Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Архипова. УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ культурология.doc
Скачиваний:
40
Добавлен:
21.03.2016
Размер:
712.7 Кб
Скачать

1.3. Гуманитарность культурологии

Культурология понимается нами как гуманитарная дисциплина. Гуманитарность культурологии связана с тем, что культура составляет часть жизненного мира человека. Жизненный мир есть то, в чем человек живет, в чем он обретает себя. Он не может быть только объектом познания, по отношению к которому познающее сознание предстает чем-то внешним. Гуманитарность культуры означает, что культура как часть жизненного мира не может быть просто познанием. Она должна быть пережита, постигнута, принята как нечто живое, включенное в человеческое бытие.

Кроме того, система гуманитарного знания объемна, многоаспектна, динамична. В зависимости от того или иного ракурса, она поворачивается к исследователю различными своими сторонами, гранями: философским, историческим, психологическим, социологическим, политологическим, семиотическим. Важнейшей характеристикой гуманитарного знания является его человекоразмерность. Гуманитарное знание не есть просто знание, характеризуемое по предмету. Так, история, философия, искусствознание, та же культурология вполне могут носить негуманитарный характер.

Гуманитарное знание можно охарактеризовать следующими чертами:

1. Это знание, органически включающее в себя нравственные, эстетические, художественные, религиозные компоненты, знание, пропитанное эмоционально-психическими актами;

2. Это знание внутреннее в отличие от знания внешнего, оно подключает мою личность, мою индивидуальность, оно соединяет предмет и образ предмета;

3. Мир гуманитарного знания - мир живой, чувственный, наполненный голосами, вопросами-ответами. Поэтому перед нами знание - диалог, знание не как познание мертвых объектов, а как взаимодействие субъектов, что показал в своей концепции гуманитарности М.М. Бахтин;

4. Это знание-переживание. Надо увидеть живой образ предмета, зажить его жизнью, прочувствовать и пережить его в своей душе и своем сознании. При этом переживание надо понимать не просто как частную психическую эмоцию. Переживание - особый тип знания, живое, непосредственное, интуитивно-чувственное, внепонятийное постижение реальности. Оно имеет мощную философскую и религиозную традицию в учении, например, христианских отцов церкви, у романтиков, представителей философии жизни и т.д.;

5. Это знание-интерпретация, знание-истолкование, знание герменевтическое (герменевтика и обозначает истолкование, интерпретацию) в отличие, скажем, от знания научно-технического, которое идет от явления к сущности.

Гуманитарное знание - своеобразная «интеллектуальная пляска» вокруг предмета. Что значит, исходя из сказанного, постичь, скажем, культуру античности как гуманитарный феномен? Это значит познавать ее как живое явление, когда-то включившее в себя живые сознания, живые смыслы, реальное, духовное содержание жизни людей; это значит познавать Античность как смысловой мир, многосторонне взаимодействующий с миром нашего сознания, вступать с ним в диалог; это значит постоянно задавать вопрос: «Что для нас Античность, в чем ее смысл и значение для тех, кто живет на рубеже ХХ и ХХI веков?» - это значит переживать ее в едином духовном акте познания.

Гуманитарность культуры состоит также в том, что она обобщает не только научное знание, а может свободно включать в себя литературно-художественные, философские, религиозные и обыденные формы, не утрачивая своей органической причастности к культурологии, существующей в различных вариантах саморефлексии культуры.

С одной стороны, культурология тяготеет к философским, социологическим, политологическим обобщениям. С другой – культурология органически близка различным формам гуманитарного знания, а через него связана с литературой и искусством, мифологией и религией. Поэтому «Робинзон Крузо» Дефо, «Фауст» Гете, «Евгений Онегин» Пушкина, «Преступление и наказание» Достоевского, «Доктор Фаустус» Т. Манна, «В поисках утраченного времени» М. Пруста, «Архипелаг Гулаг» Солженицына - такие же культурологические феномены как сочинения Платона и Гегеля, Шопенгауэра и Киркегора, Ницше и Фрейда, Бердяева и Франка, Выготского и Лосева.

Представляется важным и перспективным понимание культурологии как науки о смысловом мире человеческого бытия. Культурология изучает мир в контексте его культурного существования, т.е. со стороны того, чем этот мир является для человека, каким смыслом он для него наполнен. Она изучает системный объект - культуру как человеческое оформление существования, как утонченную, исполненную разума форму жизни, результат духовной и практической деятельности.

Все многообразие человеческой деятельности выражается в самых различных специализированных формах: научных понятиях и художественных образах, философских универсалиях и религиозных переживаниях, нравственных максимах и мифологических представлениях. Между ними существуют сложные, подчас запутанные и противоречивые отношения. Взятые сами по себе, они не могут быть приведены к общему знаменателю.

Но культурология ищет характеристики, обнаруживающиеся под всеми ними. Ее интересует единство самообретения человека в реальности, единство его переживания, единство духовно-творческого процесса. Культура - смысловой мир человека, а философия, искусство, наука, религия, нравственность - лишь различные языки, на которых человек обозначает свое присутствие.

Все, что только и может сделать человек - это создать (в языке, религии, искусстве, науке) свой собственный универсум - «символическую Вселенную», которая открывает перед ним возможность понимать и истолковывать, связывать и организовывать, упорядочивать, синтезировать и обобщать свой человеческий опыт, а также обрести свою индивидуальность через приобщение к культурному космосу.

Поэтому культурология, если можно так выразиться, «наука второго пласта», она занимается культурой, т.е. символизированным, означенным и пережитым космосом. Да, она включает в себя изучение всех форм человеческого бытия, всех основных областей человеческой активности: политику, быт, человеческое поведение, искусство, философию, историю, религию. Но ее проблемное поле начинается там, где для конкретной науки оно заканчивается.

Ее предмет не просто история, но исходные, ценностно-смысловые измерения исторического бытия человека; не просто психология, но базовые психологические структуры, встроенные в человеческую реальность; не просто социум как таковой, а его знаково-символические определения; не сам по себе быт с его неодухотворенными рутинными формами, а образы бытийственности, ее типологические модели.

Именно поэтому культурология, как мы предлагаем ее понимать, специализируется не на этнографической, социальной или психологической проблематике, а на общегуманитарных аспектах культуры в контексте ее ценностно-смыслового содержания.

С этой точки зрения, отпадает, становится неверным деление культуры на материальную и духовную. Культура (а, следовательно, предмет культурологии) начинается там, где мы можем говорить об идеально-смысловых моделях человеческого бытия, об его ценностных аспектах.

Так, например, строго говоря, культура начинается не тогда, когда человек рукотворно получил огонь или «похитил» его у богов, а когда огонь приобрел эстетическое, мифологическое, религиозное, т.е. человечески-смысловое значение.