Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Королёва_ Теория и практика домоведения.doc
Скачиваний:
9
Добавлен:
19.11.2019
Размер:
1.14 Mб
Скачать

Тема 7. Эволюция профессии «домовладелец» в России

Долгое время «Дом», отвечая патриархальному состоянию общества, был жилищем лишь одного семейства. Он служил интересам семьи, которая в нем обитала. Но когда центры населения стали расти, дом стал принимать характер общественной единицы.

С развитием общественной жизни, при сформированности больших населенных центров с развитой промышленностью, со сложными общественными отношениями, «дом» даже в смысле частного жилища перестал служить выражением жилища семейства и распадается на квартиры или даже на комнаты, отдаваемые внаем семействам. Не связанным между собой ничем, кроме временного сожития в одном доме.

Характер общего содержания всех домов города, улиц, устройство общих систем водоснабжения и удаления нечистот в городе – связывает все дома города в одно целое, отражающее свое влияние на каждый дом как составную часть этого целого.

По мере того, как дом теряет тип индивидуального жилища и делается домом, отдаваемым внаем по квартирам, для домохозяина он обретает новое свойство – свойство капитала, приносящего доход, и домохозяин становится домовладельцем.

Эти изменения в типе дома налагают на домовладельца ответственность:

  1. Заботиться о санитарно-гигиенических условиях жильцов;

  2. Заботиться о благоустройстве дома и прилегающей к нему территории.

История профессии

Москве первым домовладельцем был Юрий Долгорукий. А первыми петербургскими домовладельцами были дворяне, прибывшие зимой 1716 г. в числе до 200 семейств. Дворяне жаловались, что такое переселение лишило их двух третей состояния. В Петербурге им приходилось строить дома и за все платить чистыми деньгами, тогда как в своих местах они получали запасы из своих деревень и жили в довольстве целый год.

По случаю частых наводнений первобытные жители прибрежья Невы никогда не строили себе прочных жилищ, но только небольшие рыбачьи хижины. Как только ожидалась буря, обитатели ломали свои хижины, а бревна и доски складывали как плоты и привязывали их к деревьям, а сами в ожидании убыли воды спасались на возвышенности.

Дома у первых обитателей столицы строились из бревен, положенных по русскому обычаю крест-накрест одно на другое и состояли из одной комнаты с печью. Вместо окошка – две небольшие 4-х угольных отверстия, закрывающихся доской, которая свободно двигалась туда и сюда.

Около 1713 г. внутри крепости стояло несколько небольших домов, крытых дерном. В этих домах помещались коменданты и офицер с солдатами гарнизона. Первые здания в Петербурге – известный домик Петра и дом кн. Меньшикова.

С 1714 г. стали выходить постановления о высылке в Петербург лиц разных сословий, а также о зданиях, которые они должны будут строить.

Прежде всего было сделано «расчисление», в котором «на житье» в Петербурге назначались дворяне и купцы. Им вменялось в обязанность строить дома и переезжать на жительство.

В 1719 г. было велено составить список тех переселенцев в Петербурге, которые находились в бедности и не обжились. Таких людей разрешалось отпустить из Петербурга в прежние места.

Переселенцы, уже обжившиеся в Петербурге, имевшие свои дома и состояния, обязаны были навсегда сделаться петербургскими обывателями.

В 1714 г. Петр 1 особенно занялся устройством Петербурга. В 1715 г. вышло строгое постановление, чтобы всякий домовладелец перед своим домом мостил улицу.

Первые городские дома предписано было строить «мозаиковые» «прусскою манерою» и непременно на каменном фундаменте.

На Васильевском острове, который Петр намеревался выстроить на манер Венеции или Амстердама, - император позволял строить только каменные дома лицам, имеющим не менее 40 дворов крестьян (200-250 дворов).

В 1718 г. для порядка была учреждена полиция с полицмейстером. В обязанности полицмейстера входило наблюдение за порядком и правильностью построек в городе, чистоте улиц и т.д.

Каждый домовладелец должен был против своего двора рано утром и вечером сметать с мостовых всякий сор, а камни, которые выламывались, - поправлять и вообще не допускать никакого сора по улицам.

Если кто вывозил на Неву и другие реки сор и нечистоты – слуги знатных домовладельцев были биты кнутом и ссылаемы на каторжные работы, а незнатные домовладельцы сами подвергались этим наказаниям.

1721 г. – петербургские улицы освещаются фонарями. Сначала деньги на освещение брали с домовладельцев (с каждой квадратной сажени). Как ненавидим и проклинаем был Петербург в начале его строительства и как мечтали в нем жить спустя 40 лет!

Домовладение в Х1Х – ХХ вв.

Главный архитектор Санкт-Петербурга Н.Н. Брешко-Брешковский говорит о градостроительстве конца Х1Х – начала ХХ века с болью:

  1. Проблема «новых русских» конца Х1Х в. – «Лопатиных» - купечества с их убогими вкусами.

  2. Потребности новых домовладельцев

  3. Образование, культура – источник Красоты и Процветания города, нации, индивида.

«… Одним из важных условий для каждого из нас являются наличие свежего воздуха и света, отсутствие сырости в квартирах. За границей эти условия достигаются тем, что городские управления, положив в основу заботу о здоровье граждан, всеми средствами стремятся воспитать население городов в таких понятиях, чтобы оно само стремилось к чистоте и опрятности как в домашней, так и публичной обстановке.

Заботясь о здоровье граждан, стремятся в городах осуществить идеал здоровой деревни с ее прекрасным воздухом, солнечным светом и древесной растительностью. Это перенесение деревни в город стало распространяться в городах Западной Европы.

Архитекторы, инженеры и врачи соединились и преследуют общие цели в возможном осуществлении требований культурных горожан.

Что происходит у нас? Архитектурная безвкусица. Пришли пошлые люди, у которых дома – как оловянные солдатики из одного ящика. И эта пошлость незыблема в своей неподвижности – в этом ее ужас. Я говорю о тех бездарных домах, которыми бездарные архитекторы в какой-то нелепой строительной горячке пытаются покрыть весь Петербург и от всюду эти дома вопиют своей казарменной пошлостью.

Еще недавно контингент лиц, имевших право строить дома, был ограничен. Я имею в виду не домовладельцев, а тех, по чьим планам и под чьим руководством строился дом. Пользовались этим правом архитекторы из Академии художеств и гражданские инженеры. Т.е. люди со специальным образованием в области строительного искусства. Министр народного просвещения Глазов в приливе необычайной щедрости дал это право всем, кому не лень: технологам, лесникам, путейцам, политехникам и т.д. Думская комиссия утверждает проекты, не выдерживающие никакой критики ни в эстетическом, ни в гигиеническом отношении. Культурные люди считают архитектуру искусством, все остальные – ремеслом.

Унылое впечатление производит Петербург, когда вернешься в него из Вены, Парижа, Мюнхена. Об Италии и говорить нечего. Красивые художественные здания в Петербурге можно пересчитать по пальцам. Все остальное – море ужасающей пошлости. Лучшие произведения архитектуры заканчиваются эпохой Николая Павловича.

Последние годы наши архитекторы и даже «знаменитые» безбожно на тысячи ладов эксплуатируют стиль «модерн», который, как нам показала Европа – может под руками образованного художника быть интересным и красивым.

Вообще у нас не уважают ни искусства, ни его представителей. Всякий купец-домовладелец смотрит на архитектора как на батрака, которому он платит и далек от всяких церемоний с ним. Делай, как я желаю. Архитектору остается либо подчиняться, либо уйти. В последнем случае домовладелец тотчас заменяет его хотя бы лесником, которому столько же до вопросов искусства, сколько до прошлогоднего снега. И они начинают мастерить вместе. Можно представить, какие получаются результаты. Люди задыхаются в тесных коробках и страдают от сырости.

В провинции – и того горше. Там свирепствуют так называемые строительные техники, насажденные Министерством внутренних дел. Это – бывшие десятники и даже рабочие, выдержавшие жалкий экзамен, давший им строительные права.

Эти строители приезжают в Санкт-Петербург на гастроли и норовят остаться там навсегда. Купцы обожают таких строителей: «Хоша и не архитектор, но дело свое понимает, а главное, обходительный человек: не брезгует пойти в трактир чайку попить». Бедная русская архитектура, бедные строители, бедный Петербург, обреченный на сотни лет пребывать в опошленном уродливом виде!»

Н.Брешко-Брешковский. Архитектурный кошмар//Домовладелец. –1906. - № 1. – С.2-3.

Домовладельцы – представляют собой наиболее самостоятельную и постоянную часть населения города, доходы которых находятся в прямой зависимости от спроса на квартиры.

Задача домовладельцев – улучшать санитарно-гигиенические условия и увеличивать благосостояние города.

Вопросы, интересующие домовладельцев, делятся на две категории:

  1. Заботы о благоустройстве и санитарном оздоровлении всего города (т.е. – водоснабжении, мостовых, освещения, сообщения по городу, проч. Требований комфорта и гигиены, находящихся в ведении Городской думы).

  2. Личный интерес: поддержание от упадка своего имущества. Улучшение его согласно современным требованиям в архитектурном и санитарном отношениях, сокращение расходов и увеличение доходов, а следовательно, и ценности дома.

Теперь наступило время, когда для успешного и выгодного ведения домового хозяйства владельцу его уже необходимо иметь элементарные сведения об архитектуре, технике, строительном деле, санитарии, судебном уставе, счетоводстве и проч., равно как внимательно следить за требованиями, предъявляемыми обывателями критиковать их и удовлетворять справедливые.

А.П.Захаров (издатель журнала «Домовладелец». От редактора-издателя: программная статья, открывающая журнал «домовладелец». –1895. - № 1.).

Вопросы для обсуждения:

  1. Охарактеризуйте этапы эволюции профессии «домовладелец» в России.

  2. Какие задачи стояли перед домоправителем?

  3. В чем, на ваш взгляд, должно заключаться домоуправление сегодня и какие задачи должны им решаться?

Литература:

Беспятых Ю.Н. Петербург Петра I в иностранных описаниях. – Л.,1991

Домовладелец. – 1906. - № 1. – С.2-3.

Домовладелец. – 1895. - № 1. – С.1-2.

Засосов Д.А., Пызин В.И. Из жизни Петербурга 1890-1910-х годов. – Л.,1991.

Пыляев М.И. Старый Петербург. – Л.,1990