Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Причастность германских евреев к коммунистическ...doc
Скачиваний:
6
Добавлен:
23.11.2019
Размер:
8.02 Mб
Скачать

1.7. Пауль Зингер

Правление СДПГ, 1909 год. Задний ряд: Луизе Цитц, Фридрих Эберт, Герман Мюллер, Роберт Венгельс. Передний ряд: Альвин Гериш, Пауль Зингер, Август Бебель, Вильгельм Пфанкух, Герман Молькенбур.

Зингер (задний ряд, пятый слева) как член социалистической фракции рейхстага, 1889 год. Слева сидят Георг Шумахер, Фридрих Харм, Август Бебель, Гейнрих Майстер, Карл Фроме. Стоят Йоганн Гейнрих Вильгельм Дитц, Август Кюн, Вильгельм Либкнехт, Карл Грилленбергер, Пауль Зингер. У многолетнего сопредседателя Социал-демократической партии Германии (СДПГ) Пауля Зингера стартовая и финальная точки жизненного пути совпадают с одним городом – Берлином. Правда, за время, которое прошло между этими двумя точками, в статусе Берлина произошли изменения. Объект настоящего анализа появляется на свет 16 января 1844 года в столице абсолютно независимой Пруссии, а уходит в мир иной 31 января 1911 года в столице объединённой Германии и Пруссии. Этот факт означает, что данный человек – германец двух эпох.

Пауль Зингер родился девятым сыном еврейского торговца и посещал реальную школу в Берлине. Затем он закончил обучение по торговой части в его родном городе, что явилось прологом к его трудовой биографии, которая на протяжении многих лет будет биографией германца, который по своему социальному статусу принадлежал к буржуазной страте, а политически эволюционировал в сторону социал-демократии. Известно, что для немногих происходивших из буржуазии членов CДПГ решение в пользу рабочего движения часто означало разрыв со своей семьёй и со своей средой происхождения. Для Пауля Зингера это не было характерно. Он, относительно рано ставший зарабатывать деньги, после смерти родителей поддерживал тесный контакт со многими братьями и сёстрами. Герой очерка был интегрирован в среду, в которой часто счастливым образом переплетались семейные и профессиональные отношения. Профессионально Зингер был долго задействован в швейной промышленности (Исидор Зингер, изобретатель швейной машины, был его родственником). Этот незаурядный человек достиг на основании данной профессиональной принадлежности относительное благосостояние. Вследствие этого он в отличие от многих социал-демократических политиков был независим от партии и её ведомости по зарплате. Зингер смог выполнить сформулированный позднее Вольфгангом Абендротом постулат: рабочий функционер должен жить для движения, а не от него. До 1869 года герой очерка трудился торговым служащим. До 1887 года «Пауль Зингер вместе с его братом являлся владельцем фабрики дамских накидок, после этого он был известен как состоятельный рантье»75.

Политически Зингер пришёл из буржуазного демократического движения. Уже с 18 лет Зингер вступил в буржуазно-либеральную прогрессистскую партию и вскоре принадлежал к её левому крылу. В последующие годы он также постоянно искал точки соприкосновения между рабочим движения и демократически мыслящим меньшинством германской буржуазии. Находясь некоторое время под политическим влиянием Лассаля, Зингер в 1868 г. познакомился с Августом Бебелем и Вильгельмом Либкнехтом. Возникло тесное политическое сотрудничество. В том же году он стал сооснователем демократического рабочего союза и членом берлинского рабочего союза. В 1869 году Зингер принадлежал к сооснователям «эйзенахской» социал-демократической рабочей партии, внутри которой он в 1875 году участвовал в объединении с лассальянцами. В октябре 1870 года он обратился к открытой акции особой гражданской смелости против аннексии Эльзаса и Лотарингии Германией. Последующие акции Зингера против прусской гегемониальной диктатуры были направлены на создание и расширение независимой социалистической прессы в Берлине. При этом он поддерживал не только возникавшую рабочую прессу, но и публицистические органы буржуазно-демократического происхождения. Герой очерка также участвовал в учреждении различных органов социального обеспечения. В 1877 году он был соинициатором фонда Йохана Якоби, организации помощи для политически преследуемых. С Йоханом Якоби (1805-1877), который также был поборником еврейской эмансипации, Зингер связывал решение объединить борьбу за демократию с борьбой за социальную справедливость. Как и ещё до него Якоби Зингер прошёл путь от левого либерализма к социал-демократии.

С изданием исключительного закона против социалистов этот неординарный человек организовывал акции солидарности. Он относился к тем, кто поддерживал контакт между партийным руководством в Германии и Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом в Лондоне. После безрезультатного домашнего обыска Зингер в 1879 году попал под постоянный надзор политической полиции. Тем не менее он в последующие десятилетия был одним из ключевых спонсоров для партии. Так он стал в 1879 году сооснователем газеты «Социал-демократ». Фабрикант и политик финансировал в 1884 году основание газеты «Berliner Volksblatts», которая после отмены исключительного закона о социалистах в 1891 году стал основой для возрождения газеты «Vorwärts», центрального органа СДПГ. В последующие годы он финансово участвовал в основании многочисленных союзов и объединений в рамках рабочего движения. Несмотря на антисемитские кампании Зингер в 1884 году был впервые избран депутатом берлинского городского совета. С 1887 года он до конца жизни оставался председателем социал-демократической фракции городского совета депутатов. Здесь этот человек профилировал себя как специалист по управлению. Равным образом он с 1884 года до самой смерти был депутатом рейхстага. Уже в 1885 году Зингер был членом правления фракции и с 1890 года председателем фракции. Принципиально важно отметить, что персональное избрание депутатом как городского, так и общеимперского уровня было возможно в обход исключительного закона. Кайзеровский рейх, несмотря на репрессии, не был тоталитарным государством. Исключительный закон затронул Зингера, по сравнению с берберами более поздних времён в относительно мягкой форме.

Несмотря на свой мандат, Зингер был 29 июня 1886 года выслан из Берлина и годом позднее из Оффенбаха. Это привело к демонстрации протеста сторонниками запрещённой партии. До возвращения в Берлин в 1890 году герой очерка жил в Дрездене, столице относительно либеральной Саксонии. Здесь же жил Бебель. И в столице Саксонии недоброжелатели доставали Зингера своими нападками. «Его противники много говорили и писали о несоответствии его образа жизни (далеко, однако, не роскошного) с его убеждениями, о тяжелом положении работниц именно на фабрике "братьев Зингер". Во время процесса о клевете, возбужденного Зингером против антисемитической газеты "Staatsburger Zеitung" (1888), Зингер доказывал, что у него работницы обставлены не хуже, чем на других подобных фабриках, и что низкая заработная плата, длинный рабочий день и пр. вполне объясняются условиями производства на других подобных фабриках, при господстве капиталистического строя. Проигрыш процесса не уронил популярности Зингера в глазах немецких рабочих. Его ораторский талант выдвигает его в первый ряд деятелей партии.»76.

С 1887 года он был членом партийного правления, ответственным за партийную кассу и с 1890 года совместно с Альвином Геришем и с 1892 года совместно с Августом Бебелем председателем СДПГ. Кроме того, он с 1890 по 1909 гг. за исключением 1901 года вёл ежегодные партийные съезды. Во время спора о ревизионизме в 1898 году Зингер, с одной стороны, высказался против идей Бернштейна, но с другой стороны, выступил против его исключения из партии. В данной связи представляется целесообразным следующее пояснение. Герой очерка с 1887 года однозначно позиционировал себя как марксист и сторонник социалистической революции. Всё же он старался, умело действуя тактически, удержать в одной партии течения, образовавшиеся в ней в «споре о ревизионизме». Логика мышления политика была такова: идеи и концепции Розы Люксембург, Карла Каутского и Эдуарда Бернштейна должны занимать своё место в одной и той же партии до тех пор, пока история не вынесет свой суд об их пригодности.

Уже с 1880-х гг., и это заслуживает особого внимания, Пауль Зингер предостерегает насчёт колониальных амбиций рейха. Задолго до того, как «мировая политика» стала квази-официальной идеологией государства Гогенцоллернов, он видел её негуманные последствия для колониальных народов, недостижимость целей, которым по возрастающей отдавались германские «элиты». Социал-демократический политик провидчески предупреждал насчёт последствий уступок колониальной политике кайзеровского рейха со стороны CДПГ.

Видный деятель CДПГ на протяжении немалого периода обозначал также причастность к международному сотрудничеству рабочего класса. С 1891 года он не раз и не два становился председателем или сопредседателем социалистических конгрессов.

Внутри CДПГ для него была главным приоритетом разработка аграрной программы. Объект настоящего анализа убедительно доказывал, что юнкерство как социальный базис прусского милитаризма превратилось в главное препятствие демократического развития Германии.

Конечно, он как и все другие социал-демократы был представителем акции в стиле политического плаката, хотя как оратор был чрезвычайно популярен. «Он был человеком повседневного действия, который с умением, осознанием ответственности, скрупулёзностью, терпением, погружённостью посвящал себя индивидуальной политической работе, без того, чтобы упустить из виду цель: политическую и экономическую эмансипацию трудящихся классов.»77

Наряду с его деятельностью в рабочем движении для его партии он как еврей был важной фигурой в борьбе против антисемитизма. Зингер был также в области социальной политики, благодаря его деятельности в берлинском объединении приютов для бездомных и благодаря деятельности в еврейской общине Берлина чрезвычайно популярен. Его похороны, на которые пришёл почти миллион человек, превратились в самый большой траурный марш, который видел Берлин. Зингер был похоронен на кладбище социалистов.

Несомненно, Зингер был наряду с Августом Бебелем и Вильгельмом Либкнехтом одним из виднейших руководителей германской социал-демократии на фазе её восхождения.

К Паулю Зингеру удачно подходит данная Гансом Майером характеристика двойного – экзистенциального и намеренного – аусензайтера. Объяснение этому простое: еврей и социал-демократ в одном лице. Более того, первый еврей, возглавлявший СДПГ и её фракцию в общеимперском парламенте.