Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Dev_pov_KL.doc
Скачиваний:
130
Добавлен:
05.03.2016
Размер:
737.79 Кб
Скачать

2. Самоубийство как социальное явление

Суицид можно рассматривать как индивидуальный поведенческий акт, т.е. лишение себя жизни конкретным человеком, и как заметное социальное явление, показатель состояния общества, заключающийся в том, что определенное количество людей добровольно уходит из жизни. В любом случае - что сложный феномен, тем более, что только около 25% самоубийц - люди с психическими расстройствами. Остальные или совершенно здоровы (примерно 25%) или относятся к “размытой” группе нервно-психических состояний, но в конечном счете также принадлежат к психически нормальным людям. Анализ добро­вольного ухода из жизни связан с решением таких философских про­блем, как смысл жизни, свобода личности, ее право на моральный выбор.

Причины самоубийства как социального явления, поиск закономерностей - предмет социологии; исследование их мотивации, т.е. выявление внешних и внутренних условий, побуждающих человека к социальному акту, - проблема психологии и социальной психологии. Кроме того, суицидальное поведение может являться следствием психических и соматических заболеваний, т.е. быть предметом медицинских наук.

Проблема суицида занимает не последнее место и в мировой литературе и искусстве. К ней обращались, например, Ж.Ж.Руссо, И.В.Гете, Н.М.Карамзин, Ф.М.Достоевский, Л.Н.Толстой, А.Моруа и многие другие. Все это свидетельствует о том, что проблема самоубийства но­сит комплексный характер и требует междисциплинарных исследований. В качестве такой междисциплинарной науки сформировалась суицидология, использующая в своем арсенале методы социологии, психологии, медицины и других наук. В нашей стране суицидология стала развиваться в послевоенный период. В 1970 г. был создан первый в стране суицидологический научно-методический центр, которым руководит профессор А.Г.Амбрумова.

Самоубийства известны человечеству с древнейших времен. В раз­ные времена и в разных странах к этому явлению относились по-разному в зависимости от культурных традиций, религиозных, правовых и научных воззрений. В некоторых случаях оно носило характер социального предписания (уже упоминавшиеся обычаи сати и харакири). В Древней Греции и Древнем Риме отношение к самоубийству было негативным, оно считалось уклонением от повинностей общества, которое одно могло дать санкцию на самоубийство. Однако философы-стоики его оправдали, как способ выхода из неразумного хаоса жиз­ни и приобщения к идеальной разумности мирового целого (Зенон, Хрисипп, Сенека, Эпиктет и др.).

С точки зрения христианской морали, самоубийство - преступле­ние не только против человека, но и против Бога, т.к. демонстрирует вольное или невольное неверие в его благой замысел. Бог дает человеку жизнь и только он может ее взять. Поэтому самоубийц не отпевают и в старину не хоронили на общих кладбищах. Отрицательно относятся к суициду также и ислам. В связи с этим во многих странах существовала уголовная ответственность за попытку самоубийства. В России, например, соответствующая статья была отменена лишь в 1917 г., в Велико­британии - лишь в 1961 г.

Общественное мнение в большинстве стран к самоубийству отно­сится отрицательно. Как правило, суицидентов (самоубийц) считают либо людьми слабыми, либо психически ненормальными (что верно далеко не всегда), однако, несмотря на эти обстоятельства, число само­убийств не сокращается, а в некоторых регионах даже растет.

В социологии, демографии, социальной психологии одним из важнейших показателей состояния общества является уровень само­убийств. Он рассчитывается по количеству самоубийств на 100 тыс. населения страны или региона в год. Применяются в некоторых случаях и абсолютные показатели, т.e. общее количество случаев суицида в год, а также процентные или кратные показатели (когда речь идет об их динамике). Уровень считается высоким, если на 100 тыс. приходится более 20 случаев суицида. К сожалению, как в Украине, так и в других странах не учитываются сами попытки самоубийства, хотя, по мнению специалистов, на одну успешно завершенную акцию приходится 7-10 попыток. (Многие делают это неумело, или в последний момент берет верх инстинкт самосохранения, а также зачастую попытки суицида являются не более чем угрозой или шантажом).

Особенно резкий скачок числа самоубийств отмечался в Европе на рубеже XIX и XX в. Наблюдался он и в России, но, тем не менее, наша страна по уровню самоубийств занимала вплоть, до 1917 г. последнее место в Европе. Уровень самоубийств составлял 3-4 на 100 тыс., причем наибольшее число суицидистов приходилось не на декадентов и мисти­ков, а на рекрутов, офицеров, политзаключенных.

Рост самоубийств замечен в развитых странах и во второй поло­вине XX в. С начала 60-х и к началу 80-х гг. их число возросло в Норве­гии и Канаде в 2,5 раза, Болгарии - в 2, Швейцарии - на 48%, ФРГ - на 32%. С 1968 г. по настоящее время самый высокий уровень, самоубийств - в Венгрии: 50 на 100 тыс. Довольно высок он в Дании - 30, Австрии -27, Финляндии - 25, ФРГ - 21. Средние общемировые показатели в США - 12, Португалии - 10, Италии - 8. Наиболее низкий уровень - в Мексике - 1,7, Кувейте - 1, Египте - 0,5, Сирии - 0,3. В целом, ежегодно в мире свыше 500-600 тыс. человек лишают себя жизни. Число поку­шающихся на самоубийство в 7-10 раз выше. В развитых странах, включая и бывшие социалистические, самоубийства занимают одно из первых мест среди причин смерти взрослого населения (уступают только сердечно-сосудистые и онкологические заболеваниям) и второе место среди, причин смерти детей, подростков и молодежи (после несчастных случаев).

В нашей стране статистика самоубийств публиковалась до 1927 г., причем только по СССР в целом. Затем она была закрыта и возобновлена только в 1989 г. В Украине (если сравнивать с дореволюционными показателями), как и во всех индустриальных странах, шел неуклонный рост уровня самоубийств, и 1984 г. он составлял 24,4. С 1989 г. вновь начинается заметный подъем, и уже в 1991 г. он составил 26,5, а в 2003 - уже 31. По регионам он неоди­наков: наиболее высок в Центральной и Восточной Украине, достаточно низок в Западной Украине.

Доля женских самоубийств в среднем составляет 20-30%, а среди покушавшихся - около 50%, т.е. мужчины сводят счеты с жизнью в 3 раза чаще, чем женщины. Данная тенденция достаточно устойчива и с небольшими различиями просматривается в большинстве развитых и среднеразвитых странах. Эти соотношения объясняются, во-первых, тем, что у мужчин меньшая биосоциальная адаптированность, по сравнению с женщинами, и более высокий уровень социальных притязаний. Они хуже реагируют на ухудшение жизненных условий, сужение возможностей самоутверждения, невостребованность, нереализованность личности, особенно в профессиональной сфере. Кроме того, женщины, чаще рассчитывая лишь на эмоциональный эффект, оставляют себе шанс выжить, поэтому во многих случаях их удается спасти. Мужчины в суицидальной ситуации действуют наверняка.

У мужчин около 80% случаев самоубийств приходится на трудоспоспособный возраст, у женщин более половины случаев - на возраст старше трудоспособного. Эта тенденция не меняется.

Доля младших возрастных групп в обследуемой совокупности относительно невелика и, как отмечают специалисты, рост здесь пока незначителен. Но это не должно успокаивать общественность, так как сам факт существования малолетних самоубийц говорит о неблаго­получии в обществе.

По семейному положению число самоубийц среди несемейных - несколько выше, т. е. одиночество, безусловно, является суицидогенным фактором. Однако семейные конфликты также могут быть поводом трагического выбора, тем более, что реальное одиночество не всегда сопряжено с отсутствием семьи.

На первый взгляд, самоубийства должны быть наиболее распространены среди интеллигентов, как людей с более тонкой душевной организацией. Достаточно вспомнить Маяковского, Есенина, Хемингуэя, Цветаеву. Однако статистика говорит об обратном: по разным данным, от 41 до 60% самоубийц - рабочие, от 0,5-0,6 служащие-специалисты; иные служащие - 6-13%. Высокий процент самоубийств среди рабочих и служащих без специального образования объясняется тем, что в силу уровня образованности, специфики профес­сиональной деятельности у этих людей меньше возможностей выхода из тяжелых ситуаций и способности поиска выходов развиты в меньшей степени. Среди служащих-специалистов относительно высока доля во­енных и медиков.

К группам повышенного суицидального риска также относятся военнослужащие срочной службы (особенно в первый год службы), за­ключенные, офицеры в отставке, пенсионеры, инвалиды и безработные. Известно, что повышение безработицы на 1% влечет в данной стране рост самоубийств на 4%. Специалисты объясняют эту зависимость не столько возникшими материальными затруднениями, сколько психологическим кризисом и утратой смысла жизни. В послед­ние годы повышение суицидальной активности наблюдается и в бли­жайшем будущем прогнозируется у всех социально незащищенных групп населения.

Таким образом, общими социальными факторами, провоцирую­щими суицидальное поведение, выступает специфическая комбинация таких характеристик, как пол, возраст, образование, профессия, семей­ное положение и социальный статус.

Следует отметить отсутствие жесткой корреляции уровня само­убийств с общественным строем. Так, в 80-х гг. в социалистической Чехословакии и в капиталистической ФРГ он был примерно одинаков. Также не прослеживается соотношение уровня самоубийств с уровнем жизни. В США уровень жизни белых выше, чем у негров, тем не менее уровень самоубийств у белых выше в 2 раза. В таких достаточно бога­тых странах, как Дания или Финляндия, этот уровень в несколько раз больше, чем в более бедных странах - Греция, Филиппины. Однако не­которые закономерности все же прослеживаются:

1) во время воин сокращается уровень самоубийств в воюющих странах и с некоторым запозданием - в нейтральных государствах;

2) максимум самоубийств происходит в весенне-летний период. Возможно, это связано с тем, что радостное настроение большинства резко контрастирует с настроением тех, кто находится в кризисном состоянии, и это подстегивает их принять роковое решение;

3) уровень самоубийств чаще всего устойчиво коррелирует с уров­нем промышленного развития страны и соответственно с долей город­ского населения. Чем выше эти показатели, тем, как правило, выше уровень самоубийств. Во многом это обусловлено спецификой городского образа жизни - большей отчужденностью людей друг от друга, большей необходимостью в личной карьере, а также бытовой неустроенностью, темпом городской жизни.

4) некоторые ученые связывают всплески самоубийств с периодическими возрастаниями активности Солнца. Подсчитано, что их ко­личество увеличивается на 8% в дни солнечной активности. Ученые усматривают в этом доказательство пертурбаций в нервной системе, вызванных соответствующими изменениями электрического состояния воздуха;

5) замечено, что количество случаев самоубийств возрастает во вторник и снижается в среду, четверг. Однако конец недели более опасен для мужчин.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]