Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Психология финансов-_Lars_Tvid.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
27.11.2019
Размер:
2.52 Mб
Скачать

Часть VII

Превосходя все и вся

Легко делать деньги на Уолл-стрите. Все что нужно — покупать, когда цена низкая. Затем, как только цена поднимется, прода­вать и получать свою законную прибыль.

Марк Твен

Глава 20

Тактика риска потенциальных убытков

Не рискуйте; возьмите все свои сбережения, купите хорошую ак­цию и держите ее, пока она не пойдет вверх. Если она не идет вверх, не покупайте ее.

Уилл Роджерс

Что противостоит торговцу, так это система, которую в простей­шем виде можно разделить на две подсистемы, как это показано ниже:

Стохастические, внешние помехи

\ Y Т Т

Экономические системы

Финансовая система

внешние помехи

Для начала мы рассмотрим помехи, (шум). Шум — это хорошие или плохие новости, поступающие в непредсказуемой последовательности. Важный факт заключается в том, что позитивные и негативные факторы вряд ли уравновешиваются в коротком временном периоде. Следовательно, они могут добавить неже­лательные всплески цен при попытке предсказать рыночное по­ведение. Но, к счастью, шум со временем не скапливается. Как раз наоборот: можно ожидать, что в продолжительном периоде хорошее и плохое даже вытесняются. Закон больших чисел про­должает господствовать, и внешний шум становится просто шу­мом.

Хаос — стена непредсказуемости

Шум — краткосрочное осложнение, поэтому все получается на­оборот, когда мы рассматриваем положительные контуры обрат­ной связи и детерминированный хаос. Контуры обратной связи мо­гут объективно предсказывать поведение рынка на протяжении короткого времени. Но со временем они образуют форум эффе­ктов бабочки. Контуры накапливаются — в действительности многие из наших временных сигналов (таких, как прорывы) про­исходят из контуров обратной связи. Складываясь друг с другом, с течением времени они создают непреодолимый барьер для воз­можности предсказания, становясь самым сильным компонен­том в наших "темных силах времени и невежества".

экономическая система

Итак, шум нарушает краткосрочный сигнал, а хаос создает поме­хи для далекой перспективы. Но где-то в середине есть то, что мы можем увидеть. Что бы мы там ни увидели, все должно идти от сигналов, предоставляемых нашими двумя системами. Неко­торые инвесторы, в основном или полностью, сосредотачивают­ся на экономической системе, и только немногим систематически удается быть удачливыми. Этот подход объективен в продолжи­тельном периоде времени. (Лучший случай — это Уоррен Баффет, который был чрезвычайно удачлив, торгуя совсем мало и почти полностью игнорируя рынки в целом).

финансовая система

В отличие от экономической подсистемы, финансовая подсисте­ма образует сигналы в коротком периоде времени. Но из-за си­лы воздействия положительных контуров обратной связи хаос здесь приносит больше осложнений. Вы можете сказать, что раз­рушили стену непредсказуемости намного быстрее, чем в эконо­мической подсистеме. Хаос сильно усложняет прогнозирование поведения, если оно проводится только с помощью финансовой подсистемы более чем на несколько недель вперед.

Однако следует обратить внимание, что наши лучшие анали­тические инструменты выведены из психологии тренда. Как только рынки заключаются в определенных трендах, они стано­вятся относительно легкими для предсказания. Когда, с другой стороны, рынки не находятся в трендах, наше краткосрочное со­отношение "сигнал/помеха" значительно ухудшается и ценовые движения достигают состояния случайного блуждания. Именно по этой причине торговле в трендах отдается предпочтение в на­шей тактике.

Вывод, касающийся нашей финансовой подсистемы, частич­но состоит в том, что она позволяет объективно давать точный прогноз в коротком промежутке времени: скажем, от двух часов до четырех недель, но имеет совсем небольшое значение для принятия решений на продолжительный период времени. Кроме того, наши успехи были бы намного лучше, если бы мы торгова­ли в трендах, а не на рынках, двигающихся без всякого тренда.

ТАКТИКА: ДВА ВАЖНЫХ МОМЕНТА

В тактике фондового рынка ключевое разграничение должно всегда проходить между двумя элементами:

  • тактика риска потенциальных убытков;

  • тактика расчета времени.

Риск потенциальных убытков всегда должен быть точкой отсче­та, и соответствующие тактики зависят в основном от "границы финансовой утраты". Риск потенциальных убытков можно оха­рактеризовать следующим образом:

Риск потенциальных убытков — это наихудший случай самых больших убытков, разумно предполагаемых при данной сделке.

Риск потенциальных убытков всегда завистит от конкретной си­туации для инвестора и состояния управляемых им активов. Только когда тактика риска потенциальных убытков усвоена как следует, можно обратиться к тактическому расчету времени, что­бы сконцентрироваться исключительно на рынке.

Тактический расчет времени означает попытку действовать на рынке, опираясь только на то, что он будет делать согласно на­шему предположению.

Эта тактика не должна зависеть от ранее полученных прибыли и убытков.

Итак, главное — научиться полностью отделять тактику рис­ка потенциальных убытков и тактику расчета времени. Торгуя, мы подальше отодвигаем от себя калькулятор и воздерживаемся от рискованных попыток "возместить убытки" или "улучшить средние цены", повторно скупая при нисходящем тренде, не за­крывая сделку только из-за хорошей прибыли. Если мы верим в рынок, то остаемся с ним до победного туша.

Подводя итог, можно сказать, что тактика — это вопрос дис­циплины и подавления личных эмоций. Хорошая тактика - это защитный шлем ума от беспричинного страха, сомнений и жад­ности.

так каковы же наши Возможности сделать обзор?

В промежутке времени от нескольких часов до одного месяца мы можем часто давать прогнозы относительно верного рыночного расчета времени и ценовых уровней, по крайней мере, при тор­говле в трендах. На период от одного до шести месяцев мы мо­жем сделать квалифицированные предположения относительно движений рынка в целом. Рисунок 62 показывает преграды для прогнозирования, созданные помехами и воздействиями хаоса, которые оставляют нам только окно потенциального обзора.

Допуская, что никто не заставляет нас брать долгосрочные позиции, основа нашей тактики должна иметь отношение к на­шему долгосрочному экономическому взгляду в оборонитель­ном смысле, а вовсе не враждовать с ней. Но решения по акти­визации действий: когда открыть торговлю, когда ее закрыть, какой объем инвестиций может быть направлен вслед за кратко­срочными сигналами, вырабатываемыми финансовой подсис­темой, — это именно то, что мы называем своей тактикой. Как мы уже поняли, финансовая подсистема вырабатывает много сигналов: от индикаторов ликвидности и бычьего консенсуса до графических конфигураций. Общим знаменателем и самым важным рекламным агентом всей рыночной динамики являют­ся ценовые движения. Только благодаря ценовой динамике в финансовой системе существуют большой мощности положи­тельные контуры обратной связи. По этой причине, несмотря на то, что мы всегда учитываем все свои индикаторы, оконча­тельная тактика может основываться на ценовых движениях.

Рисунок 62 Шум, хаос и «видимость» (прогнозируемость). График дает предположительное, идеализированное представление, как шум, хаос и остаточная видимость могут выглядеть во времени. В реальной жизни эти кривые не будут плавными. Кривая хаоса, например, будет включать кратковременные диспатовные эффекты и долговременные экономиче­ские эффекты.

тактика риска потенциальных убытков

Тактика риска потенциальных убытков включает два понятия: "построении пирамиды" и "построении перевернутой пирами­ды". "Построение пирамиды" означает увеличение объема инве­стиций по мере получения прибыли, но в уменьшающихся количе­ствах:

"Построение пирамиды" относительно безопасно, когда при­быль растет, но существует более последовательная и удобная модель.

Любой, кто хорошо разбирается в графиках, может разделить уровень риска потенциальных убытков в одной категории сдел­ки на три уровня: первичный, вторичный и третичный.

Идея проста: на первичном уровне мы придерживаемся основ­ного тренда и игнорируем все, кроме психологических индика­торов этой тенденции. Соответственно мы контролируем вто­ричный уровень, согласно второстепенным движениям, а тре­тьестепенный уровень — согласно краткосрочным покупкам и продажам на небольших дневных колебаниях ("спекуляция с не­большой прибылью", или "скальпирование"). Вместе вторичный и третичный уровни должны соответствовать первичному уровню. Впоследствии конечным результатом будет "квадрат" (вне рынка), когда вторичные и третичные сигнальные точки встанут против основного тренда или будут экспонированы в полную силу, когда все индикативные показатели укажут в оди­наковом направлении.

Часто возникает проблема с тактикой риска потенциальных убытков. Начинается она с вновь устанавливающегося тренда, ко­гда вначале трудно распознать, какое это движение, — первичное, вторичное или третичное. Поэтому мы можем начать с предполо­жения, что оно — вторичное и с самого начала оперировать толь­ко с этим уровнем. Если позже мы осознаем, что столкнулись с главным трендом, мы переименовываем позиции на "первичные" и активизируем работу на новых вторичных и третичных уровнях.

почему Столь странное упражнение?

Потому что оно всегда предотвращает рост риска потенциальных убытков и является результатом игры против главного тренда. Кроме того, оно помогает психологически вести долгосрочные позиции, если даже с частыми интервалами появляются кратко­срочные предупреждающие сигналы.

Давайте не забудем упомянуть о бесспорной истине: на фондо­вой бирже можно потерять все до цента. Такая система называется "построением перевернутой пирамиды" и означает, что при огром­ном инвестировании мы увеличиваем риск потенциальных убыт­ков путем постоянного реинвестирования всей прибыли в одну и ту же ценную бумагу. Модель выглядит следующим образом:

Эта структура выглядит очень неустойчивой и в конце концов развалится, как только начнется одна из неизбежных "реакций Доу" против ранее существовавшего тренда. После такой реак­ции инвестор окажется под столом, и вечеринка продолжится без него. Этот метод популярен среди начинающих спекулянтов, и его результаты настолько поразительны, что их первые сделки зачастую оказываются последними.

чрезмерная гордость, немезида и больше ничего

И, наконец, рассматривая проблему риска потенциальных убыт­ков, нам не следует забывать элемент долговечности. История указывает, что немало чрезвычайно компетентных игроков пос­ле многих лет непревзойденного успеха внезапно теряли все. Один из печально известных примеров — наш друг, Джесси Ли-вермур.

После своих первых заработков в фирмах кухонных дилингах, Джесси только и делал, что реинвестировал все свои заработан­ные деньги, не оставляя ничего про запас. Джесси, известный своим медвежьим настроем, сорвал большой куш во время биржевого краха 1929 — 1930 годов. В начале 1931 года его лич­ное состояние составляло около 30 миллионов долларов. Но по­том, в возрасте 56 лет, он в одночасье потерял свою хватку. Объ­ясняется это, возможно, тем, что он узнал о связи своей жены, (впоследствии алкоголичкой) с агентом по борьбе с реализацией спиртных напитков. Какова бы ни была причина, Джесси поте­рял все, что имел, всего лишь за два года. 4 марта 1934 года он объявил о банкротстве с общим долгом в 2 миллиона долларов.

Он никогда и не пытался расплатиться. 28 ноября 1949 года он зашел в бар гостиницы Sherry-Netherland. Выпил двойной мартини, достал свою записную книжку и написал в ней свои последние слова: "Жизнь моя не удалась. Жизнь моя не удалась. Жизнь моя...". Потом он зашел в туалет, вытащил пистолет и за­стрелился.