Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Теория правового регулирования.docx
Скачиваний:
27
Добавлен:
26.11.2019
Размер:
105.64 Кб
Скачать

6. Проблема пределов правового регулирования

В философском смысле «предел» — это граница допустимости и/или необходимости чего-либо в наличных условиях реальности. Понятие «предел» является выражением крайних (максимальных или минимальных) границ (величин) какой-либо меры. Выход за объективные пределы чего-либо диалектически означает либо его разрушение, либо его трансформацию во что-то иное, а нередко и в противоположное ему, например свободы — в анархию и произвол либо в тиранию (диктатуру); потребление пищи в обжорство и т.п.

Вопрос о пределах правового регулирования с давних времен и по настоящее время является теоретически и практически проблемным.

Пределы правового регулирования можно определить как границы государственно-властного регулятивного вмешательства государства (в лице его органов и должностных лиц) и иных управомоченных социальных органов в систему общественных отношений.

Универсальное определение четких, конкретных границ правового регулирования (названного государственно-властного регулятивного вмешательства) теоретически и особенно практически является весьма проблематичным. Это происходит вследствие постоянной исторической и ситуативной изменчивости самих регулируемых общественных отношений, условий и факторов их существования, включая нравы в обществе.

Поэтому первым общим принципом определения пределов правового регулирования является природа самого объекта регулирования — общественных отношений, уже регулируемых или подлежащих правовой регуляции.

С этой точки зрения предел правового регулирования уже имеющихся общественных отношений определяется наличием объективной (или нередко даже субъективной) нуждаемости этих отношений в своем правовом регулировании. Соответственно, отсутствие у общественных отношений такой объективной нуждаемости исключает их правовое регулирование. Они регулируются другими социальны ми регуляторами — нормами морали, религиозными или корпоративными нормами, обычаями, традициями, верованиями или даже суевериями, престижем, а также модой и близкими к ней так называемыми имиджами.

Правда, надо заметить, что сама объективная нуждаемость в ее конкретности и изменчивости не имеет четких и ясных критериев, поэтому является большой теоретической и практической проблемой правового регулирования в вопросе о его пределах в конкретно-историческом периоде его осуществления.

В этом плане пределы правового регулирования являются исторически и ситуативно подвижными и, так сказать, маятниковыми (особенно в историко-переходные периоды): то расширяющимися, то сужающимися или то появляющимися, то вновь исчезающими в правовом регулировании (в той или иной его отраслевой части, особенно уголовно-правовой). И это происходит постоянно. Выяснение закономерностей такой подвижности данных пределов является теоретико-прикладной проблемой правового регулирования, решаемой практически также постоянно вследствие причин и характера этой подвижности.

Второе замечание. Пределы правового регулирования зависят от факторов, влияющих на процессы формирования и развития права.

Среди таких факторов в первую очередь относится достигнутый обществом экономический уровень его развития. В этом плане по-прежнему актуально известное марксистское положение о том, что право не может быть выше, чем экономический строй и обусловленный им культурный уровень развития общества. То есть право в количественном и качественном выражении не может быть, скажем, щедрее в регулировании производства, обмена, распределения и потребления материальных и духовных благ.

Пример – демократические политико-правовые институты объективно не могли возникнуть в рамках рабовладельческого и феодального типа экономики.

В этом выражается общий материальный предел правового регулирования, который далеко не всегда осознается четко и ясно его субъектами, да и правоведами.

Не менее важным природно-климатические и экологические условия его жизнедеятельности.

Еще одним не маловажным фактором, ограничивающим область правового регулирования, являются природно-климатические и экологические условия существования общества.

Не менее важным фактором определения пределов правового регулирования является культурный уровень развития государственно организованного общества и составляющих его социальных групп (слоев, страт, классов и т.д.) и индивидов. Практически и этически он выражается в социальных и индивидуальных нравах, определяющих и выражающих отношение людей друг к другу, к себе, к природе, к своему делу.

С точки зрения данного фактора (уровня нравственности в обществе) можно проследить зависимость пределов правового регулирования от господствующих в государственно организованном обществе нравов.

Она выражается в том, что чем ниже нравственный уровень общества, в том числе субъектов правового регулирования, особенно властных, тем больше (обстоятельнее, жестче, шире) требуется правового регулирования в нем для достижения его целей, (включая и обеспечение справедливости, гуманности, честности и т.д. существующих общественных отношений. Особенно ясно это прослеживается, например, в процессуально-правовом регулировании, связанным с судебным разрешением социально-правовых конфликтов субъектов противоречивых интересов.

И соответственно, наоборот: чем выше нравственный уровень общества и составляющих его социальных групп и индивидов, тем меньше требуется правового регулирования отношений в нем, И эта зависимость имеет историческую повторяемость и постоянство, т.е. она закономерна. Здесь находит свое определенное выражение и теоретико-прикладное соотношение права и морали.

Третье. Помимо вышеупомянутых материальных и духовных пределов, можно также говорить о наличии юридических границ (пределов) правового регулирования.

К таким юридическим пределам правового регулирования прежде всего следует отнести базовые конституционно-правовые положения, закладывающие общие принципы устройства и функционирования правовой системы общества.

Так, в статье 18 Конституции России указано, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

А в ее статье 55 указано, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным за коном только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. В связи с этим Конституция (в ст. 56) допускает отдельные ограничения (и в правотворчестве, и в правореализации) прав и свобод с указанием пределов и срока их действия в условиях чрезвычайного положения на всей территории Российской Федерации и в ее отдельных местностях. В части З ст. 17 Конституции установлено: осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц, что указывает на пределы правового регулирования в стадии правореализации.

В современном государстве важными параметрами, ограничивающими пределы вмешательства государства в общественные отношения, являются положения и общепризнанные принципы и нормы международного права. Таким образом проявляется факторное влияние внешней среды (мировых отношений) жизнедеятельности государственно организованного общества на пределы осуществления ее правового регулирования, которое закономерно для любых государств.

К юридическому основанию определения пределов правового регулирования следует отнести и закрепляемую правом компетенцию участников правовых отношений.

Все субъекты правового регулирования (из их властного ряда) должны осуществлять его на всех стадиях этого регулирования в пределах своей компетенции, в том числе и правотворческой, правоприменительной и правоохранительной. В этом заключаются их функциональные пределы осуществляемого ими правового регулирования.

Применительно к гражданам как субъектам правового регулирования можно выделить другое основание (но в чем-то общее с названным компетенционным основанием) пределов правового регулирования — правосубъектность, которая выражает субъективные черты и факторы: возраст, состояние здоровья и ума и т. д. В зависимости от ее наличия, полноты или отсутствия выражаются пределы правового регулирования общественных отношений с участием лиц, обладающих соответствующей правосубъектностью.

Следует также отметить, что применительно к конкретным актам правового регулирования в качестве юридических пределов могут выступать конкретные принципы и нормы действующего законодательства (отдельные запреты, обязанности, права, льготы и пр.).

Так, например выражением пределов правового регулирования является необходимость в конкретных ситуациях, предусмотренных законом, использование его определенных способов (запретов, дозволений, обязывания, стимулирования, применения мер ответственности и др.)

Решение проблемы пределов правового регулирования зависит от меняющихся конкретно-исторических политико-социально-экономических и нравственно-психологических условий осуществления правового регулирования в любых государственно организованных обществах, в том числе и российском.

В целом следует заметить, что от наиболее четкого определения и соблюдения пределов правового регулирования его субъектами во многом зависит и его эффективность. Например, чем адекватнее ей используемые способы правового регулирования, тем оно эффективнее. В этом усматривается его функциональная закономерность.