2.Достижения
Основные работы.
К теории спектров двухатомных молекул
Проблема затухания в волновой механике Квантовая электродинамика в конфигурационном пространстве Диамагнетизм металлов. 1930. Bd. 64. S. 629.
Распространение принципа неопределенности на релятивистскую квантовую теорию
К теории передачи энергии при столкновениях. К теории передачи энергии при столкновениях. К теории звезд О движении электронов в кристаллической решетке
Второй закон термодинамики и Вселенная Возможное объяснение зависимости восприимчивости от поля при низких температурах Внутренняя температура звезд Структура несмещенной линии рассеяния К теории торможения быстрых электронов излучением Об образовании электронов и позитронов при столкновении двух частиц К теории аномалий теплоемкости К теории дисперсии магнитной проницаемости ферромагнитных тел О релятивистских поправках к уравнению Шрёдингера в задаче многих тел К теории коэффициента аккомодации К теории фотоэлектродвижущей силы в полупроводниках К теории дисперсии звука К теории мономолекулярных реакций Кинетическое уравнение в случае кулоновского взаимодействия О свойствах металлов при очень низких температурах Рассеяние света на свете)
Об источниках звездной энергии О поглощении звука в твердых телах К теории фазовых переходов. К теории фазовых переходов. К теории сверхпроводимости К статистической теории ядер Рассеяние рентгеновых лучей кристаллами вблизи точки Кюри Рассеяние рентгеновых лучей кристаллами с переменной структурой Образование ливней тяжелыми Стабильность неона и углерода по отношению к α-распаду Каскадная теория электронных ливней Об эффекте де Гааза — ван Альфена О поляризации электронов при рассеянии О «радиусе» элементарных частиц О рассеянии мезотронов «ядерными силами»
Угловое распределение частиц в ливнях К теории вторичных ливней. К гидродинамике гелия- Теория вязкости гелия-
О рассеянии света мезотронами ЖЭТФ 11, Теория сверхтекучести гелия Теория устойчивости сильно заряженных лиофобных золей и слипания сильно заряженных частиц в растворах электролитов ЖЭТФ Увлечение жидкости движущейся пластинкой К теории промежуточного состояния сверхпроводников ЖЭТФ 13, О соотношении между жидким и газообразным состоянием у металлов Об одном новом точном решении уравнений Навье - Стокса К проблеме турбулентности К гидродинамике гелия II. К теории медленного горения. Рассеяние протонов О потерях энергии быстрыми частицами на ионизацию. Об изучении детонации конденсированных взрывчатых
Определение скорости истечения продуктов детонации некоторых газовых смесей СССР
Определение скорости истечения продуктов детонации конденсированных взрывчатых веществ Об ударных волнах на далеких расстояниях от места их возникновения Прикл. математика и механика О колебаниях электронной плазмы О термодинамике фотолюминесценции
К теории сверхтекучести гелия II О движении посторонних частиц в гелии О моменте системы из двух фотонов К теории сверхтекучести Эффективная масса полярона Расщепление дейтрона при столкновениях с тяжелыми) и т.д.
Школа.
Ландау создал многочисленную выдающуюся школу физиков-теоретиков. Учениками Ландау по преимуществу считались физики, которые смогли сдать Льву Давидовичу (а впоследствии уже его ученикам) 9 теоретических экзаменов, так называемый теоретический минимум Ландау. Сначала принималась математика, а затем экзамены по физике:
два экзамена по математике
механика
теория поля
квантовая механика
статистическая физика
механика сплошных сред
электродинамика сплошных сред
квантовая электродинамика
Ландау требовал от своих учеников знания основ всех разделов теоретической физики.
После войны для подготовки к сдаче экзаменов лучше всего было использовать курс теоретической физики Ландау Лифшица, однако первые ученики сдавали экзамены по лекциям Ландау или по рукописным конспектам.
Первыми из сдавших теоретический минимум Ландау были:
Александр Соломонович Компанеец (1933 год)
Евгений Михайлович Лифшиц (1934)
Александр Ильич Ахиезер (1935)
Исаак Яковлевич Померанчук (1935)
Леонид Моисеевич Пятигорский (сдал теорминимум пятым, но не указан в списке, представленном Ландау)
Ласло Тисса (1935)
Вениамин Григорьевич Левич
Труды
В год смерти Ландау вышло собрание его трудов. В двух томах воспроизведены 98 статей. Первая вышла в 1926 году. Она называется «К теории спектров двухатомных молекул». В 1927 Ландау публикует статью «Проблема затухания в волновой механике», в которой впервые введено описание состояния систем с помощью матрицы плотности. Последние две статьи датированы 1960-м годом. Одна из них – в ЖЭТФе (Т.39. Стр.1856) – «Малые энергии связи в квантовой теории поля». Она посвящена актуальному тогда «направлению, в котором не рассматриваются гамильтонианы, а используются только соотношения унитарности и аналитические свойства диаграмм… (цитата из статьи). Другая статья напечатана в сборнике «Теоретическая физика в ХХ веке», посвященном памяти В. Паули (см. ПАУЛИ Вольфганг). Она называется «О фундаментальных проблемах». В ней, как и в статье в ЖЭТФе, говоря о попытках построения теории элементарных частиц, Ландау высказывает характерный для него оптимизм: «Мне кажется, что… недалеко то время, когда будут окончательно написаны уравнения новой теории». Правда, тут же Ландау предупреждает: …даже в лучшем случае [при построении непротиворечивой теории] нам предстоит тяжелая борьба…. В этом он, несомненно, оказался прав [2].
Семинар
Большое значение Ландау придавал семинару, еженедельно проходившему в ИФП. Проведению семинара не могло помешать ничто, кроме болезни руководителя. На семинаре докладывались как самостоятельные работы, так и статьи из журналов. К подготовке заседания семинара Ландау относился предельно серьезно. Докладчик «со стороны», т. е. не из тех, за чьей работой он следил непосредственно и знал о ее готовности к докладу, должен был предварительно «пробить» работу через Ландау. Статьи из журналов для доклада Лев Давидович отбирал самостоятельно и распределял между учениками. Выступать на семинаре было непросто: критические замечания, вопросы не ограничивались. Любой участник семинара и, конечно, Ландау могли перебить докладчика в любую минуту. Для того, чтобы «не быть прогнанным» (а такое случалось), докладчик должен был знать работу не «вообще», а во всех подробностях, уметь объяснить все существенные детали расчета, хорошо представлять себе состояние эксперимента и работы предшественников. Трудности выступления на семинаре Ландау окупались: работа, доложенная на нем и принятая аудиторией и Ландау, как бы «получала знак качества» — воспринималась как заведомо правильная. Надо сказать, ошибок в оценке работ было немного. Формально семинар, который создал Ландау и которым руководил, назывался Общемосковским семинаром по теоретической физике, но фактически в нем принимали участие (в качестве слушателей и докладчиков) физики-теоретики из многих городов Советского Союза: Ленинграда, Харькова, Киева, Тбилиси… Многие физики-теоретики из различных институтов и университетов «тянулись» к Ландау, формируя то, что во всем научном мире получило наименование «Школа Ландау» [3].
