Анодный слой

Анодный слой, всегда очень тонкий. Электроны ускоряются к аноду и ионизуют газ. Если ток на анод

больше разрядного тока в цепи (Ia > I), то анод заряжается отрицательно относительно положитель­ного столба, в противном случае (Ia < I ) положительно. Следует отме­тить, что в лазерных средах (при больших р и j ) при повышении давления растет анодное падение потенциала, но сохраняется нормальная плотность тока, сравнимая с нормальной плотностью тока катода.

Газовые лазеры и тлеющий разряд

Появление газовых лазеров, универсальность их применения и стремление повысить энергосодержание лазерного луча привели к поста­новке и разрешению многих новых физико-технических проблем. Если использование тлеющего разряда в маломощных лазерах (есть лазеры мощности в доли милливатта, например, для хирургии глаза с целью приваривания сетчатки) потребовало лишь незначительно изменить конст­рукцию катода и анода (они стали проводящими кольцами на внутренних концах трубки (рис. 8.5), появились зеркала), то конструкция мощных ла­зеров стала совершенно иной.

При температуре активной газовой среды выше ~ 450  500К энер­гия колебательных степеней свободы, обеспечивающих генерацию коге­рентного излучения, начинает очень быстро переходить в поступательные степени свободы, т.е. в тепло.

Рис. 8.5. Схема СО2-лазера небольшой мощности с диффузионным охлаждением: 1 — разрядная трубка, 2 — кольцевые электроды, 3 — медленная прокачка лазерной смеси, 4 — разрядная плазма, 5 — внешняя трубка, 6 — охлаждающая проточная вода, 7 — глухое зеркало, 8 — выходное полупрозрачное зеркало, 9 — выходящее излучение

Следовательно, недопустим нагрев более чем на 300°, нужен очень интен­сивный теплоотвод, чего из больших объемов за счет теплопроводности газа обеспечить нельзя. Распространение получила идея непрерывной смены газа, появились быстропроточные лазеры, а рабочий объем в них создают две параллельные пластины, длиной и шириной в несколько де­сятков сантиметров. Разряд организуют или вдоль потока газа, или пер­пендикулярно ему (рис. 8.6). Так как в лазерный луч переходит не более 30% вкладываемой в разряд энергии, не менее 70% должен уносить газ, поэтому для мощных лазеров нужны очень большие потоки газа. Расчеты (и опыт) показывают, что в наиболее эффективных СО2-лазерах на 10 кВт мощности излучения надо «израсходовать» более 80 — 100 г/с. Ясно, что система газоотвода должна быть замкнутая с охлаждением газа (системы прокачки и холодильников): небольшая активная зона «обрастает» огром­ным вспомогательным, но неизбежным оборудованием.

Вторая особенность — борьба с контракцией: если вместо равномер­но светящегося полного объема положительного «столба» образуется один или несколько шнуров с ионной температурой Т, в десятые доли эВ, то на такой плазме инверсной заселенности колебательных уровней быть не может. Одним из основных методов, применяемых практически во всех мощных лазерах, является разделение катодов таким образом, чтобы через каждый шел ток, меньший, чем нужно для контракции. У каждого катода свое балластное сопротивление R (см. рис. 8.3), так что если даже на ка­ком-либо из них и будет контракция, то это не существенно: катодов ты­сячи. Есть и другие методы, например, сделать импульсный разряд неса­мостоятельным и возбуждать пучком быстрых (Е ~ 100 кэВ) электронов, комбинировать постоянные и ВЧ, постоянные и импульсные напряженно­сти электрических полей. Применение ВЧ и, особенно, импульсных элек­трических полей большой напряженности позволило резко увеличить энергосъем с единицы рабочего объема активной среды.

Рис.8.6. Типичная геометрия тлеющего разряда в электроразрядных лазерах на COz; a — поперечный разряд (ток идет перпендикулярно газовому потоку направ­ления скорости); верхняя плата усеяна катодными элементами К, нижняя служит анодом А; б — продольный разряд, катодные элементы К расположены вверх по потоку, анодом А служит трубка