Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

книги2 / 251

.pdf
Скачиваний:
0
Добавлен:
24.02.2024
Размер:
3.46 Mб
Скачать

Что мы понимаем под словом «идеал»?

Идеал — образ совершенства, наиболее ценного и величественного, в культуре, искусстве, в отношениях между людьми, нравственное и абсолютное основание морального долга, критерий разделения добра и зла. Проблема идеала — это проблема исторически оптимального культурного соотношения индивидуальности и социальности, в контексте которого и возникают нормативный, нравственный, онтологический, религиозный и иные аспекты этого социокультурного феномена. Идеал — сложная категория, а потому требует синкретического подхода с привлечением фактов истории, философии, психологии, этики, эстетики, фольклористики, педагогики и литературы.

Категория «идеал» исторически сложилась в русле античной философии. Древняя Эллада с её демократизмом, гуманизмом культуры, устремлённостью к единой мировой гармонии создала тот феномен классического идеала прекрасного, которому человечество не перестаёт удивляться вот уже более двух с половиной тысяч лет. Основными чертами древних греков стало чувство собственного достоинства, гордость за демократическое устройство полисов, свободолюбие, физическое совершенство, гармоническое единство с природой.

Ещё до Гераклита роль эстетического и нравственного начал в воспитании человека была отмечена Пифагором и его школой. Демокрит видел сущность прекрасного в разумном подходе человека к оценке окружающего его мира.

Попытки философского осмысления идеала были предприняты «первым теоретическим человеком» Древней Греции Сократом. Для Сократа критерий прекрасного — прежде всего целесообразность, неразделенность красоты и добра (калокагатия). Философ пришёл к выводу о божественном происхождении разума и красоты человека.

Платон указал на существование идеи красоты, которая значительно шире всех единичных проявлений прекрасного. В понимании древнегреческого философа, вечная, божественная идея красоты есть сущность

20

прекрасного. Категория «идеал» исторически сложилась и разрабатывалась в философии Платона. И хотя Платон не вводил в эстетику понятие «идеал», он по существу первым из философов Древней Греции заявил о действительной силе искусства и его воздействии на формирование нравственного начала в жизни людей. Древнегреческий философ одним из первых мыслите- лей-идеалистов разработал концепцию «разделения» мира на идеальный (совершенный) и реальный (несовершенный). Человек, в понимании Платона, несовершенное существо, непрерывно преодолевающее своё несовершенство именно путём обращения к ценностям, через них он формируется и совершенствуется. Стремясь к совершенству, человек создаёт себя в ценностях. К вечным и абсолютным общечеловеческим идеалам Платон относил добро, справедливость, умеренность, мужество.

Аристотель рассматривал идеал с материалистической точки зрения. Древнегреческий философ, изучая категорию прекрасного, определил основные её виды: «слаженность, соразмерность и определённость». Воплощение прекрасного он видел и в человеке, и в явлениях природы, и в животных, и в вещах. Аристотель одним из первых указал на роль идеала в воспитании. Отмечая единство волевой и разумной сторон души, он заявил о гармонии развития личности.

Аристотель развил учение о калокагатии — внутреннем единстве нравственного и эстетического начал в человеке. Философ считал, что в формировании идеала исключительную роль играет художественная культура как эстетический идеал, как модель целостного человека и гармоничного устройства жизни. Он одним из первых указал, что искусство, отражая действительность, не имеет самодовлеющей ценности и связано с нравственной жизнью людей и подчинено задачам

«усовершенствования в добродетели».

У Аристотеля находим кредо оценки личности:

«Природа дала человеку оружие — интеллектуальную и моральную силу, но он может пользоваться этим оружием и в обратную сторону; поэтому человек без нравственных устоев оказывается существом нече-

21

стивым и диким, низменным в своих половых и вкусовых инстинктах».

Впериод Средневековья окончательно вычленяется понятие «идеал», хотя принадлежит категории божественного. Основным критерием оценки искусства становится не «подражание» природе, как у древних греков,

а«духовное», «божественное», «идеальное».

Вотличие от Средневековья новое понимание сущности идеала характерно для эпохи Возрождения. Гармонично развитая, активная личность становится эстетическим идеалом эпохи Ренессанса. По мнению гуманистов, каждый человек наделён стремлением созерцать красоту.

Гуманистическая мысль эпохи Возрождения (Томмазо Кампанелла, Франсуа Рабле, Мишель Монтень, Витторио да Фельтре) утвердила свои воспитательные идеалы, цель которых — воспитание гармонически развитой личности. Томмазо Кампанелла представлял прекрасное как эстетически совершенное средство обучения.

Вэпоху классицизма в трактовке идеала философы обращаются к античности и в основу прекрасного ставят гармонию частного и целого. Классицисты выдвинули идею — с помощью искусства улучшить действительность. По их мнению, художник выбирает из природы самое совершенное, естественную красоту и пропускает её через свой чувственный опыт. Созданная идея становится идеалом и претворяется в художественное произведение, призванное очищать действительность от уродливого, случайного, грубого.

Воснову педагогических взглядов того времени легли характерные для эпохи гуманизм и жизнеутверждающий пафос. Ян Амос Коменский провозгласил, что человек — «совершеннейшее, прекраснейшее создание», «чудесный микрокосм». Великий педагог видел идеал не в абсолютном духе, а в человеке, прекрасном, совершенном.

Вэпоху Просвещения эстетический идеал соотносили с действительностью. Особая роль в разработке категории «идеал» принадлежит немецким просветителям.

22

И. Винкельман представлял идеал как цель и меру, Г.-Э. Лессинг называл идеал сочетанием личного и общественного, героического и человеческого, Д. Юм — нормой, которую помогут достичь произведения искусства. «Ничто так не совершенствует характер, как изучение прекрасного в поэзии, красноречии, музыке и живописи», — писал Юм.

Большинство исследователей сходятся в том, что проблема идеала в отчётливой форме была поставлена и подвергнута глубокому и всестороннему осмыслению лишь в немецкой классической философии, выработавшей то понимание этого феномена, которое вошло с тех пор в широкий обиход.

И. Кант «свой» идеал сопоставляет с платоновской «идеей», служащей не только его этимологической основой, но и сущностной характеристикой. Кант был убеждён, что идеалы обладают значительным потенциалом и играют существенную роль в человеческой деятельности. Философ не принимает платоновское толкование идей полностью и указывает на ряд существенных отличий своего понимания данного феномена. Согласно Канту, идеал как воображаемое (достигнутое в воображении) совершенство человеческого рода характеризуется полным и абсолютным преодолением всех противоречий между индивидом и обществом. В силу этого, по Канту, идеал принципиально недостижим и представляет собой только идею регулятивного порядка. Он указывает скорее направление на цель, чем создаёт образ самой цели. Философ считал, что только в искусстве идеал может быть осуществлён в виде образа — в форме прекрасного. Идеал и «прекрасное» становятся у Канта синонимами, и реальность идеала, по его мнению, допускается только в искусстве. Он сравнивал

идеал с горизонтом, которого человек никогда не сможет достичь, но без него утратил бы чувство перспективы в своём развитии.

Идеи Канта получили развитие в трудах Шиллера, Фихте, Шеллинга и немецких романтиков. В немецкой классической философии наиболее полно раскрытие и обоснование категории идеала представлено в эстетике Гегеля. Идеал становится у Гегеля реальным фактом,

23

образцом человеческого духа, бесконечно развивающимся через преодоление своих противоречий. Любая достигнутая ступень развития соответственно предстаёт как частично реализованный идеал. Осуществление идеала как «прекрасного» Гегель видит не в будущем, а в прошлом, в эпохе античного «царства прекрасной индивидуальности». В первой части своей эстетики он рассматривает «идею прекрасного в искусстве как идеал», а во второй её части, озаглавленной «Развитие идеала в особые формы прекрасного в искусстве», создаёт картину исторического движения искусства, связывая его с идеалом. Философ исследует произведения искусства как мир осуществлённой красоты и акцентируется на роли прекрасного в самом содержании искусства. Гегель рассматривал идеал и с воспитательной точки зрения. Философ писал о трудностях, с которыми встречается молодой человек, и когда не находит в ней на первых порах своего идеала, который «наполняет юношу чувством деятельной силы», то начинает видеть мир «распавшимся».

Фейербах попытался придать нравственному идеалу более реальный характер. Для него идеал — это цельный и образованный человек. Но и этот идеал оказался абстрактным призывом к моральному совершенствованию человека вообще.

В основу педагогической мысли рассматриваемой эпохи романтизма легли демократические идеалы швейцарского педагога-гуманиста И.Г. Песталоцци. Он сближает эстетический идеал с этическим. В «Памятной записке парижским друзьям о сущности и цели метода» он утверждал: «Только при помощи любви, признательности и доверия, при помощи очарования красоты, чувства гармонии и душевного покоя могу я как в физическом, так и в интеллектуальном и моральном отношениях достигнуть внутреннего равновесия».

Зигмунд Фрейд ввёл понятие «Я-идеал», что означало инстанцию социальных запретов и норм, которая позволяет человеку избежать чувства виновности и защищаться от инстинктивных импульсов. Ницше выдвинул идею Сверхчеловека как образец жизнеспособности индивида. Он наделил это понятие многими

24

достоинствами: Умом, Волей, Властью над собой, а главное — Творчеством.

Идеал по многим исследованиям входит в различные психологические понятия: направленность личности, жизненный план, отражённое «Я», самопознание, «Я-концепция» и др. В целостной концепции человека идеал выступает то как мировой дух, по Гегелю, или мировая воля, по Шопенгауэру, то как Сверхчеловек, по Ницше, то как образец идеального по разным философским концепциям: Космического Духа, Вселенского Ума, Источника Миров, Сущностного Божества, Владыки Любви и т.п.

Ни одна философская система Запада и Востока не обошлась без идеала как мерила духовности или образца совершенного. Этот факт свидетельствует о том, что идеал необходим во все времена, имеет большое значение в жизни человека; идеал надо исследовать, на него ориентировать труд и творчество, науку и искусство, образование и личностное самосовершенствование.

Необходимо вспомнить понимание природы идеала русскими демократами. По мнению В.Г. Белинского, источником идеалов является сама действительность:

«Идеалы скрываются в действительности; они — не произвольная игра фантазии, не выдумки, не мечты; и в то же время идеалы — не список с действительности, а угаданная умом и воспроизведённая фантазией возможность того или иного явления».

Русские демократы утверждали, что, рассматривая идеалы любой эпохи, можно судить о её характере, особенностях, уровне развития, а познакомиться с идеалами прошлого можно благодаря произведениям искусства, которое, по их мнению, должно выполнять «учительскую» функцию.

Основоположники диалектического материализма идеал рассматривали как общественно-историческое явление. Диалектический материализм исходит из того, что идеалы, сложившиеся в процессе исторического развития сознания и культуры, не зависят от индивидуального сознания, но вне деятельности человека, способного их воспринимать и созидать, существовать не могут.

25

Специфические особенности выражения действительности в идеале и его функционирование можно свести к следующему: идеал является высшей целью человеческих стремлений, духовным сосредоточением прошлого, настоящего и будущего; желаемого, действительного и должного; рационального содержания

имощного эмоционального заряда; познавательного и ценностного отношения к действительности. Как ценностная категория идеал выступает в качестве регулятора поведения и тесно связан с такими понятиями, как «цель», «интерес», «волевое стремление», «побудительный мотив».

Действовать по идеальным мотивам вне всякой зависимости от возможных внешних результатов составляет сущность и глубину нравственной воли человека. В этом и состоит практическое значение идеала. Идеал есть стимул и условие бесконечного развития, а не гарантия абсолютного совершенствования: возникает на стыке должного, желаемого и возможного. Должное определяет этические нормы, желаемое моделирует варианты реализации, возможное придаёт ему практический смысл и реальные черты. Становление человека происходит в процессе непрерывного движения от реального к идеальному. Согласно принципу историзма, являющемуся одним из величайших открытий философской мысли, никакой идеал не может быть создан однажды и на все времена. Содержание идеала

иего качественное насыщение всегда носят временный

иконкретный характер. Культура всегда имеет дело с конкретными идеалами. При всей своей недостижимости тот или иной идеал исторически длительное время позволял так или иначе осуществлять культурную реальность. Идеалы — это высшие гуманистические цели, они отодвинуты во времени, рассчитаны на долгосрочное действие и достижение.

Категория «идеал» всегда была не только в центре философской, но и педагогической мысли. Роль идеалов в процессе обучения рассматривал в своих трудах Н.И. Пирогов. К идеалам как духовным ориентирам, «маякам» в деле нравственного становления личности

26

он относил идею защиты Русской земли и гордости за её величие.

Педагог, философ, гуманист, К.Д. Ушинский, проанализировав истоки национального педагогического самосознания, национальной педагогической мысли, народного идеала человека, главным недостатком отечественного образования назвал отсутствие знаний о том, что всего ближе русскому человеку: о своей Родине и обо всём, что к ней относится. Им было введено понятие «народная педагогика», под которым философ, гуманист имел в виду идею народности, начало которой положили славянофилы 30-50-х годов XIX века, считавшие, что народность включает в себя не только религию (православие), но и всю систему воспитания. Именно они заметили, что православие и традиции крестьянской общины оказывали влияние на формирование некоторых черт национального характера, таких как братское отношение к другим людям, приоритет высших духовных ценностей, отсутствие культа земных благ, совестливость. Впоследствии К.Д. Ушинский рассмотрит именно эти черты как основу народного нравственного потенциала. Под «народностью» педагог понимал своеобразие каждого народа, обусловленное его историческими, географическими, природными условиями. Он подчёркивал, что у каждого народа своя особая национальная система воспитания, требующая глубокого изучения. К.Д. Ушинский был одним из первых в отечественной педагогике, кто применил подход с позиций национальных ценностей образования к обоснованию педагогики как науки. В ряде педагогических статей: «О народности в общественном воспитании», «О нравственном элементе в русском воспитании» он убеждает в необходимости национального воспитания. Ушинский, исходя из принципа народности воспитания, который по существу является принципом связи школы с историей и жизнью народа, видел цель формирования высоконравственного человека в становлении богатого внутреннего мира на основе сохранения, развития и творческого заимствования духовных сокровищ родного народа и его «воспитательных идей». Под «воспитательными идеями» он понимал не

27

только народные предания, верования, обычаи, умонастроения, своеобразие и богатство родного языка, социально-психологические установки, но и уровень миропонимания, направленность мироощущения и самое главное — отношение данного народа к тем национальным и общечеловеческим ценностям, которыми в конечном счёте проверяется жизнеспособность образовательных идеалов.

Так, К.Д. Ушинский определил направление дальнейшего развития русской педагогики, а значит, и общей культуры народа.

Не вызывает сомнения, что культурные ценности всегда конкретны как по своему содержанию, так и по форме, отвлечённой культуры быть не может. Она всегда конкретно человеческая, национальная, индивидуально народная, но именно через национальную индивидуальность она поднимается до общечеловеческой культуры. В любом проявлении культуры, даже если оно носит общечеловеческий характер, непременно присутствуют и национальные элементы, а потому не может быть никакого противопоставления общечеловеческой и национальной культур. Более того, чем больше культура носит общечеловеческий характер, тем полнее она отражает специфические национальные черты. По этому поводу С.И. Гессен писал: «Нация тем более нация, чем больший вклад внесла она усилиями своих сынов в сокровищницу человеческой культуры. Национальное, оторванное от общечеловеческого, перестаёт быть самим собой, перестаёт быть национальным». Это даёт основание полагать, что общечеловеческое и национальное должны сосуществовать в органическом единстве как в культуре, так и в образовании, которое само по себе является одной из кардинальных приоритетных ценностей, причём ценностью одновременно как национальной, так и общечеловеческой.

С близких К.Д. Ушинскому позиций выступал В.П. Вахтерев. Он утверждал, что важным условием развития воспитания и образования является куль- турно-исторический уровень народа. Идея развития, согласно педагогической концепции В.П. Вахтерева, объединяет в себе кардинальные общечеловеческие

28

ценности: Истину, Добро, Красоту, а во главу угла иерархической системы образовательных приоритетов он поставил самоценность личности ребёнка, его познавательные интересы и запросы.

Видный педагог-просветитель В.Я. Стоюнин, опираясь на труды Н.И. Пирогова и К.Д. Ушинского, отстаивал идеалы воспитания человека-гражданина, развивал идеи гуманизации школы. Разделяя взгляды К.Д. Ушинского на определяющее значение принципа народности в воспитании, он считал, что образование должно быть тесно связано с характером и духом народа, с условиями его жизни и национальными особенностями.

По убеждению В.Я. Стоюнина, школа обязана пробудить духовные силы молодёжи к созданию идеала, сочетающего в себе «бескорыстную любовь к истине, правде, добру и прекрасному и стремление к ним». Целью образования учёный считал идеал просвещённого человека, способного через научные познания развить в себе «высшие понятия, которые определяют человеческую жизнь в её отношениях ко всему окружающему, то есть к природе и обществу».

В.П. Острогорский давал идеалу в воспитании такое толкование: «чувство собственного достоинства, благородное самолюбие, уважение к личности всякого другого человека при нравственной требовательности к самому себе, честность и любовь к людям, служение по мере сил своей семье, обществу, родине, человечеству, стремление к самосовершенствованию…»

Приоритеты отечественного образования развивал П.Ф. Каптерев, который так же, как и К.Г. Ушинский, считал, что ребёнка нужно воспитывать в соответствии с отечественными идеалами. Учёный создал уникальную педагогическую систему, сущность которой была определена так: «всестороннее усовершенствование личности на почве её органического саморазвития и в мере её сил сообразно социальному идеалу».

В работе «Этюды по психологии народов» им была поставлена сложная проблема — о сочетании национального и общечеловеческого в формировании мировоззрения личности. Считая общечеловеческие ценности

29

Соседние файлы в папке книги2