Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Гончаров История экономики России.doc
Скачиваний:
34
Добавлен:
23.11.2019
Размер:
1.93 Mб
Скачать

15.3. Экономическое развитие России в 1997—2000 годах

6 марта 1997 г. в ежегодном Послании Федеральному Собранию президента Ельцина было заявлено о начале нового этапа либеральных социально-экономических реформ. Среди приоритетных направлений была обозначена разработка программы сокращения бюджетного дефицита и пенсионная реформа, ликвидация задолженности по зарплате.

В это время появились основания для оптимистических настроений: снизились темпы роста потребительских цен и инфляции (до 1 % в месяц), подешевели государственные кредиты, стабилизировалась динамика курса рубля к доллару, появились признаки оживления в некоторых отраслях, замедлился рост безработицы. 1 января 1998 г. была проведена деноминация рубля в 1000 раз. Подобная мера способствовала укреплению национальной валюты, стабилизации экономических процессов.

Рейтинг правительства Черномырдина стал расти. Считая важнейшей задачей обеспечение преемственности передачи государственной власти, Б. Н. Ельцин решил использовать ситуацию для подготовки будущих президентских выборов. 23 марта 1998 г. В. С. Черномырдин был отправлен в отставку. Его заменил С. В. Кириенко.

Новый премьер получил в наследство проблему государственного долга. Уже в первые годы правительства Черномырдина дисбаланс государственных финансов составлял десятки триллионов рублей, что серьезно подрывало устойчивость всей хозяйственной и государственной системы. Чтобы увеличить доходную часть бюджета, оно лихорадочно искало дополнительные источники финансирования дефицита.

Среди них были государственные краткосрочные обязательства (ГКО) — ценные бумаги, приносившие высокие доходы. Они появились впервые на рынке во второй половине 1993 г. В короткий срок они стали покрывать более половины дефицита бюджета. Далее последовали облигации федерального займа (ОФЗ) и другие ценные бумаги. К середине 1998 г. их общая сумма составила около 100 млрд дол. В отличие от внешнего долга, который составлял более 123 млрд дол., ГКО имели краткосрочный характер и приносили высокий доход покупателям таких обязательств. В 1998 г. он составлял 45—50 % годовых. Их финансовая конструкция была построена по схеме печально известной аферы с акциями «МММ». Такие пирамиды, не имеющие прочного экономического фундамента, со временем разрушаются.

Судьба ГКО не была исключением. За пятилетие интенсивной купли-продажи своих краткосрочных обязательств Минфин получил несколько десятков миллиардов рублей чистой выручки. Однако в последующем пирамида из ценных бумаг достигла таких масштабов, что ее обслуживание стало практически непосильным для государства. В первом полугодии 1998 г. отрицательное сальдо выручки от размещения ГКО и ОФЗ и расходов государственного бюджета на погашение разросшегося долга составило 23 млрд руб.

Многое говорило о том, что если в 1998 г. общая экономическая ситуация в России не изменится к лучшему, рынок ГКО и других финансовых обязательств государства рухнет. Бюджетных средств на его спасение не хватит. Вся проблема заключалась в том, что краткосрочные ценные бумаги требовали их постоянного обновления взамен уже погашенных, то есть очень быстро возрастала государственная долговая пирамида. Финансовая система страны попадала в порочный круг, когда оплата старых долговых обязательств происходила только за счет выпуска новых, на которые следовало устанавливать более высокую процентную ставку.

Минфин предложил срочно обменять ГКО и другие ценные бумаги на специальные валютные облигации со сроком погашения через 10 лет. При этом планировалось установить процент годовых на уровне примерно в два раза выше кредитных ставок западных банков. Таким образом, резидентам и иностранным владельцам свободных капиталов предоставлялась возможность весьма выгодно вложить свои деньги. Их останавливало одно — слишком высокий риск. Россия оставалась непредсказуемой страной. Никому не было ясно, что произойдет на ее просторах через 7—20 лет. Минфину удалось обменять ГКО на валютные облигации на сумму менее 5 млрд руб.

К тому же осенью 1997 г. разразился финансовый кризис, охвативший весь Азиатско-Тихоокеанский регион. Под его влиянием началась паника во многих странах мира среди держателей государственных облигаций. В России иностранные инвесторы бросились в массовых масштабах продавать ГКО-ОФЗ, угрожая подорвать всю систему государственного долга. Центральный банк, спасая валютные резервы, начал повышать процентную ставку рефинансирования, которая к весне 1998 г. достигла 150 % годовых.

Все это вело к общему росту процентных ставок и загоняло правительство и Центральный банк в кризисную ситуацию. На выплату процентов по государственному долгу приходилось тратить до 60 % всех налоговых поступлений в бюджет.

Закономерный итог — в августе 1998 г. государство отказалось выкупать ГКО, то есть выполнять свои ранее принятые обязательства. Иными словами, государство вынуждено было объявить себя банкротом (дефолт). Правительство и Центральный банк России заявили о девальвации рубля и начале пересмотра долговых обязательств, включая мораторий на выплаты по кредитам, полученным от нерезидентов России (сроком на 90 дней). Финансовый кризис перешел в стадию неконтролируемого роста цен, которые за короткое время увеличились более чем в четыре раза. Вновь ухудшилось положение подавляющей части населения страны, в том числе средних слоев общества. В этих условиях отставка правительства Кириенко стала неизбежной, что и произошло 23 августа.

Все это имело тяжелые социально-экономические последствия. Население страны разом потеряло доверие к правительству и реформе. Решение о дефолте вызвало самые негативные последствия и за рубежом и привело к нежеланию иностранных кредиторов вкладывать капиталы в российскую экономику.

Президент Б. Н. Ельцин пытался добиться от депутатов согласия на возвращение В. С. Черномырдина, но Дума эту кандидатуру не поддержала, и в сентябре 1998 г. премьером был утвержден Е. М. Примаков. Его главной задачей стала стабилизация экономики России. Правительство заявило об активной поддержке отечественной промышленности и сельского хозяйства. Были повышены ставки подоходного налога с граждан с одновременным снижением налогообложения производственных инвестиций. Снижение налогового бремени с производящих отраслей наряду с сокращением импорта в Россию способствовало оживлению отечественной промышленности.

Правительством осуществлялись меры, направленные и на повышение стабильности национальной валюты. Был введен более жесткий контроль над деятельностью экспортеров: они должны были продавать 75 % валютной выручки на бирже. Вводился более строгий таможенный контроль. Наряду с ростом мировых цен на нефть это способствовало выплате внешних долгов и привлечению средств в экономику страны. В течение первого полугодия 1998 г. экономическое положение России стабилизировалось.

Но уже к весне 1999 г. стали проявляться признаки заметного «полевения» правительства, обозначились попытки затормозить реформы. В это же время в Государственной Думе были предприняты действия по процедуре импичмента президенту, которые провалились. В мае 1999 г. Ельцин назначил С. В. Степашина новым премьером, отправив Е. М. Примакова в отставку. Это было вызвано приближающимися президентскими выборами и необходимостью иметь подконтрольное президенту правительство.

Одной из главных причин последующих перестановок в правительстве в августе 1999 г. стало усиление напряженности на Северном Кавказе, поскольку чеченские сепаратисты нарушили так называемые Хасавюртовские соглашения, которые в 1996 г. помогли установить хрупкое перемирие в этом регионе. Чеченские формирования совершили нападения на Дагестан, и федеральному центру пришлось ввести туда войска и начать антитеррористическую операцию. Особую решительность при этом проявил секретарь Совета Безопасности России В. В. Путин, которого очень скоро президент предложил на должность председателя правительства. Завершающим этапом в этой череде перестановок в исполнительной власти стала неожиданная отставка президента Ельцина, о которой он объявил в последний предновогодний день 1999 г. Досрочные выборы состоялись 26 марта 2000 г., президентом России стал В. В. Путин.

Экономическое развитие России в первоначальный период правления нового президента имело несколько позитивных предпосылок. В этот период заметно активизировался процесс, связанный с урегулированием внешних долгов России. В результате длительных переговоров с Парижским и Лондонским клубами кредиторов часть долгов удалось списать, а часть реструктурировать с рассрочкой выплат на более отдаленные годы.

Одновременно на мировом нефтяном рынке начался бурный рост цен. В 2000 г. цены на нефть поднялись выше 30 дол. за баррель. Это было как нельзя кстати для российской экономики. Дополнительные валютные поступления в бюджет от экспорта нефти дали возможность стабилизировать макроэкономические показатели, направить ресурсы на развитие важных секторов экономики и в социальною сферу.

Впервые в новейшей истории России правительство могло рассчитывать на поддержку своего курса со стороны российских законодателей. По результатам парламентских выборов (декабрь 1999 г.) в Государственной Думе сформировалось центристское большинство, которое дало исполнительной власти возможность проводить необходимые законопроекты, позволило новому президенту осуществлять более решительные шаги по продвижению реформ.

Важным фактором в деятельности правительства стал высокий личный авторитет президента Путина среди населения страны. Россияне продемонстрировали определенную готовность в ожидании результатов реформ.

Достижение определенной макроэкономической стабилизации и политической консолидации в обществе позволило российскому руководству заняться разработкой в начале XXI века программы экономических преобразований, которая означала наступление нового периода рыночных преобразований в постсоветской истории.