Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Сканирующая зондовая микроскопия диссертация

.pdf
Скачиваний:
62
Добавлен:
31.03.2015
Размер:
28.16 Mб
Скачать

СТМ-изображения тест-системы на основе коллоидных частиц и поверхности HOPG, полученные с использованием зонда, заостренного переменнотоковым методом при напряжении 32 В. Радиус кривизны полученного острия составляет примерно 35–40 нм (высота частицы 15 нм, ширина частицы 88 нм). При этом с высокой четкостью визуализируются как атомарные ступени золота (рис. 116б), так и ступеньки на поверхности HOPG (рис. 116в). Перепад высот на вольтвысотной зависимости также не превышает 2 нм (рис. 116г) (примерно столько же, сколько удается получить с использованием платино-иридиевых зондов). Все это указывает на отсутствие в зазоре посторонних веществ. Таким образом, на поверхность острия, получаемого переменнотоковым травлением в этих условиях, практически отсутствует слой оксидов. Специальный статистический анализ выхода высококачественных зондов при травлении не проводился. При травлении в оптимальных условиях (напряжение около 32 В) практически все зонды имеют радиус кривизны острия менее 100 нм. Тем не менее, при использовании поликристаллической вольфрамовой проволоки профиль кончика (его округлость, симметричность) значительно изменяются от зонда к зонду.

 

600

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

500

 

500

 

 

 

 

 

а

 

 

 

 

 

 

 

 

400

 

400

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

300

мА

300

 

 

 

 

 

 

мА

|i |,

 

 

 

 

 

 

 

| i |,

 

200

 

 

 

 

 

 

200

 

 

 

 

 

 

 

 

 

100

 

 

 

 

 

 

100

 

 

 

 

 

 

 

 

 

0

 

 

 

 

 

 

0

 

0

10

20

30

40

50

60

 

 

 

 

 

t, с

 

 

 

 

 

 

 

 

 

б

0

20

40

60

80

100

 

 

 

t, c

 

 

в

Рис. 114. Зависимость среднего тока от времени в ходе травления зондов при наложении переменного напряжения 30 В (а) и 32 В (б) в 1М КОН. Максимум на кривой отвечает появлению электрических разрядов между кончиком зонда и раствором на заключительных этапах травления. Зависимость мгновенного тока от времени на заключительных этапах травления (в) (анодному току отвечает положительная полярность).

151

Рис. 115. СТМ-изображения коллоидных частиц, полученные с использованием зондов, изготовленных из технического поликристаллического вольфрама путем переменнотокового травления в 1 М КОН при 18 (а) и 18.5 В (б).

а

б

 

-68.0

 

 

 

 

в

-68.5

 

 

 

г

 

-69.0

 

 

 

 

 

H, нм

 

 

 

 

 

-69.5

 

 

 

 

 

-70.0

 

 

 

 

 

-70.5

 

 

 

 

 

-1.0

-0.5

0.0

0.5

1.0

 

 

 

Uтун, В

 

 

Рис. 116. СТМ-изображения коллоидных частиц золота на поверхности Au(111) (а, б), поверхности HOPG (в) и вольтвысотные зависимости (г) на Au(111), зарегистрированные с использованием зондов, полученных переменнотоковым травлением при 32 В.

152

При переходе к постояннотоковому режиму (рис. 117), продолжительность травления в 3М КОН возрастает до 10–20 мин. и достигает одного часа в 1М КОН. В этом режиме удается получать зонды с радиусом кривизны острия менее 30 нм (см., например, рис. 118б). Однако из рис. 118 хорошо видно, что качество получаемых СТМизображений тест-системы значительно уступает тому, который удается достигнуть при использовании переменнотокового режима травления. Изображения сильно размыты, наблюдаются скачки и осцилляции, особенно вблизи коллоидных частиц. Атомарные ступени золота практически не видны, надежно подвести без втыкания такой зонд к поверхности HOPG не удается. Перепад высот на регистрируемых на золоте вольтвысотных зависимостях составляет около 10 нм (что неплохо согласуется с литературными данными). Все это однозначно указывает на присутствие на поверхности зонда оксидного слоя, толщина которого близка к 10 нм. Таким образом, несмотря на высокую остроту, использовать такие зонды для прецизионных измерений не представляется возможным. С учетом того, что при переменнотоковом травлении, образования толстого слоя оксида не наблюдается, была предпринята попытка очистки поверхности таких зондов путем кратковременной катодной поляризации в расплаве после окончания процесса электрополировки. Было показано, что лишь в небольшом количестве случаев (примерно 20%) наблюдается незначительное улучшение качества изображения, а перепад высота на вольтвысотных зависимостях уменьшается до 5–7 нм (рис. 119). Обработка в конц. HF в течение нескольких минут приводит к существенному снижению перепада высот на вольтвысотных зависимостях до 2–3 нм (рис. 120), что отвечает удалению большей части оксидного слоя. Тем не менее, лишь в небольшом количестве случаев удается получить СТМ-изображения, сравнимые по качеству с зарегистрированными с использованием зондов, полученных переменнотоковым травление (рис. 120б). Все это указывает на то, что удаление оксидного слоя происходит не полностью.

 

40

 

 

 

 

 

35

 

 

 

 

 

30

 

 

 

 

 

25

 

 

 

 

мА

20

 

 

 

 

I,

 

 

 

 

 

 

15

 

 

 

 

 

10

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

0

 

 

 

 

 

0

3

7

10

13

 

 

 

 

t, мин

 

Рис. 117. Зависимость тока от времени в ходе травления зонда при наложении постоянного напряжения 6 В в 3М КОН.

153

а

б

 

-50

 

 

 

 

 

-52

 

 

 

 

в

-54

 

 

 

г

 

-56

 

 

 

 

 

H, нм

 

 

 

 

 

-58

 

 

 

 

 

-60

 

 

 

 

 

-62

 

 

 

 

 

-64

 

 

 

 

 

-2

-1

0

1

2

 

 

 

Uтун, В

 

 

Рис. 118. СТМ-изображения коллоидных частиц золота на поверхности Au(111) (а, б, в) и вольтвысотные зависимости на Au(111) (г), зарегистрированные с использованием зондов, полученных постояннотоковым травлением.

 

-154

 

 

 

 

 

-155

 

 

 

 

а

-156

 

 

 

б

 

-157

 

 

 

 

 

H, нм

 

 

 

 

 

-158

 

 

 

 

 

-159

 

 

 

 

 

-160

 

 

 

 

 

-161

 

 

 

 

 

-1.0

-0.5

0.0

0.5

1.0

 

 

 

Uтун, В

 

 

Рис. 119. СТМ-изображения коллоидных частиц золота на поверхности Au(111) (а) и вольтвысотные зависимости на Au(111) (б), зарегистрированные с использованием зондов, полученных постояннотоковым травлением с последующей краткосрочной катодной поляризацией.

154

а

б

 

 

8.0

 

 

 

 

 

 

7.5

 

 

 

 

в

 

7.0

 

 

 

г

 

нм

6.5

 

 

 

 

 

H,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6.0

 

 

 

 

 

 

5.5

 

 

 

 

 

 

5.0

 

 

 

 

 

 

-1.0

-0.5

0.0

0.5

1.0

 

 

 

 

Uтун, В

 

 

Рис. 120. СТМ-изображения коллоидных частиц золота на поверхности Au(111) (а, б, в)

ивольтвысотные зависимости на Au(111) (г), зарегистрированные с использованием зондов, полученных постояннотоковым травлением с последующей выдержкой в

конц. HF в течение 3-6 мин.

Таким образом, для проведения рутинных научно-исследовательских работ в ex situ конфигурации можно использовать только зонды, полученные переменнотоковым травлением вольфрамовой проволоки. Несмотря на лучшую достижимую остроту, зонды, полученные в постояннотоковом режиме, неприменимы, так как формирующийся оксидный слой с поверхности зонда не удается надежно удалить при последующей химической или электрохимической обработке. Тем не менее, даже полученные в переменнотоковом режиме вольфрамовые зонды значительно уступают платиновым по своей стабильности: при увеличении напряжения в зазоре до ~1В (при анодной поляризации зонда) начинается его электрохимическое окисление, необратимая деградация острия (как правило, сопровождающаяся «втыканием» в поверхность), и получение качественных изображений становится невозможно. Диапазон рабочих напряжений, в которых может быть использован вольфрамовый зонд, не превышает 0.5В.

155

2.5.Электрохимический и молекулярный дизайн модифицированных зондов

Сиспользованием электрохимических подходов возможно не только изготовление высококачественных зондов для туннельной микроскопии, но и гибкое управляемое модифицирование поверхности острия. На этапе становления метода СТМ особое внимание уделялось, в частности, изучению процесса туннелирования в целом (особенно в не высоковакуумных конфигурациях). Как уже упоминалось в главе 1, одним из интересных объектов с этой точки зрения является двойной туннельный зазор образец/изолятор/наночастица или молекула/изолятор/зонд, в котором возможна реализация эффектов кулоновской блокады и резонансного туннелирования. В большинстве случаев указанная конфигурация конструируется путем иммобилизации наночастиц (молекул) на поверхности образца (рис. 7). Электрохимическое осаждение позволяет формировать ее путем последовательного осаждения нанометровых фрагментов разных фаз на поверхности зонда (рис. 121). Ожидалось, что в условиях резонансного туннелирования такой зонд не только может быть использован для изучения процесса туннельного переноса электрона, но и позволит обеспечить повышенную контрастность и качество рутинных топографических изображений.

Игла из Pt-Ir

Изолятор на основе полиакрилового полимера

Пленка полианилина

Металлический или полупроводниковый кластер

Рис. 121. Схематическое изображение зонда с двойным туннелированием.

При электросинтезе наноструктуры в качестве изолятора («второго зазора») выступала пленка проводящего полимера — полианилина (является изолятором в восстановленном состоянии). В качестве материала металлического кластера была выбрана медь. Зонд изготавливался из проволоки Pt-Ir (10%Ir, диаметр 0.5 мм) путем электрохимического переменнотокового травления в растворе 3 M KCN + 1 M KOH по методике [616, 663]. Затем на его поверхность электрофоретически наносился изолирующий

защитный слой акрилового полимера [664]. Проведение электрохимических измерений

156

на ультрамикроэлектроде, каковым и является изолированный зонд СТМ, требует использования нанопотенциостата, позволяющего измерять токи в доли наноампера. В этом качестве был использован самодельный бипотенциостат, который планировалось также использовать для СТМ исследований в in situ конфигурации. Некоторые технические характеристики этого бипотенциостата представлены в табл. 2. Для проведения потенциостатических и потенциодинамических измерений было разработано специализированное программное обеспечение. Все измерения проводились на воздухе (без деаэрирования раствора). Все потенциалы в данном разделе приведены в шкале нас.к.э.

Табл. 2. Технические характеристики бипотенциостата

Диапазоны регулирования/измерения потенциала

±10, ±5, ±2, ±1 В

Дискретность измерения/регулирования потенциала

5, 2.5, 1, 0.5 мВ

Диапазоны регулирования/измерения тока образца

10, 5, 2, 1, 0.5, 0.2, 0.1, 0.01 мА

Минимальная дискретность измерения тока образца

5 нА

Диапазоны регулирования/измерения тока зонда

1000, 100, 10 нА

Минимальная дискретность измерения тока зонда

5 пА

Развертка потенциала

квазилинейная (ступенчатая)

Измерения на ультрамикроэлектроде в сернокислом растворе (рис. 122) выявили протекание анодного процесса при потенциалах адсорбции кислорода, приводящего к появлению катодных пиков в водородной области. Аналогичные процессы наблюдались и на обычном платино-иридиевом электроде с полиакриловым покрытием. Поэтому они могут быть отнесены к редокс-превращениям органических веществ, входящих в состав изоляционного покрытия [664]. Грубая оценка рабочей площади электрода, выполненная по заряду адсорбции/десорбции водорода, приводит к величинам 10-5–10-4 см2.

Рис. 122. Стационарная поляризационная зависимость (1) и циклическая вольтамперограмма (2) измеренные на Pt-Ir ультрамикроэлектроде в 0.5 М H2SO4. Скорость развертки потенциала 16 мВ/с.

157

Осаждение полианилинового покрытия (рис. 123а) выполнялось в потенциодинамическом режиме (инициирование при 0.75–0.80 В, последующее циклирование в интервале потенциалов –0,2÷(0,6 или 0,7) В) в растворе 2M H2SO4 + 1M C6H5NH2. За исключением незначительных искажений, связанных с редокс-превращениями компонентов полиакрилового изолятора, форма регистрируемых вольтамперограмм типична для осаждения полианилина в таких условиях [665]. Циклические вольтамперограммы в фоновом растворе также типичны (рис. 123б). Низкие величины тока при катодных потенциалах и форму плато (нет увеличения тока при переходе к более отрицательным потенциалам, сравн. рис. 122) можно считать доказательством сплошности покрытия. Следует также отметить высокую стабильность покрытия в ходе циклирования и некоторое увеличение уровня шума на кривых при положительных потенциалах. Однозначная оценка толщины полимерной пленки на поверхности зонда невозможна из-за неравномерности осаждения вдоль поверхности. При наблюдении в оптический микроскоп хорошо видно, что осаждение преимущественно происходит на боковой поверхности зонда, а на его острие толщина полимерной пленки невелика. Согласно кулонометрическим оценкам, за время одного цикла происходит осаждение 2–10 монослоев полианилина.

 

40

 

10

 

 

 

20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

нА

30

 

8

 

 

а

 

 

 

 

 

б

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

 

I,

20

 

 

 

 

нА

10

 

3

 

 

 

 

 

 

4

 

 

I,

 

 

1

5

 

 

 

10

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

0

 

 

 

 

 

 

0

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

–10

0

0.2

0.4

0.6

0.8

–10

0

0.2

0.4

0.6

0.8

 

–0.2

–0.2

 

 

 

E, В (нас. к. э.)

 

 

 

 

E, В (нас. к. э.)

 

 

Рис. 123. Циклические вольтамперограммы, измеренные на Pt-Ir ультрамикроэлектроде в ходе осаждения полианилина в растворе 2M H2SO4 + 1M C6H5NH2 (а) и в фоновом растворе 0.5 М H2SO4 после осаждения (б). Цифрами показаны номера циклов.

Скорость развертки потенциала 16 мВ/с.

При использовании зондов с толстым полимерным покрытием (20–100 циклов осаждения) в конфигурации СТМ добиться появления туннельного тока не удается (механическая деформация пленки полимера препятствует приближению зонда к поверхности на необходимое расстояние). Этот факт также указывает на то, что при высыхании пленки полимера на воздухе она самопроизвольно переходит в непроводящее состояние, поэтому специальные меры по электрохимическому дедопированию покры-

тия не требуются. При достаточно тонком покрытии (не более 5–10 циклов осаждения, 158

в зависимости от качества изоляции кончика зонда) при подводе наблюдается появление туннельного тока и стабилизация петли обратной связи, однако при попытках сканирования происходит разрушение покрытия и втыкание зонда. Это указывает на сопоставимость толщин полимерной пленки и туннельного зазора в ex situ конфигурации, однако при подводе все-таки происходит механический контакт зонда с поверхностью, и при латеральном перемещении зонда пленка на острие разрушается.

Потенциал начала осаждения меди из раствора 0.5 M H2SO4 + 2 M CuSO4 практически совпадает с потенциалом перехода полианилина в непроводящее состояние. Поэтому для управляемого осаждения была выбрана двухимпульсная методика: нуклеация частиц меди при высоком перенапряжении (отвечает области непроводимости пленки полимера) и последующее доращивание покрытия при более положительных потенциалах (в области проводимости полианилина). Зарождение медных частиц в момент первичного импульса возможно благодаря тому, что переход полианилина в непроводящее состояние происходит не мгновенно и протекающего заряда достаточно для появления на внешней поверхности зародышей меди.

При проведении осаждения на ультрамикроэлектроде без полианилинового покрытия (рис. 124а,б) наблюдается резкий рост тока в ходе начального импульса и медленный рост в ходе второй ступени, отвечающий разрастанию покрытия. Такая форма транзиента тока типична для процессов осаждения металлов. При осаждении на модифицированный электрод (рис. 124в), даже при значительно больших перенапряжениях во время первого импульса, ток ничтожен, а при переходе к менее отрицательным потенциалам, наоборот, наблюдается быстрый рост тока, связанный с переходом полимера в проводящее состояние. Практически полное отсутствие тока на начальных этапах осаждения еще раз подтверждает выводы о сплошности получаемого полимерного покрытия.

В большинстве экспериментов кристаллы меди на поверхности острия доращивались до микронных размеров, с тем, чтобы иметь возможность непосредственного микроскопического контроля осаждения (с использованием оптического микроскопа). Затем, основная часть осадка растворялась в том же растворе анодно с кулонометрическим контролем (рис. 125). С учетом точности определения заряда в отсутствие деаэрирования можно утверждать, что размер остаточных кристаллитов меди не превышает 100 нм. Было показано, что даже при длительном выдерживании при анодных потенциалах не происходит полного удаления меди с поверхности полимера (кинетика нуклеации в ходе повторных осаждений меди существенно отличается от кинетики, наблюдаемой на исходной поверхности полимера). Возможно, на поверхности существуют небольшие участки, стабилизируюшие кластеры меди и подавляющие процесс ее растворения.

159

0

–200

I, нА

–400

 

0

 

 

 

б

I, нА

–200

 

 

 

 

–400

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

–600 0

0.1

0.2

0.3

0.4

 

 

 

t, мин

 

 

0

–20

–40

I, нА

–60

–80

a

–600

 

 

 

 

 

 

–100

 

 

 

 

 

 

 

0

2

4

t, мин

6

8

10

0

2

4

6

8

10

12

14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

t, мин

 

 

 

Рис. 124. Хронопотенциограммы двухступенчатого осаждения меди из раствора 0.5М H2SO4 + 2 M CuSO4 на Pt-Ir ультрамикроэлектрод без покрытия (а, б) и со слоем полианилина (в). Катодное перенапряжение при зарождении: 0,1 В (а,б) и 0.3В (в) и при доращивании: 0.01В (а,б) и 0.03В (в). Стрелкой показан момент перехода к второй ступени.

400

 

 

 

 

 

а

 

200

 

 

 

5000

300

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

б

 

 

 

 

 

 

 

150

 

 

 

4000

IнА,

 

 

 

 

 

 

мкКл

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

200

 

 

 

 

 

 

 

100

 

 

 

3000

 

 

 

 

 

 

 

,

 

 

 

 

100

 

 

 

 

 

 

Q

 

 

 

 

2000

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

0

 

 

 

 

 

 

 

50

 

 

 

1000

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

–10010

20

30

мин

40

50

60

 

0

 

30t, мин40

 

 

 

 

t,

 

 

 

 

10

20

50

60

Рис. 125. Хроноамперограмма растворения меди, осажденной на острие зонда с покрытием из полианилина (а) и кулонометрический баланс процессов осаждения / растворения (б). Избыточный заряд связан с процессами восстановления кислорода воздуха.

в

хыэффективн ислоЧ монослоев

Аналогичные гетероструктуры с полупроводниковым кластером на острие были получены путем анодного электроосаждения оксида таллия Tl2O3 из растворов солей одновалентного таллия). Этот процесс протекает при потенциалах, при которых полимер находится в проводящем состоянии, поэтому, в отличие от случая катодного осаждения меди, существенных отличий между осаждением на чистую металлическую поверхность и осаждением на слой полианилина обнаружено не было.

В отличие от острий только с полианилиновым покрытием, зонды Cu/полианилин/Pt-Ir и Tl2O3/полианилин/Pt-Ir демонстрируют устойчивое туннелирование в конфигурации ex situ СТМ и позволяют получать корректные СТМ изображения. Можно отметить лишь небольшое увеличение уровня шума на изображениях. Кроме того, было зафиксировано значимое увеличение наклонов вольтамперных зависимостей, по сравнению с обычными для немодифицированных платина-иридиевых зондов (для регистрации вольтамперных зависимостей в этих опытах использовалась

160