Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
хрестоматия 1.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.03.2025
Размер:
511.49 Кб
Скачать

Тема 8. Информационные аспекты национальной безопасности рф. Доктрина информационной безопасности.

Тот факт, что информация играет исключительно важную роль в обеспечении безопасности личности, общества и государства нашел свое отражение в принятии Доктрины информационной безопасности в сентябре 2000 года. Надо сказать, что в целом этот документ получился достаточно рыхлым и громоздким. Тем не менее, он содержал ряд положений достаточно важных и новых, чтобы их упомянуть. Во-первых, он констатировал, что национальная безопасность России во все возрастающей мере зависит от безопасности в информационной сфере, и по мере развития научно-технического прогресса эта зависимость будет возрастать. Во-вторых, Доктрина достаточно четко определяла, в чем состоят интересы личности общества и государства в информационной сфере.

Важно ответить, что важнейшим интересом личности Доктрина провозглашала «реализацию прав человека и гражданина на доступ к информации и на использование информации». Кроме того Доктрина выделяла четыре основных составляющих национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере. И если первая составляющая касалась интересов личности в информационной сфере, то вторая говорила об информационном обеспечении государственной политики. Иными словами, подчеркивалась важность четкого информационного сопровождения деятельности государства во всех сферах его деятельности, как во вне, так и внутри страны. Доктрина информационной безопасности формулировала возможные угрозы информационной безопасности и методы противодействия таким угрозам.

Тема 9. Концепция внешней политики рф 2000 г. И важнейшие приоритеты внешней политики России.

Концепция внешней политики, принятая в 2000 году, находилась в общем логическом пакете документов в области национальной безопасности, принимавшихся в этот период. Но на ее содержании заметно сказался тот факт, что основным разработчиком этого документа являлось министерство иностранных дел РФ. Так же как и Концепция национальной безопасности, этот документ строился на той же последовательности приоритетов: личность, общество, государство. В числе важнейших внешнеполитических приоритетов в концепции провозглашалось создание «благоприятных внешних условий для поступательного развития России, подъема ее экономики, повышения жизненного уровня населения, успешного проведения демократических преобразований…».

Кроме того, в Концепции внешней политики отмечалось, что «Главным центром регулирования международных отношений в XXI веке должна оставаться Организация Объединенных Наций» и что Россия будет всячески противиться попыткам снижения роли ООН и Совета Безопасности. Но, пожалуй, самым важным отличием этого документа, которое выделяло его в ряду всех остальных, было положение о главных составляющих национальной мощи. Оно звучало так: «На передний план в качестве составляющих государственной мощи Российской Федерации выходят ее интеллектуальные, информационные и коммуникационные возможности, благосостояние и образовательный уровень населения». Пожалуй, впервые в официальном российском документе так четко формулировалась идея: в современном мире государственная мощь определяется в первую очереди не горами оружия, а интеллектом, образованием и интегрированностью в мировое информационное пространство граждан страны.

Литература.

  • А. Коновалов. Новые вызовы национальной и международной безопасности. В коллективной монографии «Современные международные отношения и мировая политика», под редакцией А.В. Торкунова, Москва, Просвещение, 2004. Стр.269 –311.

  • Концепция национальной безопасности Российской Федерации. Утверждена Указом президента РФ 10 января 2000 года. Независимое военное обозрение № 1, 14-20 января 2000 года.

  • Военная доктрина Российской Федерации. Независимая газета, 22 апреля 2000 года.

  • Концепция внешней политики Российской Федерации. Независимая Газета, 11 июля 2000 года.

  • Доктрина информационной безопасности Российской Федерации. Российская газета, 28 сентября 2000 года.