Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
учебник_диденко_скрипнюк.doc
Скачиваний:
3
Добавлен:
01.03.2025
Размер:
18.53 Mб
Скачать

Передача бизнес процессов на аутсорсинг с целью создания высокоэффективной финансовой службы

MOL (Magyar Olaj- és Gázipari Nyrt.) — крупнейшая нефтегазовая компания Венгрии. Штаб-квартира — в Будапеште. Основана в 1991 г.277

Компания MOL (Name: MOL Hungarian Oil and Gas Company278) — одна из нефтяных компаний, осуществляющая свою деятельность в Центральной Европе, — прошла через крупные структурные изменения внешней среды в связи с переходом страны от монополистической команд­ной к экономике открытого рынка.

Основные акционеры компании на 30 сентября 2009 г.: различные иностранные инвесторы (25,8 %), российский «Сургутнефтегаз» (21,2 %, приобретены весной 2009 г. за 1,4 млрд евро), чешская CEZ (7,3 %), казначейские акции (7,1 %). По сведениям венгерских изданий, около 50 % акций MOL находятся под контролем структур, аффилированных с самой MOL. Главный управляющий — Zsolt Hernádi.

MOL занимается разведкой и добычей, транспортировкой углеводородов, а также эксплуатацией сети магистральных газопроводов протяженностью 5200 км. В управлении компании находятся более 440 АЗС в Венгрии, Словакии и Румынии. Доказанные запасы углеводородов на начало 2006 г. — 19,2 млрд м³ газа и 10,8 млн т нефти.

В группу MOL входят также химическая компания TVK (Венгрия), нефтяная компания Slovnaft (Словакия), торговая компания Roth (Австрия). Группа владеет региональной сетью заправочных станций в 10 странах мира, управляет 6 брендами.

Основной корпоративный интерес компании сосредоточен в таких регионах мира, как Ближний Восток, Центральная Азия и Северная Африка, а также в странах – Венгрия, Россия и Пакистан.

Объём добычи в 2005 г. составил 100,6 тыс. баррелей нефтяного эквивалента в день (в том числе газа — 45,5 тыс., нефти — 55,1 тыс.).

В декабре 2006 г. MOL выиграла тендер на покупку 100 % нефтяной компании BaiTex LLC, владеющей лицензией на освоение недр Байтуганского нефтяного месторождения в Волго-Уральском регионе России. Представители MOL заявили о том, что планируют потратить на освоение месторождения $200-250 млн в течение следующих восьми — девяти лет.

Мишель-Марк Делькомьюн, финансовый директор компании MOL, отмечает следующие реорганизационные изменения, произошедшие, когда компания перестала быть государственной.279

До приватизации компания представляла собой полностью интегрированную нефтяную компанию. Кроме того, осуществлялись разные виды деятельности, которые обычно не ассоциируются с нефтяной индустрией. Например, MOL принадлежала телекоммуникационная компания, использовавшая газопровод для прокладки около 5000 км медного провода для передачи данных и телефонной связи. Компания также владела сетью отелей и летних курортов, носивших название Отели MOL. Распродав эти подразделения, усилия компании были сосредоточены на нефтяном бизнесе. В процессе реорганизации и переориентации своей деятельности компания приобрела значительный опыт в определении того, что надо и что не надо передавать на внешний подряд.

Делькомьюн начал оценку инициатив по передаче на внешний подряд финансовых бизнес-процессов в 1999 г.; процесс проводился с особой тщательностью и осторожностью, а 13 месяцев спустя компания подписала контракт с провайдером. Делькомьюн получил доступ к опыту компании ВР по аутсорсингу финансовых процессов, используя ее модель в качестве образца, на основании которого он разработал свои собственные идеи.

Делькомьюн наблюдал за действиями ВР с начала 1990-х гг. У Джона Брауна, финансового директора ВР, были идеи, видение будущего компании и четкие представления о том, какие процессы, составляющие сильные стороны, компания должна сохранить у себя и развивать дальше для увеличения конкурентоспособности, и какие могут осуществляться третьими сторонами на гораздо более высоком уровне качества. Делькомьюн тесно работал с генеральным директором для определения того, что было, как они полагали, основными отраслевыми навыками и знаниями, благодаря которым в ощутимой степени компания опережала основных конкурентов, обозначив остальные процессы, как кандидаты на аутсорсинг. Например, в подразделении компании по разведке и добыче нефти основные усилия сосредоточили на технологии, проектировании, строительстве и геологии. В подразделении по переработке и продаже нефти — на улучшении работы цепочки поставок, оптовом ценообразовании и логистике.

В компании поняли, что значительное количество финансовых процессов успешнее осуществляется сторонними провайдерами, чем самой компанией. Мишель-Марк Делькомьюн комментирует:280

«Как и в ВР, мы не смогли предложить нашим бухгалтерам привлекательные возможности с точки зрения карьеры, которые стимулировали бы людей на лучшую работу, удовлетворяли бы их запросы; в конце концов, мы же не бухгалтерская компания, а нефтяная. Перевели более чем 2/3 персонала нашей финансовой службы на баланс провайдера. Вскоре наши бывшие служащие обнаружили, что их карьерные перспективы изменились. Став частью организации, чьей основной деятельностью и смыслом существования является обеспечение высоких стандартов оказания услуг в области бухгалтерии и финансовых операций, они получили новые возможности для развития карьеры. Сейчас они имеют доступ к непрерывному образованию, обучению и могут заниматься своей карьерой. Они также способны теперь пробовать свои силы в выполнении других операций. Это делает работу более интересной и разнообразной. Когда мы решали вопрос, что передавать на внешний подряд, установили границу, за которой остались наша основная финансовая деятельность, напрямую связанная с функционированием нефтяной отрасли, те процессы, которые отличают нас от других и дают нам конкурентные преимущества».

В результате компания MOL передала на внешний подряд следующие процессы и операции.

  • Расчеты с кредиторами — оплата счетов по закупкам и соответствующие рутинные задачи переданы на внешний подряд; закупки и утверждения таковых остались в компании.

  • Расчеты с дебиторами — обработка счетов по продажам внутри страны (для Венгрии и Словакии) передана на внешний подряд; счета по экспорту ввиду наличия сложностей с их обработкой ведутся силами самой компании.

  • Казначейские операции — функции операционного отдела и банковская выверка выполняются сторонними подрядчиками; принятие решений и операции, связанные с рисками и осуществляемые в рамках руководящих отделов и управлений среднего звена, оставлены в компании.

  • Главная книга — интегрированный процесс на базе SAP осуществляется сторонним провайдером; первоначальные записи в журнал вводятся сотрудниками MOL. Провайдер составляет и ведет счета прибылей, убытков, бухгалтерские балансы, которые компания утверждает и подписывает.

Делькомьюн также выделяет так называемые «пограничные процессы»:

«Оглядываясь назад, мы поняли, что недооценили сложности, которые могут возникнуть у провайдера при выполнении процессов и следовании всем местным нормативам и требованиям регулирующих органов в области налогообложения. Каждый квартал компания обязана платить 1300 различных местных налогов, что означает, что MOL сможет лучше управлять этими рисками, чем внешний подрядчик. С другой стороны, при вступлении в ЕС мы сможем передать на внешний подряд процесс выставления счетов по экспортным поставкам и расчетам с дебиторами, поскольку у нашего провайдера есть представительства в других странах и необходимые знания и опыт — для осуществления расчетов в них».281

В настоящее время в MOL все еще работает 250 человек, занимающихся планированием, стратегическими казначейскими операциями, налогами, соблюдением государственных и международных требований по учету, отношениями с инвесторами, осуществлением контроля, составлением управленческой информации и распределением ресурсов. На данном этапе развития Делькомьюн не поддерживает идею передачи на внешний подряд процесс поддержки управленческих решений, так как он полагает, что деятельность компании в области бизнес-аналитики — источник новых знаний и способствует развитию сотрудников компании. Он объясняет это тем, что компания не так давно приватизирована и поэтому ей следует уделять особое внимание акционерной стоимости и пониманию того, как затраты на привлечение капитала влияют на функционирование различных бизнес-подразделений. Распределение ресурсов для компании — важный процесс в рамках оценки доходов от инвестиций и контролирования показателей деятельности. Культура MOL становится все более и более предпринимательской.

При решении, где и когда поставить точку в передаче определенных процессов на внешний подряд, самый главный, по мнению Делькомьюна, — во­прос контроля и рисков. «Я верю в пользу разделения обязанностей. Аутсорсинг управления казначейскими операциями, обслуживающими нашу основную деятельность, — хороший пример того, как можно обеспечить более сильный контроль, передав сами процессы третьей стороне. Хотя снижение затрат вполне возможно, особенно в случае обработки больших объемов информации, это не должно стать основополагающей целью. MOL расширяет свое присутствие в мире. Недавно мы пришли в Словакию, купив компанию Slovnaft; а через партнерство с INA обеспечили наше присутствие в Хорватии. Очевидно, что мы нуждались во всеобъемлющей поддержке нашего партнера по аутсорсингу для ускорения процессов интеграции и для обеспечения платформой для международного роста».282

Финансовые директора таких компаний, как MOL, обычно оставляют внутри структуры стратегические и аналитические процессы или те области деятельности, например налоги, где важно сохранение репутации компании. Они готовы передавать на внешний подряд некоторые вспомогательные функции: IT, управление расчетами с дебиторами и расчет заработной платы, то есть области, где провайдеры в состоянии осуществить реорганизацию процессов при низких затратах. Таким компаниям не нужно «товарное» обслуживание; они хотят получить специалиста, который в состоянии наладить процессы, работающие на создание стоимости. Другие компании, например ВР, Exel и Thomas Cook также ищут возможности реорганизации, но уже в масштабах всей компании. Объем может варьироваться от компании к компании, но центральный вопрос все тот же самый: где компания должна остановиться при передаче процессов на внешний подряд.