Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Трансформация жанра рецензии в современных несп...docx
Скачиваний:
8
Добавлен:
25.11.2019
Размер:
48.09 Кб
Скачать

Глава 2

Рецензия в её историческом развитии: краткий экскурс

Если бы история рецензии была представлена в виде плоскостной инфографики, она бы напоминала не то параболу, не то синусоиду. Периодом расцвета жанра, по единодушному мнению большинства исследователей, стало начало прошлого века. Газетные полосы того времени (неспециализированные издания, конечно же), превратились в своего рода лабораторию жанров. Вот что, например, происходило с театральной рецензией: «Тогда поиск шел в двух направлениях: с одной стороны, ломка и переосмысление традиционных, испытанных жанров, с другой – опробование новых форм. Связано это в первую очередь с глобальными переменами, происходившими в самом театре… Новый театр воспитывал и новую публику, следовательно, изменился и читатель – “потребитель” театральной критики. От газеты потребовалось не только отразить происходившие на русской сцене процессы, но и попытаться адекватно их осмыслить, разъяснить. Сложность происходивших в театре исканий привела к расцвету аналитических жанров на страницах ежедневной печати» -- пишет Г. Черменская.

Надо сказать, что в специализированной прессе того времени протекали те же самые процессы. К примеру, журнал искусств «Пегас», выход которого ограничивается временными рамками 1915-1917 годов, в основном освещал вопросы кино, и на его страницах мы можем отследить связь между изменением статуса кино (оно потеряло аттракционный характер), возведением его в ранг всё-таки искусства и сменой направленности посвященных ему материалов. Они почти утратили рекламный характер и поставили кинематограф в один ряд с извечными объектами рецензии – литературой и театром. Осмыслению подвергаются художественная ценность и уровень кинофильма, авторские интенции и прочие составляющие полноценного художественного произведения.

Таким образом, в начале двадцатого века рецензия утратила было такой видимый налёт информационности (информационная составляющая присутствовала всегда наравне с аналитическим комментарием: читатель мог найти в тексте сообщение об авторе, издательстве, выпустившем книгу, дате премьеры спектакля и пр.) В первой половине прошлого столетия эта информационная составляющая была минимизирована, а аналитическая, наоборот, расширена. Спустя сотню лет процесс жанровой трансформации сменил свой ход в обратную сторону.

После эпохи «идеологической» журналистики, в которой главенствовали категории партийности, социалистического реализма и т. д., в последнем десятилетии ХХ в. средства массовой информации столкнулись с новой реальностью: изменившееся информационное пространство, появление в нем сети Интернет, наконец, коммерциализация информационных ресурсов. Информации, которая должна найти своего читателя и принести прибыль тому, кто ее распространяет, стало слишком много.

Современное информационное пространство предполагает, что журналист будет писать об искусстве не в аналитическом жанре, а в информационном (хотя в теперешнем искусстве не стало появляться меньше новаторских подходов и проводиться меньше экспериментов, чем было в начале прошлого века). В огромном потоке информации читателя нужно просто сориентировать, создать представление о произведении, обратить внимание на то, что оно вообще появилось. Чаще всего для этого обращаются к прямому указанию «читать-не читать», «смотреть-не смотреть», подробному пересказу содержания и озвучиванию собственных впечатлений. Поэтому в неспециализированных СМИ (как общественно-политических, так и развлекательных; как в печатных изданиях, так и в тех, что локализованы в Интернете) жанр рецензии имеет выразительные рекламно-информационные признаки.

К примеру, возьмём материал из «Русского репортёра», рубрика «Кино», он коротенький, подробнее, почему он такой коротенький, мы рассмотрим в следующей главе.

«Туринская лошадь. Бела Тарр. Чёрно-белая притча об апокалипсисе, вдохновлённая случаем из жизни Ницше. В 1889 году он увидел в Турине лошадь, намертво перегородившую движение на улице. Ницше подошёл к ней, обнял и разрыдался, а потом тронулся рассудком и бросил философию. Венгерский классик Бела Тарр вообразил, что было дальше. Лошадь перестала есть и пить, у её хозяев кончилась вода и не стало огня, потом они остались одни на всю округу, затем наступила тьма и закат времён. Магическое кино о конце света и конце кино: настоящий визуальный шедевр».

Вот и всё. Материал приведён полностью. Атмосфера фильма создана, о сюжете сказано, прямое указание «смотреть – не смотреть» отсутствует, однако прекрасно домысливается за явно положительной характеристикой «магическое кино» и ещё более простым – «шедевр». Самим надо домысливать и аналогии, наверняка возникшие у автора (кинообозреватель «Русского репортёра» Евгений Гусятинский) и связывающие «конец кино» с пресловутой «смертью автора», «смертью поэта».