Скачиваний:
40
Добавлен:
09.05.2014
Размер:
165.89 Кб
Скачать

Глава XV

Смерть — в примене­нии к добрым, которые могли претерпеть только смерть, но не быть в аду; ад — в применении к злым, которые несут наказание и в аду. Ибо если не безосновательно представляется вера, что и древние святые, исповедавшие веру в непришедшего еще Христа, находились хотя и в весьма удаленных от мучений нечестивых местах, но все же в аду, пока не извлекла их оттуда кровь Христова, проникшая и в те места; то совершенно в порядке вещей, если добрые верующие после того, как эта цена искупления уже пролита, вовсе не ведают ада, пока, по восприятии самих тел, не воспримут те блага, какие заслужили. Сказав же: "И судим был каждый по делам своим" (Апок. XX, 13), (автор) поясняет кратко, как они были судимы. "И смерть и ад, — говорит, — повержены в озеро огненное" (Апок. XX, 14); этими именами он обозначает как диавола, так как он был виновником и смерти, и казней адских, так и все общество демонов.

404

Это то же самое, что говорил он и выше, но с большей ясностью: "А диавол, прель­щавший их, ввержен в озеро огненное и серное". Затем он прибавил нечто менее понятное: "Где зверь и лже­пророк, и будут мучиться день и ночь во веки веков" (Апок. XX, 10). Но то, что он там прибавил с большею темнотою, то говорит здесь яснее: "И кто не был записан в книге жизни, тот был брошен в озеро огненное" (Апок. XX, 15). Не для напоминания Богу эта книга, не для то­го, чтобы не забыл Он, она указывает на предназначение тех, кому дана будет жизнь вечная. Бог знает их и не читает этой книги, чтобы знать. Само предведение Его о них, которое обманываться не может, и есть эта книга жизни, в которую они записаны, т. е. предузнаны.

Глава XVI

По окончании суда, на котором он предсказал осуж­дение злых, остается ему сказать и о добрых. Он объяснил уже сказанное Господом в кратких словах: "И пойдут сии в муку вечную"; требовалось объяснить и непосредственно следующие за этим слова: "А праведники в жизнь вечную" (Мф. XXV, 46). "И увидел я новое небо и новую землю; ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уж нет" (Апок. XXI, 1). Это будет в том порядке, о котором, предваряя, он уже сказал выше, что видел Сидящего на престоле, от лица Коего бежало небо и земля (Апок. XX, 11). По осуждении тех, которые не записаны в книге жизни, и по ввержении их в огонь вечный (какого рода этот огонь и в какой части мира или вселенной он будет, полагаю, не знает никто из людей, разве что тот, кому откроет Дух Святый), пройдет образ мира сего через истребление его мировыми огнями, подобно тому, как потоп совершился через наводнение мировыми водами. Итак, в этом, как сказал я, мировом пожаре, уничтожатся от огня те свойства тленных стихий, которые соответст­вовали нашим тленным телам, а сама субстанция получит такие свойства, которые через удивительное изменение

405

окажутся соответствующими телам бессмертным; так что мир, обновившись к лучшему, получит полное приспо­собление к людям, обновившимся к лучшему и по плоти. Относительно же слов: "И моря уж нет", я затрудняюсь сказать, иссушится ли оно, или также обратится в нечто лучшее. Ибо мы читаем, что небо будет новым и земля новой, но я не упомню, чтобы где-либо читал о новом море, за исключением тех мест этой же книги, где сказано о "море стеклянном, подобном кристаллу" (Алок. IV, 6;

XV, 2). Но в тех случаях не идет речь о конце века, да и о море говорится, похоже, не в собственном смысле слова, а как бы о море. Впрочем, так как пророческая речь любит к прямым выражениям примешивать перено­сные, то и в словах: "И моря уж нет" может идти речь о том море, которое "отдало мертвых, бывших в нем" (Алок. XX, 13). Ибо тогда этот мятежный и бурный век, подразумеваемый под именем моря, не будет уже жизнью смертных.