Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Dev_pov_KL.doc
Скачиваний:
130
Добавлен:
05.03.2016
Размер:
737.79 Кб
Скачать

2. Бродяжничество как социальная проблема

В нашей стране отношение к данному явлению определялось от­ношением тоталитарного государства к своим подданным. Конституция СССР провозглашала право на труд (ст. 40) и право на жилище (ст. 44).

Вместе с тем в статье 60 говорилось: “Обязанность и дело чести каждого способного к труду гражданина СССР - добросовестный труд избранной им области общественно полезной деятельности, соблюдение трудовой дисциплины. Уклонение от общественно полезного труда несовместимо с принципами социалистического общества”. Уклонение от общественно полезного труда в данном случае квалифицируется не как отклонение от моральных норм (существовать за счет других, будучи трудоспособным, - аморально), а как уклонение от трудовой повинности, хотя и оформленной как “обязанность и дело чести”. Неко­торые виды социального паразитизма, в частности преступный промы­сел, подлежат уголовному наказанию во всех странах мира, в данном же случае уголовно наказуем был сам факт уклонения от работы на госу­дарство. В этом заключалась специфика тоталитарной системы. Поскольку все в стране принадлежало государству, то только оно могло вкладывать, определенные средства в образование, медицинское обслуживание, социальное обеспечение и т.д. и, следовательно, вправе было требовать соответствующей отдачи от своих граждан. Поэтому в УК УССР 1961 г. существовала ст.209 “Занятие бродяжничеством либо ведение иного паразитического образа жизни”, согласно которой заня­тие бродяжничеством или попрошайничеством, либо ведение иного паразитического образа жизни наказывалось лишением свободы на срок от 1 года до 2 лет или исправительными работами на тот же срок. Те же действия, совершенные лицом, ранее судимым по части 1 статьи, нака­зывались лишением свободы на срок от 1 года до 3 лет.

Согласно 341 статье УК, бродяги направлялись в исправительно-трудовые профилактории на тот же срок. Статья 209 УК УССР была отменена в 1991 г. Соответствующие изменения внесены были и в статью 34 УК.

В силу известных причин бродяжничество изучалось в основном специалистами-криминологами. Активный интерес к этому явлению социальные науки стали проявлять лишь в перестроечные годы.

Что же представляет собой бродяжничество как социальное явле­ние? Прежде всего - это специфический образ жизни, который складывается в ходе постепенного разрыва социальных связей (десоциализации) личности. В научной литературе для характеристики бродяжничества применяется также термин “маргинальность” (лат. - marginalis – находящийся на краю), обозначающий пограничность, периферийность, промежуточность по отношению к каким-либо социаль­ным общностям. Вместе с тем данный термин имеет более широкое значение, так как под данное определение подходят не только бомжи, но также эмигранты, мигранты из села в город, представители этнических, религиозных меньшинств, инвалиды и др.

Кроме того, в административной практике и социологической литературе бомжей относят так же к социально дезадаптированным группам населения.

Каким образом может жить человек, у которого нет работы и жилья? Тем более что ночлежки были закрыты в конце 20-х годов и вновь стали создаваться только с 1991 г., долгое время не существовало бесплатных столовых для нищих, не действовали благотворительные организации, такие, как, например, Армия спасения, да и само слово “благотворительность” имело негативный оттенок.

Источники существования бомжей: разовые, случайные подработки, сбор стеклотары. В июне 2004 г. стоимость пустой бутылки составляла 15-20 коп., одной бутылки дешевого вина – 5 грн.. С учетом того, что потребности бомжа минимальны, то “бутылочный бизнес” в состоянии обеспечить ему существование. Работают также у фермеров и арендаторов (лук, арбузы), пасут овец у местных чабанов, работают грузчиками и подсобниками в строительстве. В печати и по телевидению (в России) приводились случаи того, как бомжи, попав в отдаленные районы Северного Кавказа, оказывались в фактическом рабстве у местных хозяев. Иногда прибегают к кражам - в основном мелким (на вокзалах, базарах, в столовых, на дачах). Бродяги быстро деградируют, и спланировать преступную акцию, которая могла бы принести ощутимый доход, они не в состоянии. Тем не менее, при­мерно 1/7 преступлений совершается бомжами. Женщины подрабатывают проституцией - за бутылку вина, стакан водки. С отменой ст. 209 УК широко распространилось попрошайничество. Профессиональ­ное нищенство - явление древнее, и милостыня имеет религиозный смысл. Христос говорил: “Просящему у тебя дай...”; “чтобы милостыня твоя была в тайне...”. Поэтому помощь нуждающимся - это не только проявление сочувствия к ближнему, но и любви к Богу: “... так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне”.

В нашей стране можно выделить 4 группы лиц, занимающихся по­прошайничеством:

Первая группа - бродяги, для которых оно является одним из источников существования;

Вторая группа - престарелые и инвалиды, которым не хвата­ет пенсии на лекарства, оплату жилья; те, кто берется их обслуживать, и т.д.;

Третья группа - профессиональные нищие, для которых это довольно доходный бизнес. По признанию самих нищих, в Киеве осенью 2003 г. их доходы составляли от 50 до 200 грн. в месяц. По данным агентства “Интерфакс” (Россия), нищие в московском метро в 2003 г. имели ежемесячные доходы до 5 млн. руб. Поэтому, как правило, “доходные” места (церкви, базары, подземные переходы, оживленные улииы) находятся под кон­тролем преступных группировок. Действительно нуждающиеся и по­этому вынужденные попрошайничать люди, как правило, просят мило­стыню там, где много не подадут (продуктовые магазины, окраины, остановки транспорта).

Четвертая группа - это те, кто таким образом попросту подрабатывает. На улицах городов, например, мож­но встретить детей, которых родители сажают в людных местах и ве­шают на грудь таблички с надписями типа: “Я хочу кушать!”; “У нас большая семья, мама болеет, помогите!”. Для этих людей нищенство становится семейным промыслом.

Многие бомжи находят средства к существованию на городских свалках, где можно найти продукты, одежду и вещи, которые можно потом продать или обменять на спирт­ное. Места обитания бомжей - подвалы, чердаки, теплоцентрали, свалки, заброшенные дома, бомбоубежища. Летом - лесопарковые зоны, кладбища. Зимой многие из них, совершив намеренные правонаруше­ния, стараются попасть в милицию и переждать трудные времена.

В крупных городах, где легче найти пропитание, этот контингент накапливается довольно интенсивно, и социологи отмечают зарождение простейших форм социального структурирования: появляются группы во главе с лидерами, которые делят между собой сферы контроля

В силу специфического образа жизни каждый из бомжей имеет по несколько заболеваний. По данным УВД, 92% из них страдают педикулезом, 33% - туберкулезом, 25% - онкологическими заболеваниями, кроме того, часты дифтерия, кожные и венерические болезни и т.д.

Бродяжничество наносит обществу существенный вред. Во-первых, оно всегда сопряжено с другими видами девиантного поведе­ния: алкоголизмом, наркотизм, преступность. Во-вторых, бомжи являются разносчиками инфекционных заболеваний. В-третьих, общество вынуж­дено тратить, значительные средства на содержание спецучреждений, социальную помощь, медицинское обслуживание этой категории насе­ления. Кроме того, бродяжничество наносит и моральный ущерб. Бро­дяги и попрошайки подают дурной пример потенциальным бомжам и нищим, людям слабым и отчаявшимся. Такой образ жизни - своеобраз­ная реклама им того, как можно жить, не работая, как можно уйти от от­ветственности.

Стойкое уклонение бродяг от контактов с представителями государственной власти, несовершенство системы учета позволяют говорить лишь об их примерном количестве. Вероятно, они составляют около 0,3% населении Украины. В Донецкой области, по данным отдела по социальной защите дезадаптированных групп населения департамента социальной защиты, в 2001 г. зарегистрировано 5 тыс. бомжей и в Мариуполе - около 1 тыс. По выборочным данным, 2% имеют высшее обра­зование, более 50% - среднее и специальное. В специаль­ной или вспомогательной школе обучалось не более 0,5%, столько же - олигофрены; около 3% имеют выраженные психические заболевания; менее 3% являются инвалидами; 95% - трудоспособны; 80% - имели ра­нее специальность, работу, жилье, родственников; около 40% добро­вольно отказались трудиться, уволились по собственному желанию; около 30% были уволены из-за прогулов и появления на работе в нетрезвом состоянии.

Подавляющее большинство бомжей трудоспособны как по воз­расту (90% - это лица от 20 до 50 лет), так и по общему состоянию здо­ровья, хотя и подорванного специфическим образом жизни. В среднем среди бродяг женщины составляют около 30%, но в рамках специально­го рецидива уровень женского бродяжничества выше мужского в 6 раз. Ресоциализация женщин является более трудной задачей. Среди жен­щин, задержанных за бродяжничество, преобладают лица старше 35 лет, которые давно утратили семейные, трудовые и другие связи, не имеют специальности и, что особенно важно, лишены навыков нормальной трудовой жизни. И культурно-образовательный уровень весьма низок, многие из них та долгие годы бродяжничества, пьянства, болезней потеряли человеческий облик.

Можно выделить, 2 группы причин бродяжничества: объективные и субъективные. Помимо общих причин девиантного поведения к числу объективных можно отнести следующие:

  1. Жилищная проблема. Она носит комплексный характер.

Сюда входит, во-первых, наличие до недавнего времени жесткого админи­стративного регулирования места жительства. По некоторым мотивам из-за судимости после отбытия наказания нельзя было вновь пропи­саться домой. В соответствии со ст. 178 Кодекса УССР об администра­тивных правонарушениях проживающие без прописки наказывались штрафом. Согласно ст. 181 Кодекса штрафом наказывались также и должностные лица, принимающие на работу граждан, не имеющих про­писки. А прописаться можно было только при наличии постоянного места жительства. По данным НИИ МВД (1990 г.), 30 тыс. бывших осужденных по этим причинам не смогли вернуться домой. Только в 1990 г. режим прописки был несколько смягчен.

Во-вторых, сказывалось несовершенство жилищного законодательства. Государство имело пра­во выселить в административном порядке гражданина без предоставле­ния жилой площади. Действующее жилищное законодательство позволяет осуществлять махинации с продажей и покупкой жилья. На­пример, жилье может быть продано родственниками лиц, попавших в спецучреждения или места лишения свободы.

В-третьих, подо­рожание коммунальных услуг, платы за квартиру, питания и одежды ведет к тому, что не все граждане смогут содержать свое жилье. Уже сегодня из расчета прожиточного минимума на продукты уходит около 70% семейного бюджета. Распространяется явление, когда одиноким старикам, алкоголикам, наркоманам предлагают продать квартиру, запугивают, спаивают и, после оформления документов выбрасывают на улицу.

  1. Ухудшение социально-экономической и политической ситуации в государствах - бывших республиках СССР. Сюда можно отнести кри­зис экономики на Украине, обострение межнациональных отношений в Средней Азии, на Кавказе, в Молдавии и Прибалтике. В Россию хлынул поток беженцев и вынужденных переселенцев, причем значительная их часть стирается оседать в крупных городах и на юге России, где плот­ность населения и так высока. В условиях спада производства, безработи­цы, а также активной скупки жилья состоятельными людьми и ком­мерческими структурами следует ожидать дальнейшего роста числа бомжей.

  2. Поток бомжей в Украину объясняется также тем, что в сопре­дельных государствах бродяжничество и попрошайничество еще считаются противоправным деянием, в отличие от Украины.

К числу объективных причин следует также отнести и стихийные бедствия, ухудшение экологической ситуации в ряде регионов страны. Однако объективные причины далеко не всегда толкают человека на путь бродяжничества.

Субъективные причины обусловлены биологическими и психоло­гическими особенностями личности, жизненными установками, микросоциальной ситуацией. В зависимости от субъективных причин можно выделить следующие группы бомжей:

  1. люди, для которых бродяжничество является формой уклонения от уголовной ответственности, т.е. те, которые находятся в розыске;

  2. граждане принципиально не желающие работать. Эго наибо­лее многочисленная группа (не менее 33% от общего числа, а среди женщин не менее 70%) - пьяницы, наркоманы, тунеядцы. Данная группа отличается повышенной опасностью рецидива бродяжничества;

  3. лица, обладающие завышенными требованиям к средствам существования, которым не хватает любого заработка (шабашники, старатели и т.д.). Они колесят по всей стране, часто меняют место жительства, отсюда – бытовая неустроенность, постепенна десоциализация и путь на “дно”;

  4. люди которые стали бродягами вследствие неурядиц в семье или на работе (около 20%). Поиски выхода из конфликтной ситуации в зависимости от обстоятельств и характера самого человек толкают его в ряды бродяг;

  5. жертвы социальной пропаганды и собственной романтики. Люди, прибывшие на “ударные” стройки в поисках лучшей работы, жилья, романтики, новых друзей, сталкивались с бытовой неустроенностью, тяжелым климатом, маленькой зарплатой. Это толкало на но­вые поиски, что обусловливало десоциализацию;

  6. люди с отклонениями в психике, безнадежно опустившиеся.

Потенциальными бомжами являются выпускники детских домов и интернатов в том случае, если они не смогут найти жилье и работу.

Совокупность, объективных и субъективных причин формирует внутреннюю мотивацию бродяжничества, по мере десоциализации оно становится привычным образом жизни, менять который многие из них уже не могут и не хотят.

Специальные исследования позволили выявить у некоторой части бродяг осознанные или не осознанные мотивы бродяжничества, кото­рые свидетельствуют об их желании избежать социального контроля, сохранить свою субъективно-личностную и социальную дезидентифицированность.

Можно выделить и еще одну группу бомжей - это “уличные дети”, т.е. дети и подростки, по разным причинам бежавшие из дома. Их число растет (по некоторым данным, на территории бывшего СССР в 1992 г. таких детей было около 100 тыс. человек). Эта группа ещё недостаточно изучена, по результатам некоторых исследований указывают на следующие причины побегов из дома подростков: у юношей 86% - это эмансипационные побеги, у девушек 22% - демонстративные побеги.

Определенная часть детей и подростков страдает склонностью к бродяжничеству. Через детские распределители Донецкой области ежегодно проходит более 2 тысяч таких детей. 80% из них – дети из неблагополучных семей, 20%- из нормальных. Проблема “уличных детей” –общемировая проблема, однако по оказанию помощи юным бомжам мы находимся на одном из последних мест в мире. Как таковая программа помощи пока отсутствует. В 1991 г. в Германии состоялся симпозиум “Жизнь и выживание уличных детей”. Из 250 делегатов от СССР при­ехало всего два учителя. А эта проблема становится все более острой в связи с увеличением числа детей-сирот, детей беженцев.

Зарубежный опыт решения проблемы бродяжничества, как теоретический, так и практический в нашей стране известен очень мало, по­этому у Украины сегодня имеются серьезные сложности в организации эффективного социального контроля над данным явлением. Кроме того, следует отметить, что специфика украинского бродяжничества за­ключается в том, что оно, как правило, пока не является “семейным де­лом”. Российские бродяги - одинокие люди, которые утратили какие-либо семейные привязанности, кочуют в одиночку или в компании себе подобных. Однако экономический кризис, наплыв беженцев, как следует ожидать, даст толчок к появлению и развитию семейного бродяж­ничества.

Общесоциальные меры должны быть направлены на локализацию данного явления. Это - активная социальная политика по отношению к слабозащищенным группам населения: сиротам, инвалидам, пенсионе­рам, многодетным семьям, беженцам и т.д., финансовая помощь бездомным, создание квот рабочих мест для бывших заключенных, другие меры, направленные на социальною поддержку населения.

Проблема ресоциализации заключается в том, что “бичи”, как правило, - люди с разрушенной системой социальных связей и потребностей. У них почти или полностью утрачены профессиональные навы­ки, нет жилья, нет семьи, сохранены лишь базовые, преимущественно витальные потребности.

Переход к рынку ставит серьезные проблемы с трудоустройством бродяг. В связи со спадом производства предприятия сами избавляются от излишнего баланса - потенциальных бомжей. Таким образом, задача, которая сегодня требует своего решения, это переход от репрессивной модели борьбы с бродяжничеством к гуманистической. Попытки сило­вого принуждения, к труду (трудового перевоспитания, трудотерапии), как показывает опыт СССР, желаемых результатов не дают. Тем более, что, по мнению многих специалистов, “профессиональные” бомжи со стажем ресоциализации не поддаются.

Суть гуманистического подхода к проблеме бродяжничества за­ключается в отказе от уголовного преследования, в максимально воз­можной помощи бомжам: если общество позволило этим людям опус­титься на дно, то оно же обязано помочь им подняться. В число общесоциальных мер входит также организация домов ночного пребывания (“ночлежек”), благотворительных столовых, домов-интернатов для без­домных стариков и инвалидов. Требуются перестройка системы образо­вания и воспитания с целью избавления сознания людей от иллюзий и мифов, формирование трезвого и реалистического отношения к жизни, строительство дешевого муниципального жилья.

Административно-правовые меры подразумевают совершенствование правовой основы деятельности профилактических служб, органов социальной защиты. В 1993 г. был издан указ “О мерах по предупреж­дению бродяжничества и попрошайничества”, по которому к концу 1-го полугодия 1994 г. приемники-распределители (их по Украине более 110), должны были преобразоваться в центры социальной реабилитации. С санкции прокурора бродяга на 10 суток помещается в этот центр, где должен пройти курс реабилитации, а затем трудоустраиваться или получать пенсию. Проблема, вo-первых, в том, что большинство “профессиональных” бомжей не испытывают в этом потребности и, во-вторых, в силу глубокой деградации личности вряд ли смогут работать.

Удовлетворительного юридического определения бродяжничества сегодня нет, так как понятие “нетрудовые доходы” фактически ушло из практики. К тому же за 10 суток перевоспитать человека, который до этого бродяжничал годами, достаточно трудно. Представители органов внутренних дел высказывались негативно по этому поводу еще и пото­му, что при наличной системе связи установить личность за это время часто бывает невозможно.

Специальные меры борьбы с бродяжничеством включают меди­цинскую и психологическую помощь, индивидуальную работу по ресоциализации (восстановлению социальных связей и потребностей личности). Однако проблема ресоциализации, как отмечалось, за­ключается в том, что “бичи”, как правило, - люди с разрушенной систе­мой социальных связей и потребностей.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]