Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
НОУ литература алла.docx
Скачиваний:
6
Добавлен:
17.08.2019
Размер:
129.5 Кб
Скачать

1.3. Особенности японской гравюры

Несколько строк посвятим японской гравюре – цветной ксилографии (гравюра на дереве) как уникальному явлению в истории мирового искусства, так повлиявшему на творчество Волошина. Эту технику японцы заимствовали из Китая. Как самостоятельный вид искусства гравюра утверждается на последнем этапе средневековой истории Японии – в период Токугава (1603 – 1868). В искусстве Японии ХVII – ХIХ вв. сформировался новый стиль – укиё, наиболее ярко проявившийся в гравюре. В контексте буддизма он понимался как бренный мир, мир «не истинного». Со времени периода Токугава, с философской точки зрения, слово укиё приобрело другой оттенок – мир повседневной жизни: мир удовольствий и развлечений, мир беззаботной жизни и радостей. Главной темой укиё стали изображения красавиц из веселых кварталов, которые послужили основой жанра «бидзинга». Почти столь же популярными в зрелый период истории гравюры были и другие жанры: «якусяэ» (театральный жанр), «мусяэ» (историко-героический жанр), «катёе» (изображения цветов и птиц) и позже всех появившийся «фукэй» (пейзаж).

К 90-м годам ХVIII в. Китагава Утамаро занял место ведущего мастера гравюры, новаторство которого заключается в необычном подходе к традиционному жанру «бидзинга» - изображения красавиц. Утамаро в отличие от предшественников своего стиля изменяет композицию листов, характеризуя эмоциональное состояние модели, отказываясь от повествовательности. Художник, изображая лицо или полуфигуру, сознательно приближает к зрителю модель и устраняет все, что мешает достижению главной цели; используя прием стилизации, идет смело на нарушение пропорций. «Опоэтизированный хрупкий и лиричный образ женщины, оставленный предшественниками художника, по-новому преломляется в творчестве Утамаро». Утамаро вошел в историю классической японской гравюры как создатель жанра портрета (окубиэ). Одним из достижений художника явилось гармоничное соединение внутренней духовной красоты и обаяния. Утамаро создал идеал красоты с помощью плавной певучей линии, «точно выверенной цветовой партитурой, пропорциональной соотнесенностью самого изображения и плоскости листа». Обладая чувством меры, художник тщательно вырисовывает узоры на кимоно, аксессуары, украшения для причесок, при этом фон у него нейтрален, что заостряет внимание на главном. В жанре «бидзинга» - эмоционального портрета - Утамаро не знал себе равных.

В японской ксилографии ХVIII в. пейзаж служил только фоном. В первой половине ХIХ в. искусство гравюры вступает в последний, завершающий этап своего развития. В это время создается и развивается жанр пейзажа («фукэй»). Становление и расцвет этого жанра определяется творчеством художника Японии Кацусика Хокусая (1760-1849).

На протяжении долгого творческого пути Хокусай всегда критически относился к своим достижениям и постоянно стремился к совершенствованию, посвящая этому почти все время. Художник оставил огромное наследие — около 30 тысяч гравюр, живописных произведений, рисунков, около 500 иллюстрированных книг. Всего у него было около 50 псевдонимов, что свидетельствует, в частности, о напряженной творческой работе и упорном поиске, потому что псевдонимы, как правило, менялись с изменением стиля и характера творческой манеры.

С 1806 г. он берет имя Кацусика Хокусай, именно с ним он и вошел в историю мирового искусства. Кацусика — сельский район в предместье Эдо (старое название Токио), где родился художник. Народный дух Кацусика сопровождал его всю жизнь, куда бы ни забрасывала судьба. Хокусай говорил, что родился в 50 лет, имея в виду, что обрел зрелость мастера только к этому времени. Но и в 76 лет он не был удовлетворен достигнутым: «Моя единственная цель — стать великим художником». Он писал о том, что его «искусство будет непрерывно развиваться, и к 90 годам я смогу проникнуть в самую суть искусства. В 100 лет я буду создавать картины, подобные божественному чуду...».

Хокусай работал практически во всех жанрах гравюры и широкой публике известен в первую очередь как график. Вместе с тем он создал немало живописных свитков, расписывал ширмы и выполнил несколько крупных интерьерных росписей. Одна из таких работ — яркое декоративное изображение Феникса — сохранилась на потолке храма в небольшом городке Обусэ в префектуре Нагано.

Успешно он работал и в самой малой форме ксилографии — суримоно. Хокусай до сих пор считается непревзойденным мастером этого жанра. Особенно хороши его суримоно с шутливыми стихами — кёка, которые с конца XVIII в. стали дополнять изобразительные мотивы. Его чувство юмора и изобретательность нашли в этой области блестящее применение. Хокусая часто называют пейзажистом, хотя это только одна из граней его творчества. Но именно в этой сфере наиболее значительно проявились его самобытность, философская глубина и человеческая мудрость в сочетании с высочайшими художественными достоинствами. Вместе с Андо Хиросигэ (1826–1869) он стал родоначальником жанра пейзажа в японской ксилографии.

Его пейзажи, как правило, населены простым людом, работающим, отдыхающим, странствующим, к которому художник испытывает глубокий интерес и уважение. Даже небольшим произведениям он умеет придать масштабность, даже самые незамысловатые конкретные сюжеты приобретают у него обобщающее звучание. Таковы серии — «36 видов горы Фудзи», «Путешествие по водопадам страны», «Поэты Китая и Японии», «Виды знаменитых мостов», «100 видов горы Фудзи», «Тысяча видов моря».

Восхищение красотой родной земли легло в основу культа любования природой, присущего японцам и поныне. В изобразительном искусстве глубокое проникновение в этот прекрасный мир породило жанр пейзажа гораздо раньше, чем он появился в европейском искусстве. Хокусай – яркая многообразная личность: он и поэт, и философ, и художник, оставивший миру огромное творческое наследие – более 30 тыс. рисунков и гравюр и около пятисот иллюстрированных книг. Сменив множество художественных манер, в 50 лет Хокусай сказал настоящее слово в искусстве. Переосмыслив классические традиции дальневосточного пейзажа, Хокусай сумел увидеть мир глазами человека нового времени. Он открыл людям величественную картину природы, намного опередив искусство своей эпохи. В отличие от традиционных изображений японских пейзажей, имеющих философски отвлеченный образ мироздания, данный в символико-знаковых формах, Хокусай создает конкретный образ своей родной земли, вводя в композицию своих работ простых людей, занятых трудом.

Идеальным символом красоты природы он выбирает гору Фудзи, обоготворенную соотечественниками, с глубокой древности вдохновляющую поэтов и художников. Хокусай создал сорок шесть листов серии «36 видов Фудзи», в которой через многообразие тем лейтмотивом проходит образ горы. Масштабы философского осмысления реальности Хокусая выходят за рамки укиё.

Гравюра укиё является тем переходным мостиком, который помогает проникнуть в мир акварелей Волошина, понять его своеобразный стиль, его изобразительную систему.

Волошина привлекало в творчестве японских художников то, как они при минимуме изобразительных средств достигали максимального художественного и эстетического эффекта. Смысл японской простоты в том, чтоб в гравюре суметь сохранить то, без чего нельзя обойтись. Для японской гравюры подавляющее значение имеют линейные ритмы, которые мы, помимо сдержанного в цвете «японского» колорита, обнаруживаем и в волошинских акварелях. Волошин понял, «что в натуре надо брать только рисунок и помнить общий тон. А все остальное представляет логическое развитие первоначальных данных, которое идет соответственно понятым ранее законам света и воздушной перспективы» (6, с.13). После этого, по словам художника, остается «исполнить отчетливо и легко свободный танец руки и кисти по полотну» (6, с.13), то есть писать по памяти и с вдохновением. Максимилиана Волошина и Константина Богаевского объединял общий метод творчества – работать по воображению, а не с натуры, создавая, говоря словами Волошина, «музыкально-красочные композиции на темы киммерийского пейзажа».