Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Б.Раушенбах Геометрия картин и зрительное восприятие.docx
Скачиваний:
132
Добавлен:
28.03.2016
Размер:
5.18 Mб
Скачать

38. Козьма, Дамиан и Иаков, брат Божий. XVI в. МиАр. Фрагменты иконы. Неглубокое Евангелие передано в сильной обратной перспективе, глубокий ларец — в слабой

В отличие от Евангелий ларцы обычно показыва- ются с узкой, а не с широкой стороны. В этом случае столь энергичная обратная перспектива, как та, что показана на средних схемах рис. 37, вызвала бы непо- мерно большое увеличение сильно удаленного ребра d (правая схема), которое на самом деле в натуре видно практически одинаковым с параллельным ему передним ребром. Здесь наиболее разумным пред- ставляется некоторое компромиссное изображение с равномерным распределением искажений по всем его компонентам, как это видно из схемы.

На рис. 38 показаны два фрагмента иконы XVI в. «Козьма, Дамиан и Иаков, брат Божий» с изображе- нием Евангелия и ларца, хорошо иллюстрирующие приведенные выше соображения. У сравнительно

неглубокого Евангелия степень выраженности об- ратной перспективы велика — около 30°, в то время как у ларца она составляет всего 5°, то есть лежит в пределах естественной обратной перспективы.

Приведенное в настоящей главе рассмотрение во- проса о причинах появления обратной перспективы в изобразительном искусстве показывает, что суще- ствуют два механизма ее возникновения. Во-первых, это просто передача зрительного восприятия, которое характеризуется слабой обратной перспективой при созерцании в ракурсе близких предметов. Во-вто- рых, это побочный эффект, который возникает тогда, когда зрительное восприятие близких предметов хо- рошо известной конфигурации корригируется психо- логическим механизмом константности формы. Пе- редать эту скорригированную геометрию в некоторых случаях можно, только исказив другие элементы изо- бражения, в частности введя там, где это неизбежно, усиленную сравнительно с естественным зрительным восприятием обратную перспективу.

Оба анализируемых здесь механизма объединяет то, что они прямо или косвенно связаны с процес- сом нормального зрительного восприятия. Однако это не единственный источник появления обратно перспективных построений в изобразительном ис- кусстве. Есть и другие, не имеющие прямого отно- шения к процессу зрительного восприятия. Они бу- дут рассматриваться в главе И.

Глава 8

ПЕРСПЕКТИВНЫЕ ПОСТРОЕНИЯ И ЗРИТЕЛЬНЫЕ

иллюзии

Как известно, очень часто задачей ху- дожника является передача пространственнос.ти на плоскости картины. Казалось бы. точное следова- ние геометрии зрительного восприятия пространства, в частности, использование перцептивной системы перспективы, решает (или в основном решает) по- ставленную задачу. Однако это далеко не так. При зрительном восприятии пространства мозг человека преобразует плоское изображение, возникшее на сет- чатке глаза, в перцептивное трехмерное пространст- во, используя так называемые признаки глубины. Че- ловек, смотрящий на протяженное пространство, спо- собен, опираясь на эти признаки, оценить расстояния до видимых предметов, и это позволяет мозгу расста- вить их в перцептивном пространстве на нужных рас- стояниях. Весьма желательно, чтобы нечто подобное происходило и при взгляде на картину, — чтобы в идеале сетчаточный образ, возникший в мозгу от со- зерцания картины, тоже преобразовывался в подобие перцептивного пространства. Тогда у смотрящего на картину неизбежно возникнет чувство глубины. Но для этого на картине должны быть изображены эти столь нужные признаки глубины.

Проблема изображения признаков глубины мо- жет быть решена лишь частично. Большинство этих признаков просто неизобразимы. Поэтому нет кар- тин, создающих полную иллюзию пространствен- ности: они лишь в слабой степени способны ее со- здавать. Чтобы рассмотреть этот вопрос более де- тально, нужно описать используемые человеческим мозгом признаки глубины.

Некоторые признаки глубины могут быть объ- единены общим понятием бинокулярности. Когда человек смотрит двумя глазами, это помогает ему довольно точно определять расстояния до близких предметов (только близких, поскольку для далеких необходимое расстояние между глазами должно быть нереально большим). Не давая здесь определе- ния этих признаков, укажем лишь, что они самым энергичным образом препятствуют возникновению иллюзии пространственности при взгляде на кар- тину. Ведь картина практически всегда смотрится с близкого расстояния, и в мозг поступают сигна- лы, что все точки наблюдаемого предмета (картины) равно удалены от смотрящего — те, что должны, по мысли художника, передать даль, и те, что переда- ют передний план, — а это, конечно, противоречит замыслу художника. Решение проблемы воспроиз- ведения бинокулярных признаков глубины лежит вне пределов изобразительного искусства (частич- ное решение — стереоскоп, полное — голография).

Монокулярные признаки глубины (которые эф- фективны и при наблюдении одним глазом) тоже способны создавать иллюзию пространственности — строго говоря, лишь те из них, которые можно пока- зать на картине. Основными признаками такого рода являются следующие:

  1. Перекрывание — близкие предметы способны заслонять далекие.

  2. По мере удаления от смотрящего размер изо- бражения на сетчатке глаза уменьшается.

  3. По мере удаления от смотрящего предметы ви- дятся приближенными к линии горизонта.

  4. Воздушная перспектива — далекие предметы видны как бы через голубоватую дымку и менее чет- ко, чем близкие.

Из этих четырех признаков глубины последний ие имеет геометрической природы и поэтому обсуждать- ся не будет. Особые трудности возникают у худож- ника при передаче второго из названных признаков для близкого и среднего планов. Дело в том, что для этих планов этот признак глубины вступает в силь- ное противоречие с системой перспективы, следую- щей за зрительным восприятием человека. Действи- тельно, в перцептивном пространстве (пространстве зрительного восприятия) объективно параллельные прямые хотя и сходятся на горизонте в одну точку, на среднем и особенно близком переднем плане они ведут себя иначе. Здесь это схождение ослаблено, а на самом переднем плане способно перейти в аксо- нометрию и даже легкую обратную перспективу. Но ведь в аксонометрии размеры удаленных частей не уменьшаются сравнительно с близкими, и, следова- тельно, второй признак глубины переходит из разря- да изобразимых в разряд неизобразимых.

Насколько существенно это влияет на ослабление иллюзии пространственности, можно показать на примере картины Е. Б. Ладыженского «Публичка» (рис. 39). Здесь аксонометричность в передаче пола даже утрирована, на столь большом пространстве вй- дение в параллельной перспективе исключено, но эта подчеркнутая параллельность структур пола в рас- сматриваемом случае желательна, она позволяет четче выявить обсуждаемые закономерности. Два других признака глубины переданы верно: близкие