Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Alex_Fergyuson_Moya_avtobiografia

.pdf
Скачиваний:
19
Добавлен:
17.03.2015
Размер:
12.02 Mб
Скачать

когда-либо делал. Феноменальный успех! Поэтому я взял Брайана на работу. Он великолепно справлялся, стал ближе с игроками и проводил отличные тренировки. Кидд съездил в Италию, чтобы посмотреть на игры команд Серии А, и привез с собой частичку их философии.

Когда он решил уйти в 1998 году в «Блэкберн», я спросил его:

– Надеюсь, ты знаешь, что делаешь?

Если помощники уходят, они все время пытаются выяснить мое мнение:

– Что ты об этом думаешь?

В случае с Арчи я не смог договориться с Мартином Эдвардсом, чтобы перекрыть предложение «Рейнджерс». Насчет же Брайана я не был уверен, подходит ли он на роль тренера.

Что до Стива МакКларена - он идеально подходил для работы тренером, в нем у меня не было сомнений. Я сказал Стиву, что важнее всего ему найти подходящий клуб и подходящего председателя правления. Безусловно, это главное. Его хотели заполучить «Вест Хэм» и «Саутгемптон», но совершенно из ниоткуда появилось предложение от Стива Гибсона, председателя «Мидлсбро». Мой совет был таков: «Соглашайся».Брайан Робсон, несмотря на увольнение, хорошо отозвался о Стиве Гибсоне как о молодом и энергичном человеке, всегда готовом вложить свои деньги в клуб. У них была отличная тренировочная база.

– Это работа для тебя, – сказал я Стиву.

Организованный, крепкий и находящийся в постоянном поиске новых идей - Стив был создан для работы тренером. Он находился в постоянном движении и был заряжен положительной энергией.

Карлуш Кейруш, еще один из моих помощников, был блестящим работником. Просто великолепным. Выдающийся человек! Он умен и скрупулезен, его мне посоветовал нанять Энди Роксбург, когда мы начали искать игроков из южного полушария и присматривали тренера не из северной Европы, знающего парочку языков. Энди оказался прав - Кейруш был незауряден. Он тренировал в Южной Африке, поэтому я позвонил Квинтону Форчуну, чтобы поинтересоваться его мнением.

Он очень хорош, – ответил Квинтон.

Насколько?

На 100%.

«Отлично, – подумал я. – Мне этого хватит».

41

Когда Карлуш прилетел в Англию в 2002 году, чтобы все обсудить, я ждал его после тренировки в своем спортивном костюме. Карлуш же был безупречно одет - есть в нем какая-то обходительность.

Он был впечатлен тем, что я сразу предложил ему работу. Кейруш был ближе всех к тому, чтобы называться исполняющим обязанности главного тренера «Манчестер Юнайтед» - не хватало только таблички с выгравированной должностью. Карлуш взял на себя много того, что даже не входило в его обязанности.

Мне нужно поговорить с вами, – позвонил он мне однажды, пока я отдыхал на юге Франции в 2003 году.

«Что стряслось? Что это вообще было?»

Мне просто нужно с вами поговорить, - повторил он.

Карлуш прилетел в Ниццу, а я заказал такси до аэропорта, где мы нашли с ним укромный уголок.

Мне предложили работу в мадридском «Реале», – выложил он.

Я скажу тебе только две вещи. Первое - у тебя не получится отказаться, второе - ты покидаешь по-настоящему хороший клуб. Ты можешь не протянуть и года в «Реале», а в «Юнайтед» сможешь остаться на всю жизнь.

Я знаю, – ответил Карлуш. – Мне лишь кажется, что это серьезный вызов для меня.

Карлуш, я не имею права тебя сейчас отговаривать. Если начну, а через год «сливочные» выиграют Лигу Чемпионов, ты скажешь мне, что мог быть там. Все, что я могу сказать - эта работа настоящий кошмар.

Уже через три месяца Карлуш хотел уйти из «Реала», но я сказал, что он не должен этого делать. Я полетел в Испанию, где мы встретились в его апартаментах за обедом, и сказал ему, что он не может просто так взять и уйти, пусть доведет начатое до конца, и в следующем сезоне возвращается ко мне.

42

Втом году я не нанимал ассистента, так как был уверен, что Карлуш вернется. В мой штаб вошли Джим Райан и Майк Фелан, двое отличных ребят, но не хотел пока никого назначать на должность главного помощника. Я провел собеседование с Мартином Йолом за неделю (или около того) до звонка Карлуша. Мартин меня впечатлил, и я склонялся к тому, чтобы предложить ему работу, но потом позвонил Кейрош, и мне пришлось извиняться:

– Я решил повременить с назначением на эту должность. Тогда я не мог рассказать Йолу, почему.

Ассистент главного тренера в «Манчестер Юнайтед» - это престижная должность. Это как авансцена в театре. Во второй раз Карлуш ушел в 2008 году, когда в его душе заиграла тоска по родине, поэтому я могу принять причину его отъезда в Португалию. Но он был великолепен. В нем были все качества, необходимые будущему главному тренеру «Юнайтед». Да, он эмоционален, но среди всех, с кем я работал, Кейруш был несомненно лучшим. Он прямолинеен, может подойти и выложить все начистоту - «мне не нравится то-то и то-то». Кейруш - ротвейлер44 . Он заходил в мой кабинет и говорил, что нам нужно сделать «вот это» и чертил схемы на доске.

– Хорошо, Карлуш, так и сделаем, – отвечал я, думая про себя: «Вообще-то я сейчас занят».

Но это отличное качество - стремление добиться своего.

Втот год, когда я решил отложить свою отставку, в команде был

очень сильный состав, несмотря на то, что мы потеряли Петера Шмейхеля и Дениса Ирвина. Что за игрок был этот Ирвин! «Восемь из десяти тренеров выбирают Дениса!»45 Проворный и шустрый - он быстро соображал и никогда не подводил. Никто в прессе и слова не мог про него

плохого

написать.

В

одной

из

игр

с «Арсеналом» Ирвин

позволил Бергкампу забить в

концовке

матча, и

в газетах написали:

«Разочарование от Дениса». Я отвечал тогда, что он был со мной почти девять лет и за все это время не допустил ни одной ошибки, так что можно простить ему эту.

Самая непростая ситуация была на позиции вратаря. С той самой минуты, как Шмейхель ушел в лиссабонский «Спортинг» в 1999 году - и «Юнайтед» упустил Ван дер Сара,- я записывал случайные цифры в лотерейный билет, надеясь однажды сорвать джекпот. Раймонд Ван дер Гоув был потрясающим стабильным вратарем и стал очень лояльным и добросовестным тренером, но он не смог вырасти до основного кипера.Марк Боснич, по моему мнению, был ужасно непрофессионален, о

44Ротвейлер - порода собак с чрезвычайно устойчивым сильным характером. Ротвейлеры очень любят работать, они выносливы, энергичны и полны сил. Они преданные защитники и сделают все, чтобы уберечь хозяина.

45Производное от известного слогана - «Восемь из десяти котов выбирают «Вискас». В Великобритании существует телевизионное шоу «Восемь из десяти котов», основу вопросов которого составляют статистические данные и опросы.

43

чем нам следовало бы знать. Массимо Таиби просто не заиграл и вернулся в Италию, где у него вышло «перезапустить» свою карьеру. Фабьен Бартез побеждал в Чемпионате Мира, но, возможно, появление ребенка повлияло на его концентрацию, поэтому он стал чаще выбегать из ворот. Фабьен славный малый, хорошо действовал на ленточке и отбивал мячи, но если вратарь теряет концентрацию, у него начинаются проблемы.

Команда решила, что я скоро уйду, и сбавила обороты. Моя тактика всегда заключалась в том, что игроки должны быть на взводе, считать каждый матч вопросом жизни и смерти. Стремление к победе обязано присутствовать в каждом матче. Но я ослабил свое внимание, мои мысли витали совсем в других местах, и Алекс Фергюсон больше думал о том, кто его заменит. Это в человеческой натуре - расслабиться и сказать: «Меня здесь все равно не будет в следующем году».

«Юнайтед» привык к тому, что все строится вокруг меня, и было неясно, что же будет дальше. Это и было ошибкой. Я окончательно осознал все в октябре 2001 года. Той осенью меня настигло непреодолимое желание, чтобы сезон закончился. Я не наслаждался им и ругал себя: «Старый дурак, зачем ты вообще ввязался в это?»

На поле играл уже не тот «Юнайтед». Я начал сомневаться насчет своего будущего - куда я пойду и что буду делать - и понимал, что буду скучать по всепоглощающей работе в клубе.

Сезон 2001-2002 годов был не самым лучшим для «красных дьяволов». Мы финишировали третьими в Премьер-лиге и добрались до полуфинала Лиги Чемпионов, где проиграли леверкузенскому «Байеру», и в год, когда я так стремительно поменял свое решение, мы не выиграли ни одного трофея. И это после трех лет чемпионства подряд!

Все лето до этого мы потратили на подписание Руда ван Нистелроя и Хуана Себастьяна Верона. Также в клуб пришел Лоран Блан - после того, как я продал Яапа Стама, совершив ошибку, которую признал позже. Причина, почему я решил взять Блана, была в том, что нам нужен был игрок, который мог бы поговорить с молодыми игроками и передать им победный опыт. Начало сезона запомнилось тем, как Рой Кин швырнул мяч в Алана Ширера (и был удален) в проигранной игре «Ньюкаслу», 3:4, и нашей невероятной победой 5:3 над «Тоттенхэмом» 29 сентября 2001 года, когда мы совершили великолепный камбэк, пропустив в первой тайме от Дина Ричардса, Леса Фердинанда и Кристиана Циге.

44

Это очень приятное воспоминание. Игроки медленно шли в раздевалку, ожидая взбучки за три пропущенных гола, а вместо этого я произнес:

Хорошо, вот что я вам скажу. Вы забьете во втором тайме, а там посмотрим, куда это нас приведет. Мы должны сразу надавить на них и быстро отыграться.

Когда мы выходили на поле, Тедди Шерингем, капитан «Тоттенхэма», остановился и сказал своим:

Главное, не дать забить им быстрый гол.

Я навсегда это запомню - мы забили на первой же минуте второго

тайма.

«Шпоры» сдулись, а «дьяволы» понеслись вперед. У нас было еще 44 минуты, и мы успели забить 4 мяча. Просто невероятно! Беспомощность «Тоттенхэма» добавила в этот матч больше блеска, чем, скажем, было в отыгрыше пяти мячей с «Уимблдоном». Победа над прекрасным футбольным клубом в такой манере имела исторические последствия. Стоило видеть нашу раздевалку после этого: футболисты крутили головами, не веря в то, что они сейчас сделали. Слова Тедди показали, как мы пугаем своих противников ответными голами. Существовало мнение (которое мы всячески поощряли), что гол в наши ворота служит приглашением для ужасной мести. Большинство команд не могло и вздохнуть спокойно в играх против нас. Они все время ждали от нас контратак.

Во время игр я постукивал по своим часам, чтобы запугать другие команды, а не приободрить свою. Если хотите краткое описание моей работы в «Манчестер Юнайтед», я расскажу вам про последнюю пятнадцатиминутку. Порой это было жутковато и неестественно – казалось, сетка просто засасывает мячи! Часто соперники будто догадывались, что их сотрут в порошок, а моя команда верила в победный гол. Это не всегда

45

происходило, но «Юнайтед» мечтает только о победе. Это отличное качество.

Я люблю рисковать. Моя установка такова - не паникуй и будь терпеливым до последних 15 минут, а после можешь дать волю эмоциям.

В одной из кубковых игр с «Уимблдоном», Шмейхель вышел из ворот, и последними в центре поля остались Денис Ирвин и Джон Фашану. Шмейхель не возвращался во вратарскую минуты две. «Уимблдон» забросил мяч на Фашану, но крошечный Денис умудрился первым допрыгнуть до мяча и снова отправил его в чужую штрафную площадь. Прекрасное зрелище.

Петер был смельчаком. Он и Фабьен любили выйти вперед. Бартез отлично играл в поле, правда считал, что лучше, чем есть на самом деле. Во время нашего турне в Таиланд, он выпрашивал выпустить его в качестве полевого игрока, и я разрешил ему это сделать во втором тайме. Остальные игроки выбивали мячи на угловые, и Бартез скоро совсем измотался, пытаясь допрыгнуть до подачи.

Ни одна команда не могла выйти на газон «Олд Траффорд», уверенная, что «Манчестер» проиграет. Не было никаких шансов на то, что «Юнайтед» будет деморализован. Даже ведя со счетом 1:0 или 2:1, тренер противников знал, что остаются последние 15 минут, в течение которых мы достанем мяч из-под земли. Над гостевой скамейкой всегда витал страх. Безжалостно атакуя и толкаясь в штрафной, мы как бы спрашивали: «Сможете удержать победу?»

Действуя на пике наших сил, мы испытываем команду противника. И они это знали. Любая трещина в моральном духе соперников - и им

46

крышка. Это не всегда удается, но когда все же получается - ничто не может сравниться с удовольствием от волевой победы. Риск - дело благородное.

Нам очень редко забивали, выходя из обороны во время нашего финального штурма. Так мы проиграли «Ливерпулю», когда Люк Чадвик бежал назад и был странным образом удален. Все остальные игроки были в штрафной, поэтому я до сих пор не понимаю, как такое могло произойти. Против нас соперники предпочитают защищаться почти всем составом, поэтому им сложновато потом выйти со своей половины поля.

В перерыве игры со «шпорами» мы выглядели подавленными. Но как я сказал в конце сезона: «Во время кризиса нужно просто успокоить людей». Чтобы победить в этой игре, мы забили 5 мячей, два последних из них на счету Верона и Бекхэма. Но, несмотря на это, у нас все равно оставалась проблема с вратарской позицией. В октябре Фабьен Бартез допустил две глупейшие ошибки. Мы проиграли дома 1:2 «Болтону» и 1:3 в Ливерпуле, где Фабьен решил отбить мяч кулаком, но промахнулся. 25 ноября в матче с «Арсеналом» наш французский вратарь отдал пас прямо Тьерри Анри, который, естественно, забил. Через некоторое время он устремился к мячу, но не зафиксировал его. Снова Анри был тут как тут.

Декабрь 2001 года начался не лучше, потому что мы проиграли «Челси» 0:3. Это было уже пятое поражение в четырнадцати проведенных играх. Но после такого кошмара дела стали налаживаться: Уле Гуннар Сульшеробрел взаимодействие с ван Нистелроем (Энди Коул собирался уходить в «Блэкберн» в январе), и в новом 2002 году мы начали подниматься на верх турнирной таблицы. В победном матче с «Роверс» со счетом 2:1 Руд забил десятый раз подряд.

К концу января мы были на первом месте с отрывом в 4 очка, а в феврале я объявил, что не покину пост главного тренера.

Как только я разъяснил ситуацию со своей отставкой, команда стала играть еще лучше. Мы выиграли 13 игр из 15. Я отчаянно хотел выйти в финал Лиги Чемпионов, был настолько уверен в этом, что даже забронировал номер в отеле. Я пытался не придавать финалу большого значения, но все же загорелся идеей вывести команду на «Хэмпден Парк».

В полуфинале с «Байером» были отбиты три наших удара в створ, и мы вылетели по правилу выездного гола с общей ничьей 3:3. На «Олд Траффорд» забили Михаэль Баллак и Оливер Нойвилль. Еще в составе «аспириновых» был молодой Димитар Бербатов, который потом перешел к нам от «шпор».

Но, по крайней мере, у меня была работа. На Новый год, в день моего рождения, мы собрались всей семьей в отеле «Олдерли Эдж». Впервые за долгое время мы были все вместе - и Марк, прилетевший из Лондона, и Даррен, и Джейсон с Кэти. Все мятежники вновь сидели за одним столом.

47

Когда игрокам сообщили, что Фергюсон все-таки остается в клубе, я был готов ко всяким шуточкам. Сообщая горячую новость, нужно предполагать, что и сам обожжешься.

Райан Гиггз был особенно хорош в насмешках.

– Вот, черт! Не могу поверить, – воскликнул он. – Я же только что подписал новый контракт.

48

ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ. ПЕРЕЗАГРУЗКА

Начинался новый сезон 2002/2003, и я был полон энергии – словно в первый день на новой работе. Все сомнения, вызванные моим предполагаемым уходом на пенсию, были развеяны, и я готовился освежить команду после нашего первого сезона без единого трофея с 1998 года. Такие кардинальные перемены будоражили меня, но я знал, что в моем распоряжении есть крепкая основа, на которой можно выстроить новую команду победителей.

Период с 1995 по 2001 год был золотым: мы выиграли Премьер-лигу пять раз за шесть лет, а также одержали первую из моих двух побед в Лиге Чемпионов. В начале этого шестилетнего отрезка мы перевели в основную команду нескольких своих воспитанников: Дэвид Бекхэм, Гари Невилл и Пол Скоулз стали регулярно выходить в стартовом составе, несмотря на поражение в первом же матче 1:3 от «Астон Виллы». После той игры Алан Хансен заявил в прямом эфире: «Вы ничего не сможете выиграть с детьми».

После трех подряд побед в Премьер-лиге, мы допустили ошибку, отпустив Яапа Стама. Я посчитал шестнадцать с половиной миллионов фунтов отличной ценой. Также я предполагал, что он не вернется в свою лучшую форму после операции на ахилле. Но я ошибался. Сейчас у меня есть возможность раз и навсегда закрыть все домыслы насчет того, что его спорная автобиография как-то повлияла на решение о трансфере, хотя признаюсь – разговаривал с ним сразу после выхода книги в свет. В ней он обвинил меня в переговорах с ним в обход его тогдашнего клуба «ПСВ».

Чем ты думал? – спросил я, но это не сыграло никакой роли в моем решении.

Вскоре после этой истории агент рассказал мне, что на связь выходили представители «Ромы». Они предлагали за Яапа двенадцать миллионов фунтов.

Не интересует! – ответил я.

49

Еще через неделю мы получили запрос от «Лацио». Мне попрежнему было не интересно, пока цена вопроса не выросла до шестнадцати с половиной миллионов фунтов. На тот момент Яапу было 30 лет, и, напомню, мы были озабочены его восстановлением после травмы. В любом случае, это обернулось катастрофой. Разговор на заправке был уже агонией, ведь я знал, что он порядочный человек, которому нравится играть за наш клуб, а болельщики так и вовсе души в нем не чаяли. Его продажа – одна из моих ошибок. Я пытался объясниться с ним на тренировке за два дня до закрытия трансферного окна. Позже, когда, наконец, смог до него дозвониться, он был на пути к дому. Равноудаленным от нас обоих местом была автозаправка сбоку от шоссе, и мы договорились встретиться на ней.

Я знал, что мы можем бесплатно подписать Лорана Блана – он всегда нравился мне, и нам следовало купить его намного раньше. Он был отлично сложен и хорош при выходе с мячом из обороны в атаку. Я рассчитывал, что его опыт поможет развиваться Джону О'Ши и Уэсли Брауну. Но ставка на это не оправдалась. Дать уйти Яапу было просчетом с моей стороны. Он закончил играть в возрасте 36 лет против нас в полуфинале Лиги Чемпионов46.

46 Здесь в воспоминания Алекса Фергюсона (или по недосмотру редактора) закралась ошибка. Действительно, «Манчестер Юнайтед» и «Милан» встречались в полуфинале Лиги чемпионов сезона 2006/2007, но Яап Стам ушел из «Милана» летом 2006 года.

Свою последнюю игру – за «Аякс» – Стам провел 20 октября 2007 года.

ВНИМАНИЕ! Редакция блога «My Autobiography» просит всех заинтересованных лиц помочь в поисках истины. Мы не хотим голословно обвинять САФа в склерозе, а его редактора – в близорукости. Если вы заметили ошибку в наших рассуждениях, просим незамедлительно сообщить основателю блога.

50

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]