Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ЗАЧЕТ по профэтике юриста.doc
Скачиваний:
4
Добавлен:
24.11.2019
Размер:
364.54 Кб
Скачать
  1. Адвокатский иммунитет.

Надлежащее (правомерное) поведение указанных лиц предполагает как исполнение ими функций, определяющих материальное содержание соответствующих правоотношений, закрепленных в нормах процессуаль­ного законодательства в виде их прав и обязанностей, так и соблюдение ряда запретов, которые устанавливаются законодателем и представляют собой дополнительные гарантии реализации прав, закрепленных в ст.48 Конституции РФ. Одна из целей этих запретов - предотвращение досту­па третьих лиц к информации, составляющей адвокатскую тайну, каковой согласно п.1 ст.8 ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Рос­сийской Федерации» (далее - Закон об адвокатуре) являются «любые све­дения, связанные с оказанием адвокатом юридической помощи своему доверителю». Совокупность этих запретов обеспечивает адвокатский им­мунитет как особое правовое состояние, позволяющее исключить вмеша­тельство третьих лиц в адвокатскую деятельность, а следовательно, гаран­тирующее независимость адвоката и создающее условия для сохранения им его профессиональной тайны.

Иммунитет призван защитить адвоката от наиболее опасных посягательств со стороны третьих лиц на его независимость и адвокатскую тайну. Он предполагает полный запрет доступа должностных лиц к профессионально значимой информации адвоката: адвокатским досье, регистрационным карточкам, содержанию коммуникаций и т. д., к любой информации, которая представляет собой содержание адвокатской тайны. В связи с этим законодатель включает адвоката в число лиц, в отношении которых применяется особый порядок производства по уголовным делам (п.8 ч.1 ст.447 УПК РФ).

Уголовное дело в отношении адво­ката возбуждается по-прежнему только на основании заключения судьи.

Аналогичная норма содержится и в Законе об адвокатуре: «проведение оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий в отношении адвоката (в том числе в жилых и служебных помещениях, используемых им для осуществления адвокатской деятельности) допускается только на основании судебного решения» (абз.1 п.3 ст.8). Это необходимо для защиты профессионально значимой информации адвоката от доступа тре­тьих лиц с целью обеспечения конфиденциальности при оказании квалифицированной юридической помощи.

Установленное право следователя в исключитель­ных случаях, когда осмотр жилища, обыск и выемка в жилище, а также личный обыск не терпят отлагательства, производить такие следственные действия на основании постановления без получения судебного решения, с последующим уведомлением о таком действии судьи, в отношении адвоката недопустимо, поскольку Закон об адвокатуре содержит императивную норму о получении предварительного разрешения суда на совершение следственного действия в отношении адвоката.

Информация, полученная без учета положения Закона об адвокатуре, не будет иметь доказательственного значения, поскольку в соответствии с нормой ч.2 ст.50 Конституции РФ «при осуществлении правосудия не допускается использование доказательств, полученных с нарушением федерального закона». Этот конституционный запрет, предусматривающих недопустимость доказательств, полученных только с нарушением требований УПК РФ и не упоминающих других федеральных законов. Однако представляется, что в силу прямого действия положений Конституции РФ данный запрет должен действовать и в уголовном процессе.

В то же время законодательно закрепленный запрет на использование адвокатской информации в качестве доказательств содержит ограничение по предметному критерию. В соответствии Закона об адвокатуре «полученные в ходе оперативно-розыскных мероприятий или следственных действий (в том числе после приостановления или прекращения статуса адвоката) сведения, предметы и документы могут быть ис­пользованы в качестве доказательств обвинения только в тех случаях, когда они не входят в производство адвоката по делам его доверителей». Если исходить из этой нормы, иная адвокатская информация, не входящая в адвокатское производство, может быть доказательством.

Вместе с тем адвокатский иммунитет и правовой режим адвокатской тайны не распространяются на орудия преступления, а также на предметы, которые запрещены к обращению или оборот которых ограничен в соответствии с законодательством Российской Федерации (абз.2 п.3 ст.8 Закона об адвокатуре). Целесообразность такого установления представляется очевидной. Адвокат не должен быть сообщником своего доверителя и «принятие адвокатом «на хранение» от клиента документов или предметов, изобличающих его в совершении преступления с целью «понадежнее их спрятать», не имеет ничего общего с адвокатской деятельностью». Следовательно, соответствующие предметы и документы не могут иметь отношения к адвокатской тайне.

Существуют также запреты, закрепляющие основы свидетельского иммунитета адвоката. Согласно п. 6 ст. 6 Кодекса, «адвокат не вправе давать свидетельские показания об обстоятельствах, которые стали ему известными в связи с исполнением профессиональных обязанностей». Этот запрет, адресованный адвокату, подкрепляется соответствующим запретом третьим лицам: пункту Закона об адвокатуре, «адвокат не может быть вызван и допрошен в качестве свидетеля об обстоятельствах, ставших ему известными в связи с обращением к нему за юридической помощью или в связи с ее оказанием».

Запреты, лежащие в основе свидетельского иммунитета адвоката, являются абсолютными. Они имеют отношение ко всей профессионально значимой информации адвоката и не предусматривают возможности его допроса в связи с прекращением тайны доверителем. Соответственно свидетельский иммунитет адвоката, направленный на защиту его профессиональной тайны, не имеет ограничения во времени, поскольку согласно п. 2 ст. 6 Кодекса не ограничен во времени срок хранения тайны.

Свидетельский иммунитет адвоката не только исключает его допрос, но и в принципе предполагает невозможность получения третьими лицами информации о конкретном содержании адвокатской деятельности. Со­гласно п.3 ст.18 Закона об адвокатуре, «истребование от адвокатов, а также от работников адвокатских образований, адвокатских палат иди Федеральной палаты адвокатов сведений, связанных с оказанием юридически помощи по конкретным делам, не допускается». Данное положение Закона относится к гарантиям независимости адвоката (ст.18), однако его основная цель - обеспечить неприкосновенность адвокатской тайны.

В целом, свидетельский иммунитет, представляющий собой одну из наиболее значимых составляющих адвокатского иммунитета, вытекает из права не свидетельствовать против самого себя

Иммунитет адвоката – это на самом деле иммунитет доверителя (по мнению преподавателя): запрещены допрос в качестве свидетеля, обыск, арест и т.д.