Скачиваний:
40
Добавлен:
09.05.2014
Размер:
165.89 Кб
Скачать

Глава XXVII

Истинная католическая религия справедливо признает и проповедует, что Он — Творец всех животных в целом, т. е. и их душ, и их тел. Стоящий во главе их (земных животных) человек, созданный Им по образу Его, создан один или по той причине, которую я привел выше, или, возможно, по какой-то другой, неизвестной и более важ­ной, но одиноким не оставлен. … Под уп­равлением божественного провидения ничто не происходит без причины, хотя бы сама причина и укрывалась от нас. В одном из священных псалмов говорится: "Приидите и видите дела Господа, — какие произвел Он опустошения на земле" (Пс. XLV, 9). Но почему жена была создана из ребра мужа и что прообразовывало это первое в своем роде чудо, об этом мы поговорим в другом месте.

553

О двух Градах

Так как пора уже закончить эту книгу, то ограничимся пока тем положением, что в первом человеке получили свое начало хотя еще не обнаружившиеся, но уже сущес­твовавшие в предведении Божием два общества, как бы два града в человеческом обществе. Ибо от него должны были произойти люди, из коих одни должны были быть присоединены для наказания к обществу ангелов злых, а другие для награды к обществу добрых по сокровенному и праведному суду Божию. Если Писание говорит: "Все пути Господни — милость и истина" (Пс. XXIV, 10), то не может быть несправедливой Его благодать и жестоким Его правосудие.

КНИГА ТРИНАДЦАТАЯ

Глава I о смерти и наказании смертью

Так как мы уже разрешили весьма трудные вопросы о происхождении настоящего мира и начале рода челове­ческого, то теперь порядок изложения требует предпо­ложенного нами рассуждения о падении первого человека или, вернее, первых людей, и о происхождении и распро­странении смерти между людьми. Ибо Бог создал людей не как ангелов, — не так, чтобы и согрешив они вовсе не могли умирать, но так, что, исполни они долг повино­вения, получили бы без посредства смерти ангельское бессмертие и блаженную вечность, а не исполни они этого долга, смерть послужила бы для них справедливым нака­занием. Об этом, впрочем, мы уже сказали несколько слов в предыдущей книге.

Глава II

Но я считаю нужным остановиться несколько под­робнее на самом роде смерти. Хотя человеческая душа справедливо признается бессмертной, однако и для нее существует некоторая своего рода смерть. Она потому называется бессмертной, что не перестает в известном виде и в некоторой степени жить и чувствовать; тело же называется смертным потому, что может вполне лишиться жизни и совершенно не в состоянии жить само по себе. Но смерть души бывает тогда, когда ее оставляет Бог; подобно тому, как смерть тела случается тогда, когда его оставляет душа. Следовательно, смерть души и тела, то есть смерть всего человека, бывает тогда, когда оставляет тело душа, оставленная Богом. Ибо в таком случае ни она не живет Богом, ни тело не живет ею. За такого рода смертью всего человека следует та, которую авто­ритет божественных Писаний назвал второю смертью (Апок. XXI, 8).

555

На нее указал и Спаситель, когда сказал: "Бойтесь более того, кто может и душу и тело погубить в геенне" (Мф. X, 28).Так как это случится не прежде, чем после такого соединения души с телом, что их уже никоим образом нельзя будет отделить друг от друга, то может показаться странным, что говорится об умерщвлении тела такою смертью, при которой оно не оставляется душой, но подвергается мучениям, будучи одушевленным и чув­ствующим. Ибо то последнее и вечное наказание, о кото­ром мы скажем подробнее в своем месте, справедливо называется смертью души, потому что она не живет Бо­гом; но как можно назвать его смертью тела, когда оно будет жить душою? Ведь иначе оно не могло бы чувство­вать тех самых телесных мучений, которые будут после воскресения. Разве что, коль скоро всякого рода жизнь составляет некоторое добро, а страдание — зло, то не следует называть тело живущим, если душа существует в нем не ради жизни, а ради страданий?

Итак, душа живет Богом, когда живет хорошо, ибо она не может жить хорошо, если Бог не содействует в ней тому, что хорошо; тело же живет душою, когда душа жи­вет в теле, живет ли она при этом, или не живет Богом. Ибо жизнь в телах нечестивых есть жизнь не души, а тела. Такую жизнь могут сообщать им даже умершие, то есть оставленные Богом души, своею собственной, какой бы то ни было жизнью, вследствие которой они и бес­смертны. Но при последнем осуждении, хотя человек и не перестанет чувствовать, однако, так как само чувство не будет доставлять приятного удовольствия и благотвор­ного покоя, но будет мучительным вследствие страданий, то жизнь эту справедливо следует называть скорее смер­тью, чем жизнью. Второй же смертью она называется потому, что бывает после той первой, вследствие которой происходит разделение соединенных природ: Бога и ду­ши или души и тела. Таким образом, о первой телесной смерти можно сказать, что она добра для добрых и зла для злых. Вторая же ни для кого не бывает доброй, так как никто из добрых ей не подвергается.

556