Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Дедова. Теория гипертекста.docx
Скачиваний:
128
Добавлен:
21.09.2019
Размер:
1.48 Mб
Скачать

Глава I. О понятии электронного гипертекста

Термин гипертекст появился примерно за полтора десятилетия до создания реалии, им обозначаемой, — определенного типа письменного текста, хранящегося и тиражируемого на электронных носителях. Воз­никновение самого термина датируется 1965 г. Это было время, когда уровень развития компьютерных технологий уже позволял предвидеть новые формы материализации письменного текста, но практические ас­пекты его электронного представления, компенсирующие утрату книги как феномена, были еще не очевидны.

Впервые термин гипертекст употребляет американский математик и философ Теодор Нельсон для обозначения одного из способов представ­ления письменного текста на экране компьютерного монитора. Подоб­ный текст должен состоять из относительно небольших фрагментов, ор­ганизованных таким образом, что их можно читать в произвольном (при желании — каждый раз новом) порядке. Определение Т. Нельсона было предельно лаконично: «Под гипертекстом я понимаю непоследователь­ную запись», «это форма письма, которое ветвится или осуществляется по запросу» [Nelson 1965]. Идеи Нельсона, несмотря на лаконизм изло­жения, имели самые существенные последствия — они послужили тео­ретической основой представления письменного текста в сети WWW (World Wide Web) Интернета.

Гипертекст, который является сегодня самой распространенной формой представления письменного интернет-текста, стал для современ­ного сознания, несмотря на свою относительно короткую историю, со­стоявшейся реалией, неотъемлемой частью повседневности. Вместе с тем эта история не была простой, она отмечена противоборством идей. Ее формировали, с одной стороны, глобальные теоретические концепции, не лишенные известной доли утопизма и романтизированного отношения к компьютерному будущему, с другой — необходимость поиска незамед­лительных практических решений, чего требовало стремительное разви­тие компьютерных технологий.

Именно поэтому обсуждение специфических особенностей гипер­текста как определенного типа письменного текста невозможно без анализа ключевых моментов его развития как технологии. Остановимся на основных этапах развития технологии гипертекста (хотя это не явля­ется непосредственной целью данного исследования).

В. Буш и его концепция Мемекса

Чтобы понять теоретические основы идей Т. Нельсона, следует об­ратиться к еще более ранней эпохе, а именно к 1940-м гг., так как сама идея гипертекста появилась за десятилетия до необходимости его мате­риального воплощения. Впервые концепцию той модели текста, которую можно было бы назвать гипертекстом, выдвинул советник по науке пре­зидента Рузвельта Ванневар Буш в 1945 г. в своей работе As We May Think («Как мы могли бы думать») [Bush 1945]. В основе идей В. Буша тезис о том, что в XX в. постоянно возрастающий объем письменной ин­формации вступил в некое противоречие с формой ее материализации, т. е. с феноменом книги. Для того чтобы письменный текст стал более адекватным информационным потребностям эпохи, в традиционные от­ношения автор — читатель — текст должно быть помещено некое техническое средство, позволяющее материализовать возникающие в процессе чтения ассоциации в виде мгновенного перехода от одного тек­стового фрагмента к другому. В. Буш выдвинул концепцию организации отдельных текстов в едином информационном пространстве на основе использования так никогда и не созданной машины, получившей назва­ние Мемекс (Memex — memory extender). Именно она должна была стать тем техническим средством, которое позволило бы осуществлять процесс нелинейного чтения без дополнительных усилий читателя (таких, как листание страниц, обращение к оглавлению, к другой книге и т. д.). В середине XX в. Буш пишет о том, что хранение письменной инфор­мации на бумаге перестало соответствовать уровню научного знания. Ар­хаичность средств хранения информации приводит к тому, что сущест­венные достижения науки оказываются невостребованными. Так, напри­мер, генетические исследования Грегора Менделя оставались неизвест­ными в течение нескольких десятилетий.

В качестве средства компенсации противоречий между объемом и содержанием научной информации и способами доступа к ней Буш пред­ложил фото-электромеханическую машину (Мемекс). Хотя машина и не была построена, в проекте последовательно развивалась концепция, прак­тическое воплощение которой в наше время назвали гипертекстом. По­жалуй, главная заслуга В. Буша состояла в том, что он продемонстриро­вал, как техническое средство может (и должно, причем в самом бли­жайшем будущем) оптимизировать способы хранения и представления письменной информации. Без разработки и внедрения этого технического средства невозможно в естественной и необременительной форме осуще­ствить процесс нелинейного чтения. По Бушу, вся информация должна храниться в виде микрофильмов, для чего Мемекс оснащался подсисте­мой чтения с микрофиш и подсистемой записи микрофильмов с помо­щью процесса сухой фотографии. Буш представлял машину в виде пись­менного стола с экранами, на которые проецируется читаемая информа­ция. Устройство должно было включать хранилище для микрофильмов и механизм доступа к ним. Причем плотность записи была бы такова, что объема хранилища в Мемексе хватило бы на сто лет, если записывать ежедневно по 5000 страниц.

Схема Мемекса В. Буша

Однако главная особенность Мемекс заключалась не в методах хра­нения информации, а в способе доступа к ней. Буш пишет: «Основная проблема — проблема доступа к информации. Она гораздо глубже и за­ключается не просто в несовершенстве библиотечной техники или не­умении пользоваться ею. Причина нашей недостаточной способности к информационному поиску заключается в искусственности принятой сис­темы индексации. Она предполагает, что собранные данные должны быть рассортированы, упорядочены по алфавиту или по порядковым номерам. Прослеживая цепочку переходов между подклассами, спускаясь по ие­рархическому дереву, мы обнаруживаем единственное место хранения, если не предусмотрено специальное дублирование. Эти действия отли­чаются неукоснительным подчинением строгим и весьма обременитель­ным правилам, причем, обнаружив один элемент данных, для поиска но­вого вам придется повторить все сначала. Сознание работает совсем не так, оно оперирует ассоциациями. Захватив один объект, мозг немедлен­но переходит к другому, что предполагает наличие механизма мыслен­ных ассоциаций, некоторой паутины (web) (курсив наш. — О. Д.) ячеек мозга, связанных сложными путями. Эта паутина характеризуется высо­кой динамикой связей и непостоянством, однако обладает несравненным быстродействием. Разумеется, нельзя стремиться повторить природу, но надо у нее учиться. И первая мысль состоит в том, что нужно попытаться создать механизм ассоциативного доступа к данным взамен индексного.

Никто не сомневается, что такой механизм будет уступать человеческому мозгу по скорости и гибкости доступа к данным, но можно надеяться, что он позволит в более удобной форме выбирать данные из памяти» ([Bush 1945], цитируется по [http://www/computer-museum.ru]. Буш одним из пер­вых обнаружил несовершенство механизма индексации как метода сис­тематизации и доступа к данным. Новизна идеи Буша состоит в том, что он предложил механизм перекрестных ссылок, аналогичный стратегиям гипертекста, но его техническая реализация так и не состоялась, а сами принципы в течение нескольких десятилетий представлялись не более чем научной утопией. Ученый считал, что благодаря вспомогательным полям в теле документов удастся воспроизвести сложную структуру ас­социативных связей, присущих человеческому сознанию. Этот механизм освободит хранение данных от строгой книжной индексной структуры и позволит человеку создавать из отдельных документов виртуальные кни­ги в соответствии со своими потребностями.

Идея текстовой машины, позволившей бы компактно хранить и объ­единять в едином информационном пространстве отдельные, изначально не связанные между собой тексты, появилась в результате анализа прин­ципов работы счетных машин, начиная с Лейбница и Беббиджа. При ра­боте с Мемекса, управляемым механическими рычагами и кнопками, чи­татель должен был обрести новые опции, что существенно изменило бы сам процесс чтения. Становились технически возможными:

  1. Мгновенная материализация межтекстовых ассоциаций, возникаю­щих в процессе чтения.

  2. Одновременное представление двух или нескольких текстовых фрагментов.

  3. Дополнение новых материалов и усложнение системы межтекстовых связей.

  4. Добавление читательских комментариев к демонстрируемому тексту без нарушения его структуры.

Сегодня такие представления об инновационных принципах гло­бального текстового пространства, несмотря на несовершенство и техни­ческий утопизм проекта В. Буша, остаются актуальными. Как бы ни была наивна конструкция Мемекса, в этом проекте заключено гениальное предвидение сближения письма и технологии.