Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Учебное пособие 2 часть.doc
Скачиваний:
2
Добавлен:
28.08.2019
Размер:
642.05 Кб
Скачать

1. Альтернативы развития

Нанесенные мировой войной человеческие и материальные потери были велики. Общие людские потери, по неполным данным, составили около 27 млн. человек (1/6 часть активного населения). В 1946 г. насе­ление СССР составило 172 млн. и едва превышало уровень 1939 г.

Велики были потери экономического потенциала. В сентябре 1945 г. сумма прямых потерь, причиненных войной, была оценена в 679 млрд. рублей, что в 5,5 раза превышало национальный доход СССР в 1940 г., или 30% национального богатства. Германскими агрессорами было раз­рушено 32 тыс. предприятий, 65 тыс. километров железнодорожных путей, 1710 городов и поселков, 70 тыс. деревень (25 млн. человек оста­лись без крова). Поголовье лошадей сократилось на 50%, свиней — на 65%, крупного рогатого скота — на 20%. Возвращение в мирные усло­вия предполагало необходимость не только быстрейшего восстановле­ния и конверсии экономики, но и выбора путей этого процесса. Вопрос стоял так: либо поддерживать наметившиеся в годы Великой Отечест­венной войны некоторые «либеральные» тенденции в экономике, либо вернуться к модели форсированной индустриализации 30-х годов и чрезвычайным условиям.

Эта проблема стала предметом напряженной дискуссии при рас­смотрении в 1945-1946 гг. проекта четвертого пятилетнего плана разви­тия страны. На выбор путей экономического развития существенное влияние оказала оценка международной ситуации.

Сторонники более сбалансированного экономического развития, та­кие, как член Политбюро ЦК ВКП(б), секретарь ЦК, первый секретарь Ленинградского обкома партии A.A. Жданов, председатель Госплана СССР H.A. Вознесенский, председатель Совета министров РСФСР М.И. Родионов и другие полагали, что с возвращением к миру в капиталистических странах должен был наступить экономический и политиче­ский кризис. Учитывалась и возможность конфликта между западными державами из-за передела колониальных империй, в котором в первую очередь столкнулись бы США и Англия. Другими словами, в тот мо­мент для СССР, по мнению этих политиков, не существовало никакой угрозы со стороны Запада. В условиях относительно благоприятного международного состояния не было серьезной необходимости продол­жать политику форсированного развития тяжелой промышленности.

Напротив, адепты возврата к модели экономического развития 30-х гг., среди которых главную роль играли Г.М. Маленков и Л.П. Бе­рия, которых поддерживали руководители тяжелой промышленности, считали, основываясь на исследованиях академика Е.С. Варги, что спо­собность капитализма справляться со своими внутренними противоречиями делала международную обстановку весьма тревожной. При таком понимании, с учетом обладания США ядерным оружием, форсированное развитие военно-промышленного комплекса СССР представало абсолютным приоритетом.

В конечном счете, дискуссия завершилась победой сторонников воз­врата к довоенному варианту экономического развития, поддержанных И.В. Сталиным.

2. Экономические проблемы

а) Промышленное развитие

В промышленности возврат к довоенной модели начался в 1946 г., когда из-за трудностей конверсии спад промышленного производства по сравнению с 1945 г. достиг 17%. Как обычно, на первый план выдви­нулись меры административно принудительного характера. Сразу же после окончания войны на предприятиях заметно возросла текучесть рабочей силы. Поэтому в 1946 г. было принято несколько постановле­ний, направленных на закрепление рабочих на предприятиях. В том же году был официально утвержден принцип сдельной оплаты труда. Что же касается норм выработки, то они были произвольно увеличены в несколько раз. Эти меры принесли немалые результаты. И в 1947 г. пра­вительство решило увеличить ряд показателей 4-го пятилетнего плана. В 1948 г. промышленное производство было на 18% выше довоенного и продолжало расти. Важным достижением советской промышленности и науки было создание в 1949 г. атомной бомбы, а в 1953 г. — водород­ной.

В 1950 г. Советский Союз начал первый послевоенный этап гонки вооружений. Это было одновременно и начальным этапом «холодной войны». Вызов Запада был И.В. Сталиным принят. В 1952 г. прямые военные расходы составили почти четверть всего годового бюджета.

Восстановление народного хозяйства в области тяжелой промыш­ленности было закончено в целом в конце 1950 г. Значительно возросло, по сравнению с довоенным, производство стали, проката, нефти. Были построены новые металлургические предприятия в Прибалтике, Закав­казье, Средней Азии и Казахстане. В 1952 г. в СССР было произведено 34,4 млн. т стали против 18 млн. т в 1940 г., 300 млн. т угля против 165 млн. т в 1940 г., 47 млн. т. нефти против 31 млн. т в 1940 г., 14 млн. т цемента против 5,6 млн. т в 1940 г., 119 млрд. квт/ч электроэнергии про­тив 48 млрд. квт/ч в 1940 г.

В то же время производство товаров народного потребления к концу 4-й пятилетки так и не достигло довоенного уровня.

Следует отметить и такой примечательный факт: с 1947 по 1953 г. около 4 млн. человек получили высшее и среднее специальное образо­вание, из них 1,5 млн. были рабочие.

Однако существенные экономические результаты сопровождались немалыми организационными и социальными издержками.

В 1947-1953 гг. были воспроизведены те же экономические явления и тот же цикл, что и в 30-е годы. Сначала последовал мощный рост ин­вестиций, которые достигали в среднем в год 22% национального дохо­да, против 17% в довоенный период. Фаза быстрого роста в 1947-1948 гг. и даже «перегрева» 1949-1950 гг. сменилась фазой явного за­медления вплоть до 1954 г.

Начиная с 1948 г. промышленность в полной мере испытала трудно­сти, вызванные форсированным восстановлением.

Как и во время первых пятилеток, большое число новостроек оста­вались незавершенными. Инвестиционный бум, раздуваемый директо­рами предприятий, сопровождался инфляционными процессами, свя­занными с дефицитом, трудностями в снабжении, перекосами в оплате труда, высоким спросом на рабочую силу. В результате количество ра­ботающих увеличилось на 8,5 млн. человек против 4,8 млн. по плану.

Как и до войны, большинство новых рабочих (60% из 7 млн.) были выходцами из деревни. Приток неквалифицированной рабочей силы привел к кризису в организации труда. Его проявлениями были относительно низкий рост производительности труда (в среднем 6% в год за четвертую пятилетку), увеличение числа прогулов, сохранявшаяся те­кучесть рабочей силы, производственный брак. Вместе с тем шла про­паганда передового опыта и героев труда. Был инициирован подъем стахановского движения. Стахановым четвертой пятилетки стал А. Филиппов — каменщик, участник соревнования за восстановление разрушенных во время войны городов.

* * *

Важнейшим фактором функционирования народного хозяйства яв­ляется развитие социальной сферы. Каково же было положение рабоче­го класса и других городских слоев в позднесталинское время? Рост заработной платы советских рабочих и служащих был ниже роста стои­мости жизни. К 1948 г. заработная оплата в денежном выражении уд­воилась по сравнению с 1937 г., но стоимость жизни выросла более чем в три раза. Падение реальной заработной паты было связано также с увеличением суммы подписки на заем и налогообложения. Реальная зарплата за период 1948-1954 гг., исключая налоги и подписку на заем, но включая прибавку к заработной плате на социальные нужды (меди­цинское обслуживание, образование и т. д.) выглядела следующим об­разом: (1928 = 100%), 1948 г. — 59, 1952 г. — 94, 1954 — 119%. Значи­тельное повышение зарплаты к 1952 г. все же было ниже уровня 1928 г., хотя и превышало уровень 1937 и 1940 годов.

Чтобы составить правильное представление о положении советского рабочего по сравнению с его западными коллегами, сравним, сколько продуктов можно было купить на 1 час затраченной работы. Картина разительная: за одно и то же затраченное время английский рабочий мог приобрести в 1952 г. более чем в 3,5 раза больше продуктов, а амери­канский в 5,6 раза, чем советский. Существенно возросли и цены на различные виды продуктов. Например, цены на ржаной хлеб возросли с 1928 по 1952 г. в 19 раз, на говядину в 17 раз, на сельдь — в 15 раз, на подсолнечное масло в 34 раза.

Рабочий в СССР, спустя 25 лет после революции продолжал питаться хуже, чем западный рабочий. Обострилась жилищная проблема. Граж­данское жилищное строительство было предельно ограничено, так как львиная доля ассигнований расходовалась на развитие индустрии, воен­ной промышленности, энергетической системы. В 1953 г. на одного го­родского жителя приходилось 5,1 кв. м жилой площади. Многие семьи ютились на площади в 6 кв. м. Жили не семьями, а кланами — по два-три поколения в одной комнате. Самым распространенным жильем бы­ли коммунальные квартиры и бараки, где на 20-30 человек была одна кухня и 1-2 туалета.

б) Сельское хозяйство

Положение в сельском хозяйстве было многократно тяжелее, чем в промышленности.

Трудности первых послевоенных лет усугублялись огромным ущер­бом, понесенным сельским хозяйством во время войны. Сельские мест­ности оккупированных районов почти полностью лишились тягловой силы. В аграрных регионах количество трудоспособных сократилось почти на треть. Деревня теряла в среднем в год до 2 млн. человек.

Осенью 1946 г. был собран очень плохой урожай, менее 40 млн. т, что объясняется страшной засухой, с одной стороны, а с другой — про­валом опыта дробного управления, когда каждый колхоз, подчиненный с начала 1946 г. одновременно Совету по делам колхозов и трем мини­стерствам, должен был выращивать многие культуры. В 1947 г. значи­тельную часть европейской территории страны постиг голод. Он охва­тил основные сельскохозяйственные районы СССР: значительную часть Украины, Молдавию, Нижнее Поволжье, центральные районы России, Крым. Погибли миллионы человек.

После окончания войны быстро налаживалось производство тракто­ров, сельскохозяйственных машин и инвентаря. Но, несмотря на укреп­ление материально-технической базы сельского хозяйства, положение в нем оставалось крайне тяжелым. Государство продолжало вкладывать в аграрное производство весьма незначительные средства — в 4-й пяти­летке всего 16% от всех инвестиций на народное хозяйство.

В 1946 г. было засеяно только 76% посевной площади по сравнению с 1940 г. По производству зерна страна длительное время находилась на уровне дореволюционной России. Если в 1910-1914 гг. валовой сбор зерна составлял 4380 млн. пудов, то в 1949-1953 гг. — 4942 млн. пудов. Урожайность зерновых была ниже урожайности 1913 г., несмотря на механизацию, удобрения и пр. Если в 1913 г. урожайность зерновых составляла 8,2 ц/га, то в 1949-1953 гг. 7,7 ц/га.

Соответственно меньше приходилось продуктов питания на душу населения.

Производство зерна в 1950—1953 гг. составляло 94% от уровня 1928-1929 годов. В 1951 г. в стране было 57,09 млн. голов крупного рогатого скота, что ниже уровня 1916 г. В целом же, по официальным данным, с 1940 по 1952 год валовая продукция сельского хозяйства возросла всего на 10%.

Пленум ЦК ВКП(б) в феврале 1947 г. потребовал еще большей цен­трализации сельскохозяйственного производства, фактически лишив колхозы права решать не то что сколько, но и что сеять. В МТС были восстановлены политотделы. Колхозы были обязаны помимо выполне­ния государственных поставок засыпать семенные фонды, отложить часть урожая в неделимый фонд и лишь после этого выдавать колхозни­кам что-то на трудодни. Государственные поставки по-прежнему пла­нировались из центра, перспективы урожая определялись на глазок, а реальный урожай часто был значительно ниже запланированного.

Местные партийные и государственные органы часто заставляли сильные колхозы расплачиваться за слабые. Это вело к обнищанию и тех и других. Колхозники кормились главным образом за счет своих приусадебных участков.

Для вывоза своих продуктов на рынок нужно было иметь специаль­ную справку, удостоверявшую, что они рассчитались с обязательными государственными поставками. В противном случае их считали дезер­тирами и спекулянтами, подвергали штрафам и даже тюремному заклю­чению. Увеличились налоги на личные приусадебные участки.

В 1952 г. государственные цены на поставки зерна и мяса были ни­же, чем в 1940 г. Цены, уплачиваемые за картофель, были ниже транс­портных расходов. Колхозам платили в среднем 8 рублей 63 копейки за центнер зерна. Совхозы получали за центнер 29 руб. 70 коп.

Для того чтобы купить килограмм масла, колхозник должен был отработать 60 трудодней, а чтобы приобрести костюм был нужен годовой заработок.

Особенно тяжелое положение было в европейской части России.

В 1950 г. началось укрупнение колхозов. Их количество сократилось с 237 тысяч до 93 тыс. в 1953 г. Укрупнение колхозов могло способст­вовать их экономическому укреплению. Однако недостаточные капита­ловложения, обязательные поставки и низкие заготовительные цены, отсутствие достаточного количества специалистов, администрирование лишали крестьян стимула к работе.

В 1951 г. гордиев узел аграрной проблемы Н.С. Хрущев предложил разрубить путем создания агрогородов - крупных сельскохозяйственных предприятий взамен многочисленных и мало мощных колхозов. Он предлагал создать крупные рентабельные агропредприятия, основанные на превращении колхозного крестьянства в сельскохозяйственных ра­бочих. Однако реальных материальных предпосылок для осуществле­ния такого плана в стране не было.

Несмотря на катастрофическое положение сельского хозяйства, ру­ководство страны продолжало говорить об успехах. На XIX съезде пар­тии в 1952 г. Г.М. Маленков объявил, что зерновая проблема в СССР решена и собран урожай в 8 млн. пудов зерна. А спустя всего два года было также официально заявлено, что все данные о сельскохозяйствен­ном производстве в стране являются «липой».

33 миллиона колхозников, кормивших своим тяжелым трудом 200-миллионное население страны, оставались самой бесправной частью советского общества.