Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Основы марксизма-ленинизма.doc
Скачиваний:
3
Добавлен:
01.03.2025
Размер:
4.97 Mб
Скачать

Глава 17

БОРЬБА НАРОДОВ КАПИТАЛИСТИЧЕСКИХ СТРАН ЗА СОХРАНЕНИЕ СУВЕРЕНИТЕТА

Суверенитет — это полная независимость государства в решении всех вопросов, касающихся его внутренней жизни и внешних отношений. Суверенным называют, следовательно, государство, самостоятельно осуществляющее на своей территории верховную власть, свобода действий которой не может быть ограничена никем со стороны. Суверенитет служит как бы крепостным валом, под защитой которого отдельные народы имеют возможность строить свою государственность, развивать экономику и культуру, вступать в равноправные и добровольные отношения с другими народами.

1. Обострение проблемы суверенитета в эпоху империализма

Принцип суверенитета формально давно признан буржуазным правом. Это, однако, никогда не удерживало правящие классы капиталистических государств от посягательств на независимость других народов. Вся вековая история колониализма есть одновременно история систематического и грубого нарушения колониальными державами национального суверенитета других народов.

Уже в эпоху домонополистического капитализма реакционная буржуазия доказала на тысячах примеров свое пренебрежение к принципу суверенитета. С вступлением в эпоху империализма правящие круги капиталистических стран стали еще меньше считаться с этим принципом.

Монополистический капитал агрессивных империалистических держав уже не ограничивает свои аппетиты ликвидацией суверенитета отсталых и экономически слаборазвитых стран. Он покушается и на независимость экономически развитых, давно сложившихся суверенных буржуазных государств. Если первая мировая война велась в основном В передел колоний, то в годы второй мировой войны герман-

 

456

 

ский империализм ставил своей целью уже не только захват колоний, но и установление господства над европейскими метрополиями, задачу закабаления всей Европы.

После второй мировой войны с претензией на мировое господство выступил монополистический капитал Соединенных Штатов Америки. Американские империалисты рассчитывают увеличить сферу влияния монополий Уолл-стрита, превратить территории других капиталистических стран в свой плацдарм, а их народы — в свой резерв пушечного мяса. Реакционные круги США добиваются поэтому ограничения в свою пользу суверенитета независимых капиталистических государств, мешающего их экономической экспансии и превращению этих государств в орудие американской политики.

Этот курс американского экспансионизма порождает на международной арене различные, зачастую противоречивые тенденции.

Национальные государства Азии и Африки, недавно завоевавшие политическую независимость, в большинстве твердо отстаивают свой суверенитет. Они стараются держаться подальше от сколачиваемых Соединенными Штатами военных группировок, отказываются предоставлять свою территорию под их военные базы, не принимают американской экономической помощи, которая всегда связана с политическими условиями и направлена на включение получающего такую помощь государства в орбиту американской политики. Но в то же время многие старые капиталистические государства, которые веками вели независимое существование, шаг за шагом переуступают свои суверенные права и полномочия Соединенным Штатам Америки и разного рода «наднациональным» империалистическим объединениям.

Почему правящие круги ряда капиталистических стран идут по сути дела на национальное предательство, соглашаясь урезать свой государственный суверенитет? На этот путь их толкают узкоклассовые, эгоистические интересы, лежащие в основе их реакционной внутренней и внешней политики.

Во-первых, союз с американским империализмом обеспечивает капиталистическим монополиям этих стран извлечение огромных прибылей из военной промышленности, из всех отраслей производства стратегических материалов. Ведь краеугольным камнем этого союза является максимальное развертывание гонки вооружений и милитаризация экономики каждого государства, участвующего в Атлантическом блоке или в других агрессивных блоках совместно с американскими империалистами. А именно крупные и постоянные военные заказы государства в соединении с милитаризацией экономики страны являются главной золотоносной жилой для современного государственно-монополистического капитализма.

 

457

 

Во-вторых, в агрессивные блоки американского империализма втягивают Англию, Францию и ряд других стран империалистические стремления реакционных кругов их крупной буржуазии. Эти круги обеспокоены развитием демократического движения после второй мировой войны, растущей популярностью идей социализма, усилением тяги к единству действий рабочего класса. Реакционные круги Англии, Франции и некоторых других государств, подобно империалистам США, не хотят примириться с установлением в ряде стран Европы и Азии народно-демократического строя; они мечтают о реставрации капитализма в этих странах, чтобы снова превратить их в своих сателлитов. Они также хотели бы любой ценой остановить дальнейший распад колониальной системы, вернуть себе в странах, освободившихся от колониального гнета, прежние позиции. Поскольку реакционная буржуазия в прошлом могущественных, но ныне заметно ослабевших государств уже не надеется собственными силами задушить демократическое движение внутри страны и осуществить свои агрессивные замыслы вовне, она ищет и находит себе опекунов в лице монополистов Соединенных Штатов.

В этом империалистическом союзе европейские капиталисты надеются почерпнуть силы, необходимые для защиты их классовых интересов. В уплату за такую услугу они готовы поступиться государственным суверенитетом своих стран. При этом они закрывают глаза на то, что возглавляемые Соединенными Штатами Америки военные блоки в конечном счете служат орудием экспансионистской политики американского империализма, проводимой за счет других его партнеров.

В результате подобной антинациональной политики в капиталистическом мире сложилась своеобразная система господства и подчинения. Буржуазные государства, попавшие в подчинение к Соединенным Штатам, в то же время выступают в роли верховодов по отношению к третьим странам; сами лишившись значительной части своей политической независимости, они вместе или поодиночке продолжают нарушать суверенитет других государств.

Характерный образец такой двойственной роли дает Англия. Как. известно, она отказалась в пользу Соединенных Штатов от многих своих суверенных прав: английская земля отводится под американские авиационные и ракетные базы, командование которых практически свободно от контроля английского правительства. В английском воздушном пространстве летают американские атомные бомбардировщики, экипажи которых не подчиняются английским властям. В то же время Англия сама систематически нарушает суверенитет ближневосточных стран.

 

458

 

Можно сказать, что политика, продиктованная интересами монополистической буржуазии, завела некоторые западноевропейские государства в заколдованный круг. Если бы правящие круги Англии, Франции, Италии и других стран хотели отстаивать национальные, а не империалистические интересы, они могли бы проводить самостоятельную политику, не залезая в кабалу к Соединенным Штатам. Для такой политики у них хватило бы сил и средств, и им не потребовалось бы искать поддержки за океаном и закладывать свою независимость в американском политическом ломбарде. Но так как у них на первом месте стоят империалистические цели, для достижения которых наличных сил и ресурсов не хватает, то им приходится обращаться за американской помощью, хотя они знают, какой дорогой ценой за нее приходится расплачиваться.

Таким образом, над независимостью развитых капиталистических стран нависла двоякая опасность: угроза изнутри — от «отечественной» реакционной буржуазии, для которой узкоклассовые интересы превыше всего, и угроза извне, исходящая в первую очередь от финансовой олигархии Соединенных Штатов.

Подчиняя себе другие капиталистические страны, Соединенные Штаты Америки опираются на свою возросшую экономическую и военную мощь. Непосредственно после окончания войны США производили около 60% промышленной продукции всего капиталистического мира. Поиски надежных рынков для сбыта «излишков» промышленной и сельскохозяйственной продукции, погоня за новыми источниками дешевого сырья и выгодными сферами приложения капитала — вот экономические мотивы, лежащие в основе империалистической экспансии американских монополий. В подчинении себе других государств они видят самый верный путь к новому неслыханному обогащению. Расчет тут чрезвычайно простой: чем сильнее будет зависеть то или иное государство от США, тем легче будет американским монополистам эксплуатировать его экономику, внедряться в его народное хозяйство, получать дополнительные барыши.

Следует, далее, учитывать соображения политического и военного характера. Финансовая олигархия Соединенных Штатов рассматривает свою экспансию в капиталистические страны Европы и других континентов как составную часть общего плана борьбы против стран социализма, за свое мировое господство. Не случайно наступление США на суверенитет других капиталистических стран сопровождается стремлением превратить почти всю Западную Европу и ряд восточных стран в американские военные плацдармы.

Наконец, американские монополии преследуют цель прямого воздействия на внутреннюю политику иностранных

 

459

 

государств; утвердив свое господство над более слабыми капиталистическими государствами, Соединенные Штаты получают возможность вмешиваться в их внутренние дела насаждая в них реакцию и требуя расправы с демократическими силами.

Формы и методы наступления на суверенитет

Среди различных методов, используемых американским империализмом, главное место занимает метод установления политического и военно-стратегического контроля над другими капиталистическими странами. Орудием такого контроля и постоянной угрозой независимости этих стран стало размещение в их пределах американских военных баз.

Создание в мирное время системы иностранных баз на территории крупных независимых капиталистических государств — явление новое в международных отношениях. Это своеобразная форма аннексии. Она сводит на нет суверенные права государств, прежде всего непосредственно в районе размещения баз. Кроме того, государство, предоставившее иностранной державе воздушные базы, теряет суверенитет над значительной частью своего воздушного пространства, а предоставившее морские базы — над частью своих территориальных вод. Характерно, что во время ближневосточного кризиса в 1958 г. американское командование бесцеремонно использовало базы в Западной Германии и Италии для организации переброски своих войск в Ливан. Согласия этих стран фактически даже не спрашивали. Иностранные военные базы вообще серьезно ограничивают свободу действий государства, на земле которого они расположены, поскольку над ним постоянно висит угроза военного вмешательства и оно легко может стать объектом «политики силы».

Надо,. наконец, иметь в виду и ту опасность, что в случае, если империалисты развяжут войну, государства, приютившие на своей земле иностранные военные базы, рискуют первыми навлечь на себя ответные удары. Следовательно, правительства, взявшие на себя роль оруженосцев американского империализма, могут ввергнуть свои страны в военную катастрофу в интересах заокеанских монополий.

Безраздельный контроль над своими вооруженными силами всегда был важнейшим признаком суверенного государства. Существование Североатлантического блока (НАТО) привело к тому, что основные вопросы военной политики западноевропейских стран решаются на заседаниях руководящих органов НАТО, где задают тон американские представители. Вопросы вооружения, обучения и дислокации войск фактически перешли из ведения национальных правительств в чужие руки.

 

460

 

Весьма интенсивно развертывается наступление монополий США на суверенитет других капиталистических стран и в экономической области. Формы этого наступления очень разнообразны: предоставление другим странам субсидий, долгосрочных и краткосрочных кредитов, займов и т. д. Американские займы и кредиты предоставлялись и предоставляются на определенных условиях военного, политического или экономического характера, имеющих целью покрепче привязать государства-получатели к военной колеснице американского империализма. Так, в обмен на предоставление Англии в 1946 г. займа в размере 3,7 млрд. долл. Соединенные Штаты добились от нее ослабления системы имперских преференций, т. е. отказа от ряда преимуществ, которыми Англия пользуется в торговле со странами Британской империи, уступок в так называемой «стерлинговой зоне», а вскоре после этого и создания американских военных баз на Британских островах.

Экспорт капитала американскими монополиями, ведущий к захвату ими большого числа предприятий и даже целых отраслей промышленности в чужих странах, — другое важное орудие подрыва суверенитета этих стран. В первые послевоенные годы США по существу выступали в качестве единственного экспортера капитала на мировом рынке. За первое послевоенное пятилетие американские заграничные инвестиции увеличились вдвое, а к 1955 г. достигли 45 млрд. долл. Хотя впоследствии конкуренция в области вывоза капиталов возобновилась, американские монополии все же успели создать сильные опорные пункты в крупнейших капиталистических странах. В Англии действует около 800 американских компаний и их филиалов, занимающих значительное место в ее промышленном производстве. В Западной Германии насчитывается более 500 компаний и фирм, находящихся под американским контролем. Велик удельный вес американских компаний во Франции.

Так проявляется и в экономической области одна из основных тенденций в современном капиталистическом мире — тенденция американских монополий к лишению независимых капиталистических стран их финансово-хозяйственной самостоятельности. Наряду с этим действует и тенденция к «объединению» монополистов, к образованию международных монополистических союзов, также ущемляющих государственный суверенитет отдельных стран. Стремление к такому объединению заложено в самой природе монополистического капитала, которому тесно в рамках одного государства.

Образование межнациональных капиталистических союзов неизменно заканчивается установлением господства наиболее могущественного партнера над другими партнерами по союзу. Следовательно, создание таких союзов ведет к

 

461

 

потере суверенитета более слабыми капиталистическими государствами или к его ограничению.

После второй мировой войны тенденции к концентрации мощи монополий особенно сильно проявились в Западной Европе. Здесь, как уже говорилось выше, появились крупные объединения монополистов: Европейское объединение угля и стали, Европейское объединение стран «общего рынка» и Европейское атомное объединение (Евратом). Во всех этих случаях речь идет о соглашениях монополий относительно раздела рынков, регулирования цен, установления таможенных тарифов и т. д. Империалисты всячески рекламируют «наднациональность» этих организаций, но в действительности их «наднациональный» характер проявляется в том, что входящие в них страны утратили самостоятельность в определении важных сторон своей экономической политики. Многие функции национальных правительств перешли к органам, фактически контролируемым наиболее сильным участником союза. В качестве такой преобладающей силы в капиталистической Европе все более выдвигается Западная Германия, выступившая после войны в роли главного приказчика американского монополистического капитала.

Таким образом, военная и экономическая экспансия американского империализма несет угрозу суверенитету и самостоятельности ряда капиталистических стран. Возникает система сателлитов, в той или иной степени зависящих от ведущей империалистической державы — Соединенных Штатов Америки.