- •М.Т.Каченовский лекции по статистике1
- •Часть Iя
- •Положение, границы и величина
- •М.Т.Каченовский программа учебного курса статистики15
- •Ь) Описание обитателей
- •С) Описание правительства
- •М.Т.Каченовский ёвйсьма к а.Х.Каченояй&сой16
- •29 Апреля 1810. С.Петербург.
- •Вступление
- •А) Куны и белки
- •Ь) Бельи лобки и куньи мордки
- •М.Т.Каченовский
- •О русской правде151
- •А) Бытие Правды Русской
- •Ь) Справка дипломатическая
- •§ I. «Аще ли будет Русин а), ли гридин ь), ли купец с), любо тиун боярской d), любо ябетник е), ли мечник f); любо изгой g), ли слове-нин. H): m (40) гривен положити зань».
- •Примечания
- •Архивные материалы
- •2. Государственный исторический музей. Отдел письменных источников, г. Москва (опи гим).
- •3. Российский государственный архив литературы и искусст ва, г. Москва (ргали). S
- •Справочные издания
А) Бытие Правды Русской
Собрание законов, написанных на северном наречии славянорусском, под заглавием Правды, скрывалось в некоторых летописях и других сборниках - до четвертого десятилетия минувшего века. Никакого в том нет сомнения, что оно по временам бывало и перед глазами читателей; но любопытство претыкалось о камни невразумительных слов и вещей, означаемых сими словами, и Правда Русская пребыла безвестною, доколе в империи Петра Великого не стали дышать воздухом учености европейской.
Честь открытия Правды Русской принадлежит Татищеву. Нашед древние законы в одной летописи новгородской, он решился объяснить их примечаниями и в 1738 г. представил труд свой императорской Академии. Август Шлецер, взяв текст из той же Новгородской летописи, относимой им к XV столетию, в 1767 году издал Правду с возможною точностью, и (кажется, назло Татищеву) без всяких примечаний. Знаменитый критик, бывший тогда при Академии наук профессором истории, в посвятительном письме президенту, графу Владимиру Григорьевичу Орлову, превознес важную значительность вообще первых законов для истории государства:
372
упомянув о величественной краткости Правды Русской в выражениях, о подробности в материях, об удивительном сходстве ее с другими северными законами, наконец об очевидных знаках глубочайшей древности, он провозгласил ее достойною самого точного объяснения - которого однако же, по его словам, сделать нельзя, доколе текст, почти невразумительный, не будет сличен с прочими списками154. Итак Правда Русская первоначально сделалась известною та, которая извлечена из Новгородской летописи, принадлежащей, как сказано, XV столетию. В 1786 году, в 1 части Продолжения Древней Российской Вивлиофики вторично был напечатан текст, уже с упомянутыми выше примечаниями Татищева.
Впоследствии времени открылись еще другие списки - и в значительном количестве. Сам Татищев, кроме Новгородской, знал Правду и Ростовской летописи, которою он пользовался при объяснении. В 1788 году в III части Продолжения Древней Российской Вивлиофики напечатана Правда, извлеченная из одного старинного (?) списка Кормчей книги и доставленная в Академию Крестининым. Два издания Правды, в С.Петербурге (1792, в 4 д.) и в Москве (1799 в 4 д.) вышедшие, напечатаны с какого-то пергаментного, писанного весьма древним почерком, списка155 из числа шести, находившихся в распоряжении объяснителей (Болтина и других). Синодальной библиотеки в Кормчей книге под № 82 находится список Правды, напечатанный в I части Русских Достопамятностей по мнению Карамзина, самый древнейший, ибо принадлежит концу XIII века. Известны еще и другие списки; но я умолчу об них156 для краткости.
Нужно было предуведомить, что Правда Русская дошла до нас во многих списках харатейных и бумажных, более или менее несходных между собою: в одних она не полна и представляется как бы сокращенною; в других пространнее и с разными подробностями. К последнему разряду принадлежит список, напечатанный Болтиным, и другой Синодальный, из которого взята Правда для Русских Достопамятностей.
Заметим два обстоятельства, очень важные.
В летописях, где вписана Правда, обыкновенно занимает она место между происшествиями времен Ярослава Владимировича I, под 1016 годом, иногда под 1020; даже и там относится она к подвигам сего великого князя, где просто упомянуто одно лишь ее имя, а самые законы не вписаны.
В сборниках, между другими статьями, в заглавии Правды Рус ской стоит имя Ярослава Владимировича.
373
Итак, Правда Русская существует. Ею руководствовался Карамзин при описании обычаев народа русского в XI веке. Ее г. Линде почитает необходимою при объяснении Литовского Статута"51. О ней упоминает автор книжки о первобытном законодательстве польском15*. Ее перевел на польский язык г. Раковецкий, обогатил своими примечаниями, сличил в разных местах с законами богемскими и с Литовским Статутом, и на ней же основывал, он систему свою, описывая политический и гражданский быт древних славяноруссов159.
Ее в разных видах, и якобы первоначальную (новгородского списка, изданную Шлецером), и приумноженную сынами Ярослава, и наконец извлеченную из синодальной Кормчей книги (напечатанную в Достопамятностях), переводил Эверс, и ее положил в камень краеугольный своему объяснению древнейшего русского права160. Никто, рассуждая ли о древнем законодательстве отечества нашего, или просто излагая законы в хронологическом порядке, никто не преходил молчанием Правды Русской, и все говорили об ней, как о драгоценном памятнике одиннадцатого столетия.
Итак, она существует, если не в качестве закона, имеющего обязательную силу для нас, людей XIX века, что по крайней мере уже как достопамятная древность, как богатый источник для истории отечества нашего.
Повергнем же источник сей критическому испытанию. Сделаем, чего доныне еще не было делано с Правдою Русскою; рассмотрим: справедливо ли относят ее к XI столетию; действительно ли творец ее был Ярослав I, сын Владимира Великого; наконец была ли она законом в России, могла ли быть им, и с которого времени.
