ответственность.

83. Международное уголовное право — самостоятельная отрасль международного публичного права, регулирующая сотрудничество государств по борьбе с международными преступлениями, их выявлению, расследованию и наказанию. Оно существенно отличается от классического международного права тем, что субъектом его регулирования является прежде всего человек, совершивший некое деяние, а не государство в целом.

К источникам международного уголовного права следует отнести и договоры, устанавливающие пределы осуществления уголовной юрисдикции в конкретных пространственных сферах, которые предусматривают ограничение этой юрисдикции по отношению к соответствующим категориям лиц.

Договорные источники международного уголовного права служат важным инструментом борьбы народов и государств по предотвращению международных преступлений, таких как подготовка к агрессивной войне, нарушение международного мира, т. е. действий государств и физических лиц, наносящих серьезный ущерб всему международному сообществу, и требуют привлечения к ответственности виновных лиц, несущих международную ответственность государств.

К источникам международного уголовного права, которые условно можно назвать косвенными, или вспомогательными, следует отнести внутригосударственные законы, в той или иной степени направленные на преследование и наказание за совершение международных преступлений или преступлений международного характера.

Внутригосударственные законы, принятые в ряде государств по одному и тому же вопросу, способны оказать влияние на возникновение обычной нормы международного уголовного права. Например, принятые государствами законы по борьбе с террористическими актами международного характера могут привести к появлению нормы международного права, запрещающей подобные действия, квалифицирующей их как преступные и ставящей вопрос о международной уголовной ответственности физических лиц.

84.

Международное преступление является основной категорией международного уголовного права – отрасли международного права, включающей в себя две подотрасли. Первая подотрасль – “международное уголовное право stricto sensu” регламентирует основания и порядок привлечения индивидов к уголовной ответственности органами международной уголовной юстиции. Вторая подотрасль – транснациональное уголовное право – представлена комплексом международно-правовых норм, имеющих отношение к международному сотрудничеству в противодействии транснациональной преступности, и включает в себя транснациональное материальное уголовное право, транснациональное процессуальное уголовное право, транснациональное уголовно-превентивное право.

В работе содержится ретроспективный анализ становления понятия “экстрадиционное преступление”, формирования принципа невыдачи политических правонарушителей, акцентируется внимание на правовой регламентации и практике применения этого принципа к лицам, обвиняемым в совершении актов терроризма. Исследуется юридическая природа транснационального преступления, формулируется понятие транснациональной криминализации; анализируются международно-правовые нормы, содержащие конвенционное определение транснационального организованного преступления, а также международно-правовые стандарты криминализации правонарушений; рассматриваются процесс и перспективы принятия всеобъемлющей антитеррористической конвенции; высказываются предложения, направленные на достижение концептуальной четкости и согласованности понятий “терроризм” и “террористические преступления”; исследуются формирование международного антитеррористического финансового режима и его превентивное значение. Особое внимание уделено международному преступлению stricto sensu, которое появилась как категория, связанная с международной юстицией. Нюренбергским и Токийским прецедентами международное право реализовало свою собственную конструкцию международного преступления, обнаружив способность криминализировать деяние, не являющееся преступлением по национальному праву. В работе подробно исследуются доктринальные и практические аспекты развития концепции международного преступления stricto sensu как основания уголовной ответственности индивида по международному праву; выделены и описаны его модификации (“нюренбергская”, “постнюренбергская”, “гаагская” и “римская”). Сформулированы предложения, направленные на правовое обеспечение эффективности международного сотрудничества в сфере противодействия преступности, имплементацию международных стандартов уголовного права и правосудия.