Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Дедова. Теория гипертекста.docx
Скачиваний:
128
Добавлен:
21.09.2019
Размер:
1.48 Mб
Скачать

Пользовательский интерфейс интернет-браузера как знаковая система

Современные интернет-браузеры — достаточно сложные много­функциональные системы, позволяющие осуществить многочисленные и самые разнообразные действия, что нашло отражение в принципах, зало­женных в основу их пользовательских интерфейсов. Ввиду изначальной специфики Интернета как коммуникационной сферы (глобальность, мас­совость и доступность), большинство современных интерфейсов браузе­ров организованы по принципу прямого манипулирования. Для того что­бы достичь желаемой цели, пользователь должен обратиться к одному из иконических знаков, или пиктограмм, предлагаемых интерфейсом дан­ной программы (естественно, он также он может «коснуться» источника ссылки и интерактивно воздействовать на него). В связи с этим у пользо­вателя возникает иллюзия манипулирования объектами на экране как объектами реального мира. Принято считать, что данный принцип орга­низации пользовательского интерфейса основан на метафоре «модели мира» (см. об этом [Агеев 2002: 158]). Не случайно важнейшей иконкой интернет-браузеров, отмечающей попадание курсора в поле источника гипертекстовой ссылки, является схематическое изображение человече­ской руки с вытянутым пальцем, которым мы как бы касаемся данного объекта на экране.

ь

При создании интерфейсов возможна реализация и других принци­пов, использующих иные метафоры компьютера: «компьютер как парт­нер по диалогу», «компьютер как посредник». Так, использование команд на естественном языке как средства организации пользовательского ин­терфейса является проекцией метафоры «компьютер — партнер по диа­логу». Однако эти формы организации интерфейсов браузеров являются менее распространенными, чем использование графических миниатюр.

Если под знаковой системой понимать «систему знаков, приводя­щихся в действие исключительно в соответствии с правилами, придан­ными или имманентно присущими данной системе» [Соломоник 2002: 32], то можно сделать вывод, что к этой категории может быть отнесена совокупность пиктограмм пользовательского интерфейса. Эти пикто­граммы в своем функциональном взаимодействии отражают основное свойство знака, его двойственную природу: принадлежность к знаковой системе и, следовательно, зависимость от этой системы, с одной стороны, и принадлежность к внесистемному миру и к тому объекту, который этот знак отражает, — с другой.

Само слово «пиктография» (от лат. pictus — «нарисованный» и греч. grapho — «пишу») обозначает способ передачи сообщений в виде рисун­ка или последовательности рисунков. Пиктография как способ кодирова­ния информации появилась в глубокой древности, но ее необходимым условием было развитие образного мышления, когда стало возможным «применение одного реального предмета для представления или обозна­чения других предметов, которые он напоминал по виду, либо для репре­зентации целого класса предметов, похожих на него» [Berlin 1976: 43]. Вот что по этому поводу пишет Дж. Биггс: «Эти когнитивные "переклю­чения скоростей" от действий к образам, от образов к конкретным, а за­тем и к формализованным понятиям... приводят к огромной экономии в мышлении. Эффективность деятельности колоссально повышается при представлении будущего действия заранее в уме вместо фактического его выполнения» [Biggs 1966: 57].

Пиктограммы занимают особое место в иерархии знаков. Знак этого типа может (и должен) напоминать обозначаемое, что подразумевает ре­продукцию означаемого при помощи похожего суррогата. В научной ли­тературе за такими знаками прочно закрепилось название иконических знаков. Как известно, Ч. С. Пирс предлагает термин «икона» для обозна­чения знака первого типа в своей классификации знаков («Репрезентаме-нов», по его терминологии), и основанием для этого является именно схожесть означающего («интерпретанта») и означаемого («объекта»): «Все что угодно может служить Заменой всему что угодно на основании подобия» [Пирс 2000: 76] (курсив наш. — О. Д.).

Иконические знаки широко распространены в окружающей нас ре­альности. Хорошо известной и повсеместно распространенной системой такого рода являются дорожные знаки. Вследствие похожести икониче­сКих знаков на обозначаемое понимание их может не опосредоваться пе­реводом на естественный язык — дорожные знаки нам понятны, даже если мы не знаем языка страны, где они находятся, притом что в разных странах существуют различные их графические интерпретации. Особый статус иконических знаковых систем в реалиях современной жизни при­водит к расширительной трактовке этого типа знака. Так, А. Соломоник, не оспаривая утверждение Пирса, что главной характеристикой икониче-ского знака является изоморфизм по отношению к обозначаемому, доста­точно широко понимает семантическую природу этого изоморфизма и приписывает ему разные формы: это может быть «совпадение либо по существу, либо по внешнему виду, либо по ассоциации» [Соломоник 2002: 60].

Особое значение иконические знаки имеют в компьютерной семио­тике, одно из направлений которой получило соответствующее назва­ние — иконика. В рамках этого направления рассматриваются способы построения простых для опознания графических образов, наилучшим способом отражающих смысл тех или иных ситуаций с учетом специфи­ки зрительного восприятия информации с экрана монитора. В основу принципов классификации пиктограмм интернет-браузеров (как и «ико­нок» других браузеров компьютерных программ) может быть положено основание, учитывающее то, каким образом графическое изображение соотносится с объектом или явлением, субститутом которых оно являет­ся. В данном случае иконический знак замещает определенный объект-оригинал и может рассматриваться как некая модель замещаемого собы­тия, процесса и т. д.

ф] (^Переход

Целый ряд пиктограмм интернет-браузеров представлен в виде стре­лок различного направления и имеет ярко выраженную векторную на­правленность. Эти кнопки объединяет метафора «восприятие сетевой информации — движение, в процессе которого происходит пространст­венное перемещение». О влиянии этой метафоры на наши представления, связанные с чтением сетевого текста, говорят такие словоупотребления, как «зайти на сайт», «ходить по сайту», «шаг», «путь». Хотя по термино­логии Ч. С. Пирса эти знаки следовало бы причислить к разряду индек­сов, но, принимая расширительное понимание иконичности, а также учи­тывая функциональную нагрузку данных изображений, их тоже можно рассматривать как иконический тип знаков. Данные кнопки браузера уподобляют восприятие информации движению, происходящему слева направо.

Ф« Назад сф

Переход на Переход на один Обновление один шаг назад шаг вперед файла

Применение кнопок «— «назад» и —> «вперед» заслуживает особого внимания, с точки зрения тех функций, которые они призваны осуществ­лять. По сути дела их предназначение — выстраивание единиц чтения, не имеющих предусмотренного автором порядка следования, в некую ли­нейную последовательность. Читатель при их помощи может возвращать­ся, как и при чтении книги, к прочитанному, причем именно в той после­довательности, в которой композиционные единицы были им выстроены. Обратившись к уже прочитанному, он может вновь вернуться к той точ­ке, из которой движение назад было начато. Таким образом нелинейный гипертекст обретает линейность. Но все же отличие от книги с ее ста­бильной композицией остается принципиальным: во-первых; эта линей­ность возникает как реализация интенций читателя, а не автора, а во-вто­рых, данный порядок следования композиционных частей будет сущест­вовать только до тех пор, пока продолжается процесс чтения. При пере­загрузке сайта выстроенная последовательность будет разрушена, и но­вое чтение создаст иную композицию. Тем не менее подобная векторная ориентация стрелок отражает наши глубинные представления о простран­ственной направленности такой важной текстологической характеристи­ки письменного текста, как линейность (подробнее об этом см. гл. IV).

Следующая группа иконок создана на основе стилизованного изо­бражения земного шара, символизирующего Интернет. При этом, в зави­симости от обозначаемого действия, изображение может включать и дру­гие символы. В данном случае пиктограммы создаются по принципу функ­циональной аналогии, когда для обозначения действия выбираются одно­значно «опознаваемые» объекты, связанные в бытовом сознании с осуще­ствлением аналогичных действий в реальности. Так, пиктограмма, обо­значающая поиск в Интернете, состоит из комбинации изображений зем­ного шара и лупы. В символике пиктограмм, обозначающих Интернет, могут быть заложены и более масштабные, «космические» ассоциации: иконическое обозначение одного из самых распространенных интернет-браузеров, Internet Explorer, состоит из латинской буквы «е», стилизован­ной под очертания планеты с движущимся по ее орбите спутником:

В этом плане интересно то, как называется сайт, который открывает­ся автоматически при загрузке Интернета, а также изображение его пик­тограммы. Этот сайт — «домашняя страница» (от англ. Home Page), вполне естественно, что его отражением является рисунок, воспроизво­дящий стилизованные контуры дома:

Семантическая оппозиция «Вселенная — Дом», заложенная в сим­волике пиктограмм, поддерживает наши глубинные представления о сути интернет-коммуникации. Дело в том, что Интернет продуцирует новый «виртуальный» тип общения, что последовательно отмечалось разными авторами (см., например, [Купер 2000]). Создается достаточно парадок­сальная ситуация: с одной стороны, пребывание в Сети — сугубо инди­видуальный опыт, с другой — перед каждым открывается практически неограниченная аудитория, появляются неожиданные, непредсказуемые контакты, позволяющие при этом сохранить анонимность. Человек, по­лучивший возможности общения, никогда ранее не существовавшие в истории цивилизации, тем не менее чувствует себя полностью защищен­ным от последствий этого общения. Он изолирован от непосредственно­го контакта с коммуникантами и находится один на один со своим ком­пьютером. Может быть, поэтому прототипическая ситуация погружения в Интернет предполагает «ночь» и «одиночество» [http://www.stetoskop. narod.ru/steto_caV03/este32.htm].

Еще одной чертой пиктограмм интернет-браузеров является то, что здесь достаточно осторожно используется кодирование информации цве­том. При активации иконки меняют цвет, но без резких контрастов, в пределах практически той же цветовой гаммы. Единственным исключе­нием является кнопка остановки загрузки сайта. Ее активный цвет ярко-красный (при основном исходном сером цвете неактивных кнопок), что вполне согласуется с использованием этого цвета в других иконических знаковых системах, например, в системе дорожных знаков. Кстати, и круглая форма кнопки возникла не без влияния иконических образов данной системы (ср. со знаком «проезд запрещен»).

Какие бы образы ни использовались в кнопках браузера, их объеди­няет одно — без них восприятие интернет-текста практически неосуще­ствимо. Поэтому при всей кажущейся маргинальное™ (пространственно-графической, семантической и прагматической) интерфейса браузера по отношению к тексту, мы не можем не учитывать влияние этой знаковой систему на формирующуюся электронную текстуальность. Символика иконок браузера, в чьем постоянном обрамлении находится интернет-текст, оказывает влияние на наши представления о сущности этого текста и — шире — сетевой коммуникации в целом.