Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Конспекты первоисточников по философии.doc
Скачиваний:
107
Добавлен:
02.05.2014
Размер:
136.7 Кб
Скачать

Теорема 14:

Человеческая душа способна к восприятию весьма много и тем способнее, чем в большее число различных состояний может приходить ее тело.

Королларий. 1. Душа человеческая воспринимает вместе с природой своего тела и природу многих других тел. 2. Идеи, которые мы имеем о внешних телах. Более относятся к состоянию нашего тела, чем к природе тел внешних.

Теорема 18:

Если человеческое тело подверглось однажды действию одновременно со стороны двух или нескольких тел, то душа воображая впоследствии одно из них, тотчас будет вспоминать и о других.

Схолил. Память есть ни что иное как сцепление идей, заключающих в себе природу вещей, находящихся вне человеческого тела, происходящее в душе сообразно с порядком и сцеплением человеческого тела.

Теорема 19:

Человеческая душа сознает тело человеческое и знает о его существовании только через идеи о состояниях, испытываемых телом.

Схолил. Идея души и сама душа составляют одну и ту же вещь., представляемую под одним и тем же атрибутом, именно атрибутом мышления.

Идея души, то есть идея идеи, есть ни что иное как форма идеи.

: раз кто-нибудь что-нибудь знает, он тем самым знает, что он это знает и т.д.

Теорема 22:

Человеческая душа воспринимает не только состояния тела, но также и идеи от этих состояний.

Теорема 32:

Все идеи, поскольку они относятся к богу, истинны.

Схолил 2. Мы многое постигаем и образуем всеобщие понятия:

  1. из отдельных вещей, искаженно, смутно и беспорядочно – познание через беспорядочный опыт;

  2. из знаков;

1) и 2) есть познание первого рода, мнение или воображение.

  1. из того, что мы имеем общие понятия и адекватные идеи о свойствах вещей – это познание второго рода или рассудок.

Третий род познания – интуитивное знание. Этот род познания ведет от интуитивной идеи о формальной сущности каких-либо атрибутов бога к адекватному познанию сущности вещей.

Теорема 41:

Познание первого рода есть единственная причина ложности, познание же второго и третьего рода необходимо истинно.

Часть третья.

О происхождении и природе аффектов.

Аффекты– состояния тела, которые увеличивают или уменьшают способность самого тела к действию, благоприятствуют ей или ограничивают ее, а вместе с тем и идеи этих состояний.

Если, т. о., мы можем быть адекватной причиной какого-либо из этих состояний, то аффект состояние активное, в противном случае – пассивное.

Теорема 2:

Ни тело не может определять душу к мышлению, ни душа не может определить тело ни к движению, ни к покою, ни к чему-либо другому.

Схолил. Само тело в силу одних только законов своей природы способно ко многому, от чего приходит в изменение его душа.

Опыт более чем достаточно учит. Что язык всего менее находится во власти людей и, что они всего менее способны умерять свои страсти; всего менее мы свободны в том, к чему стремимся с великой страстью.

Теорема 56:

Существует столько же видов удовольствия, неудовольствия и желания, а следовательно и всех аффектов, слагающихся из них (каково душевное колебание) или от них производных (каковы любовь, надежда, страх и т.д.), сколько существует видов тех объектов, со стороны которых мы подвергаемся аффектам.

Схолил. Главнейшие аффекты и душевные колебания происходят из сложения трех начальных аффектов, именно желания, удовольствия (радости) и неудовольствия (печали).

Определение аффектов.

  1. Желание есть самая сущность человека, поскольку она представляется определенной к какому-либо действию каким-либо данным ее состоянием.

  2. Удовольствие есть переход человека от меньшего совершенства к большему.

  3. Любовь есть удовольствие, сопровождаемое идей внешней причины.

  4. Ненависть есть неудовольствие, сопровождаемое идей внешней причины.

  5. Честолюбие есть чрезмерное желание славы.

  6. Чревоугодие есть неумеренное желание или любовь к пиршествам.

Общее определение аффектов:

Аффект, называемый страстью души, есть смутная идея, в которой душа утверждает большую или меньшую, чем прежде, силу существования своего тела или какой-либо его части и которой сама душа определяется к мышлению одного преимущественно перед другим.