Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Ruslitra_19_2.docx
Скачиваний:
31
Добавлен:
22.09.2019
Размер:
145.81 Кб
Скачать

35. Своеобразие романа чернышевского «что делать?».

Роман Чернышевского необычен, он рассчитан не на чувственную, образную, а на рациональную, рассудочную способность читателя. Как революционер-просветитель, Чернышевский верит в действенную, преобразующую мир силу рационального мышления, освободительных идей и теорий. Этот роман явился «учебником жизни» для нескольких поколений русских революционеров. Никого из русских писателей он не оставил равнодушным. Отзвуки спора с Чернышевским хорошо прослеживаются в эпилоге «Войны и мира», в образах Лужина, Лебезятникова и Раскольникова в «Преступлении и наказании», в романе «Дым», в произведениях писателей революционно-демократического лагеря, в «антинигилистической» прозе.

Роман продолжал начатую Гончаровым и Тургеневым тему поиска «героя» времени. Особенно очевидна связь с романом «Отцы и дети» (группировка персонажей по возрасту и мировоззрению). Писатель уточняет тему подзаголовком «Из рассказов о новых людях».

С жанровой точки зрения роман является социально-психологическим, но психологизм в нем носит дидактический характер. Дидактизм осуществляется тонко и разнообразно, особой нитью вплетаясь в повествовательную ткань романа.

Чернышевский применяет остроумный ход: он вводит в повествование фигуру «проницательного читателя» и время от времени вступает с ним в диалог, исполненный юмора и иронии. Облик «проницательного читателя» весьма сложен. Иногда это типичный консерватор, и в споре с ним Чернышевский предупреждает все возможные нападки со стороны консервативной критики, заранее давая им отпор. Но иногда это мещанин, человек с ещё неразвитым умом и трафаретными вкусами. Его Чернышевский вразумляет и поучает, интригует, учит всматриваться в затейливый ход авторской мысли. Диалоги с «проницательным читателем» являются своеобразной школой воспитания понимающего смысл романа человека. Когда дело, по мысли автора, сделано, он изгоняет «читателя» из своего произведения.

Роман имеет чёткое и рационально продуманное композиционное построение. По наблюдению Луначарского, авторская мысль движется «по четырём поясам: пошлые люди, новые люди, высшие люди и сны».

В мире старых, пошлых, людей есть 2 группы характеров. К первой принадлежат лица дворянского происхождения (Жюли, Серж), их отличает лишённое трудовых основ паразитическое существование. Вторая группа – из буржуазно-мещанской среды (Розальские), они деятельны и предприимчивы, хотя труд принимает извращённые формы: всё подчинено интересам личной выгоды. Но Чернышевский сочувствует и вводит в роман главу «Похвальное слово Марье Алексеевне». Очень показателен «Второй сон Веры Павловны» («реальная» грязь - буржуазно-мещанские слои общества, «фантастическая» грязь – дворянский мир, «солнце» - просвещение).

«Новые люди» (Лопухов, Кирсанов, Вера Павловна) отличаются своим пониманием человеческой выгоды, естественным, соответствующим природе человека. Их мораль революционна, полностью отрицает мораль жертвы и долга. Она высвобождает творческие возможности человеческой личности. Иначе новые люди решают проблемы семейных и любовных отношений (основной их источник – неравенство между мужчиной и женщиной). Эгоизм «новых людей» писатель называет «разумным». Человек работает на себя, но результаты приносят пользу окружающим. Новые люди – посредники между пошлыми и высшими.

Главное отличие высших людей от новых – Рахметов любит «возвышенней и шире». В нём подчёркивается и широта воззрений, и предельная близость к народу (сравнение одновременно с орлом и с Никитушкой Ломовым). Великое общее дело исторического масштаба – высшая потребность, высший смысл существования Рахметова. Но Чернышевский вовсе не считает «ригоризм» Рахметова нормой. Такие люди нужны на крутых перевалах истории.

Ключевое место занимает «Четвёртый сон Веры Павловны», в котором развёрнута картина «светлого будущего». Здесь автор рисует общество, в котором интересы каждого сочетаются с интересами всех. Современники обвинили Чернышевского в чрезмерной «регламентации подробностей».

*Для заметок =)))

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]