- •Вопрос № 11 оформление науки как профессиональной деятельности. Эволюция способов трансляции научных знаний
- •Пять периодов:
- •Ювенальный период (Средние века)
- •4. Особенности:
- •2. Романтический период (Новое время)
- •3. Классический период (XVIII - XIX вв.)
- •4. Постклассический период
- •5. Этап «большой науки»
- •Эволюция способов трансляции научных знаний
Эволюция способов трансляции научных знаний
1) Дописьменная устная речь: письменности просто нет, знания передаются от поколения к поколению в прозаической или ритмической (поэтической) форме – это исключительно религиозные знания. Здесь огромное место отводилось фигуре учителя, преподавателя, который передавал суть знания своим ученикам. Большое значение имел принцип передачи знания по типу «делай как я». Рассматривались отношения учитель — текст — реципиент (обучающийся). Учитель нес на себе институционально допустимую знаково-символическую нагрузку, систему образцов-эталонов, упорядочивающих многообразие знания. Ученик должен схватывать и выявлять смыслы, распредмечивать содержание знания и запускать механизм автокоммуникации, т. е. применения знаний к собственным индивидуальным действиям.
2) «Антиписьменная» устная речь. Если в Египте с его кастой писцов письменность, как таковая, пользовалась огромным почетом, то в Греции ситуация была иной. Здесь в силу доступности образования, любви к устной беседе и тому, что демократические институты сделали словопрения обязательным компонентом образа жизни, письмо рассматривалось лишь как подспорье для составления устного выступления, не имеющее самостоятельной ценности: «В ближневосточных деспотиях особую весомость и полноценность имело написанное слово («канцелярщина»); но в афинском Народном собрании, в Совете, в демократическом суде присяжных судьбу государства и судьбу человека могло решать только устное слово... Как важность фараоновых писцов неотделима от престижа самого фараона, а святость египетских священнокнижников - от престижа египетской теократии, совершенно так же достоинство устного слова не может быть отделено от престижа полисной государственности».
Отрицательное отношение к письму Платон в «Федре» выражает в легенде, рассказанной Сократом о Египте. Когда бог Тот придумал разные искусства и среди них письмо, он считал, что он сделает египтян более мудрыми и памятливыми. Фараон же возразил: «...сейчас ты, отец письмен, из любви к ним придал им прямо противоположное значение. В души научившихся им они вселят забывчивость, так как будет лишена упражнения память; припоминать станут извне, доверяясь письму, по посторонним знакам, а не изнутри, сами собою. Стало быть, ты нашел средство не для памяти, а для припоминания. Ты даешь ученикам мнимую, а не истинную мудрость».
Платоновскую критику письменности можно понять как стремление избежать выхолащивания подлинной сути языка, подобно тому как мифология искажала и упрощала содержательную объемность мифа - догматизируя его и лишая тем самым жизненного смысла. Архэ мифа теряло сакральное содержание, становясь из сердцевины лишь внешней оболочкой ритуала. В позиции Платона «возвещает о себе происходивший в то время в Афинах процесс превращения поэтического и философского предания в литературу. Мы видим, что практикуемая софистами «интерпретация» текстов, особенно интерпретация поэзии в учебных целях, вызывает у Платона отклоняюще-негативную реакцию. Мы видим далее, что Платон стремится преодолеть слабость «логосов», в особенности письменных, своей собственной диалогической поэзией. Литературная форма диалога вновь погружает язык и понятие в исконное движение живой беседы. Слово предохраняется тем самым от всех догматических злоупотреблений» [Гадамер 1988, с. 433].
Но главным аргументом против письма является даже не этот. Сократ, рассуждая дальше, говорит о том, что записанная речь не выбирает слушателя (читателя), в то время как устное обращение варьируется в зависимости от того, кому оно адресовано. А это значит, что письменный текст может оказаться неуместным, непонятным и т. д. Фактически Сократ выдвигает требование, чтобы сказанное соответствовало ситуации общения.
3. Книжная речь. В научном плане развивается в средние века и в Новое время.
I
1) Модификация рукописной книги: научная литература начинает формироваться в средние века — сначала в виде публикации лекций в университетах. Официальные тексты лекций издавались средневековыми университетами в виде книг. При этом формат их становился меньше, что было более удобно для чтения (книги содержали рубрикации, содержание, нумерацию страниц, алфавитный список сокращений). Из предмета роскоши они стали важным инструментом повседневной работы и предметом массового производства и торговли.
Новая, пока еще рукописная книга становится важным инструментом передачи знаний уже в средневековых университетах. Из единичного экземпляра, предмета роскоши она становится достоянием многих, и этот факт определяет как необходимость ее тиражирования, так и новую технику письма. «Преподаватели и студенты должны были читать включенных в программу авторов, требовалось сохранять курсы лекций профессоров. Студенты их конспектировали ... Более того, эти курсы нужно было быстро распространять ... они должны были производиться не в единичном экземпляре. ... Возможность распространять официальные тексты курсов лекций имела огромное значение для университетов. ... Рост интенсивности в использовании книг преподавателями и студентами повлек за собой целый ряд последствий. Прогресс в обработке пергамента позволял получать листы меньшей толщины, более гибкие и не такие желтые, как у прежних манускриптов. ... Изменился и формат книги. ... Теперь к книге часто обращаются, ее перевозят с места на место. Ее формат уменьшается, ею удобнее пользоваться. ... на место тростинки приходит птичье перо, чаще всего гусиное, что способствует большей легкости и быстроте работы. ... Все ... делалось для облегчения работы с книгой. Развитие интеллектуального ремесла произвело эру учебников (manuales), т.е. книг, которыми манипулируют, которые часто держат в руках. ... книга уже больше не является предметом роскоши, она стала инструментом. Речь идет ... о рождении нового - этапа на пути к печатному станку».
II
Перед ученым XVII столетия стояла весьма сложная задача. Ему недостаточно было получить какой-либо конкретный результат, решить частную задачу. В его обязанности входило построение целостной картины мироздания, которая должна найти свое выражение в достаточно объемном фолианте. Ученый обязан был не просто ставить отдельные опыты, но заниматься натурфилософией, соотносить свои знания с существующей картиной мира, внося в нее соответствующие изменения. Так работали все выдающиеся мыслители этого времени — Галилей, Ньютон, Лейбниц, Декарт и др. В то время считалось, что без обращения к фундаментальным основаниям нельзя дать полного объяснения даже частным физическим явлениям.
Но по мере развития науки и расширения исследовании формируется потребность в такой коммуникации ученых, которая могла бы обеспечить их совместное обсуждение не только конечных, но и промежуточных результатов научных изысканий. В XVII в. возникает особая форма закрепления и передачи знаний — переписка между учеными. Письма служили не только дружескому общению, но и включали в себя результаты проводимых ими исследований и описание того пути, которым они были получены. Тем самым письма становятся средством коммуникации. Систематическая переписка велась на латыни, что позволяло сообщать свои результаты, идеи и размышления ученым, живущим в самых разных странах Европы.
Так возникает особый тип сообщества, которое избрало письмо в качестве средства научного общения и объединило исследователей Европы в так называемую Республику ученых. Переписка между учеными выступала не только формой трансляции знания, но служила и основанием выработки новых средств исследования, обеспечивая успешное развитие наук этой исторической эпохи. Но по мере накопления объема научной информации потребовалось изменение форм ее представления.
III
Уже во второй половине XVII столетия постепенно началось углубление специализации научной деятельности. В различных странах образуются сообщества исследователей-специалистов, часто поддерживаемые государством, в частности, сообщество немецких химиков. Коммуникация между исследователями начинает осуществляться на национальном языке, а не на латыни. Появляются научные журналы, через которые происходит обмен информацией. Первоначально они выполняла особую функцию объединения исследователей, стремясь показать, что и кем делается, но затем наряду с обзорами начали публиковать сведения о новом знании, и это постепенно стало их главной функцией.
IV
Оформление научного стиля
Первый этап – записи Леонардо. Гениальные догадки Леонардо да Винчи, его эскизы и пояснения к ним, различные проекты и идеи так и не были им систематизированы и предоставлены вниманию широкой публики. В то же время они являются для нас бесценным документом эпохи Возрождения, свидетельством проектности ее культуры, делают понятными истоки классического естествознания. Как считают исследователи, в записях Леонардо да Винчи содержатся не только его практически реализованные или нереализованные проекты, но и описания существовавших тогда приспособлений и машин, изготовленных другими инженерами и изобретателями, подсмотренных и схваченных им. Жанр записок Леонардо — это жанр «проектных записок», замечаний к проектам, прообраз будущих описаний изобретений. Пока это еще заметки для себя. Но его нельзя за это упрекать. Его записи в принципе проектны по своей направленности, хотя и засекречены (написаны в зеркальном отображении) по типу алхимического рецепта. Однако засекречены они не потому, что недоступны непосвященным, а, напротив, потому, что любой мог выдать их за свои, что нередко и случалось и на что он с горечью сетовал (социальный механизм защиты авторских прав ученого и изобретателей выработался значительно позже).
Чертежи и описания, пометки на рисунках — та зримая идеальная реальность, в которой разворачивается и актуализируется мышление Леонардо. У него еще нет строгой понятийной системы, характерной для естествознания Нового времени, но логика предмета заставляет его переосмысливать слова обыденного языка, вкладывать в них новый научно-технический смысл. С развитием научного и технического образования возникает и новая научная и техническая литература.
Второй этап: работы Галилея: хорошо известно, что Галилей для изложения своих основных трудов «Диалог о двух системах мира — птолемеевой и коперниковой» и «Беседы и математические доказательства» избрал форму диалогов, заимствовав ее у Платона. Стиль диалогов Галилея литературен, изложение доступно многим, ибо он обращался к широкой читательской аудитории, существовавшей тогда в Италии, а не только к «университетским» ученым, читающим и пишущим по латыни. Его «Диалог» и «Беседы» читаются увлекательно до сих пор.
Третий этап: «Начала» Ньютона. Они стали на долгие годы образцом научного трактата: рациональность, систематичность, математизированность.
Научная проза и утверждаемый Леонардо да Винчи приоритет рисунка над словесным описанием — эти два главных стиля мышления нашей эпохи оказали сильное влияние на трансформацию технического мышления ремесленников в инженерно-художественное мышление мастеров-инженеров эпохи Возрождения, а затем в современное инженерно-научное мышление и, несомненно, технической литературы.
V
Первая техническая литература появилась именно в эпоху Возрождения:
- прежде всего различные энциклопедии технических знаний, например фундаментальный труд итальянского ученого и инженера эпохи Возрождения Ванноччо Беренгуччо «Пиротехния», вышедший на итальянском языке в 1540 г., который был, по сути, первой производственно-технической энциклопедией, содержащей практические сведения и рецепты, почерпнутые у ремесленников и из собственной многогранной инженерной практики автора, относительно производства металлов и сплавов, разведки и добычи полезных ископаемых, получения и обработки черных, цветных и благородных металлов, производства химических веществ, изготовления орудий труда и предметов домашнего обихода и т. п.; работа немецкого ученого и инженера Георгия Агриколы «О горном деле и металлургии в двенадцати книгах», вышедшая на латинском языке в 1556 г. В более позднее время к жанру технической литературы могут быть отнесены так называемые театры машин и театры мельниц. Наиболее полное издание такого «театра машин» принадлежит Якобу Леопольду (1674-1727), выпустившему десятитомное описание всех существовавших в то время машин. К технической литературе подобного типа относятся и современные технические справочники.
- несколько иной тип технической литературы, претендовавший на развитие «технической теории», основывался не столько на обобщении технической практики или описании технических рецептов, сколько на предписании ей определенных эстетических идеалов. Примером такого рода литературы был, скажем, трактат Альберти, в котором излагалась художественная теория инженерного, архитектурного и т. п. творчества, заменившая возникшую несколько позже естественнонаучную теорию техники.
- с развитием научной литературы техническая литература все более стремится подстраиваться под сформировавшиеся в ней нормы изложения. Художественный стиль мышления вытесняется научным. Такого рода попытки научного описания техники в первую очередь объяснялись формированием научного обучения инженеров, которым потребовались учебники, систематизирующие научные и технические знания. Первым таким учебником был учебник строительного искусства французского военного инженера и профессора математики, члена Французской академии наук Белидора «Наука инженерного дела», опубликованный в 1729 г. Технические журналы появились вместе с возникновением профессиональных инженерных обществ, построенных по типу научных академий.
Все эти процессы обусловлены в первую очередь институализацией научной и инженерной деятельности, выработкой новой философии науки и техники, ставшей методологической основой классической науки и традиционной инженерии.
VI
В конце XVIII — начале XIX в. дисциплинарно организованная наука, включающая в себя четыре основных блока научных дисциплин: математику, естествознание, технические и социально-гуманитарные науки — завершила долгий путь формирования науки в собственном смысле слова.
На сегодняшний день научное знание представляет сложно-организованную систему научных дисциплин. Структура научной дисциплины может быть представлена следующим образом.
1. Все те исследования, которые проводятся в настоящее время представителями данной научной дисциплины, можно назвать передним краем исследования. Для него характерна определенная последовательность научных публикаций. Сначала идут статьи. Этот жанр возник для обеспечения наиболее оперативной научной коммуникации между представителями данного научного сообщества. Поскольку на прохождение статьи требуется значительное время, то для обеспечения более оперативной информации используется форма научных сообщений в материалах конференций, симпозиумов, конгрессов, съездов, препринты и т. п.
2.Следующий уровень составляют обзоры и рефераты, в которых подводятся определенные обобщения проводимых на переднем крае исследований.
3.Завершающий уровень — создание обобщающей монографии.
4.Устоявшиеся данные научной дисциплины излагаются в учебниках и транслируются последующим поколениям.
4. Информационные технологии. В современный период информационные технологии оказывают свое существенное влияние на все виды деятельности, в том числе и на трансляцию научного знания. Они преобразовывают знания в информационный ресурс общества. Теперь они, а не книги, обеспечивают хранение, обработку и трансляцию информации. К преимуществам информационных технологий следует отнести огромный объем информации и большую скорость ее трансляции и обработки. Следствием интенсификации информационных технологий является повышение уровня развития и образованности людей, увеличение степени интеллектуализации общества. Появляются все более совершенные версии компьютеров, прикладных программ. Возникла система дистантного обучения, предполагающая обучение при помощи компьютерных заданий в мировой сети Интернет. Человек оказывается перед лицом новой реальности, предлагающей ему виртуальные способы взаимодействия. Вместе с тем обилие информации и различных ее оценочных трактовок усложняет формирование единой научной картины мира. Компьютерным технологиям свойственна анонимность и безразличность, игровая компьютерная промышленность прививает прагматизм, разрушает общезначимые моральные ценности. Моделирование процессов и явлений происходит вне опоры на эмпирическую базу.