Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

книги2 / 251

.pdf
Скачиваний:
0
Добавлен:
24.02.2024
Размер:
3.46 Mб
Скачать

толкования семантической части, как раскол — раздвоение, другое — выдвигает связь корня с расколом — раскольничеством, одержимостью одной мыслью, фанатизмом. (Не случайно Порфирий Петрович называет Раскольникова “мономаном”)».

III. Толкование имени героя С.В. Беловым.

Интересное толкование даёт литературовед С.В. Белов:

Раскольников (раскалывает) породившую (Родион — родной) его мать землю, его Родину Романовых (отчество героя). И получается: Раскол Родины Романовых.

По канонам ортодоксального православия душа дана Богом единая, и если она раскалывается, двоится, Богу она не принадлежит, ибо расколотая душа разрушается и умирает.

Душа Раскольникова расколота на две части.

В чём эта «расколотость», «раздвоенность» выражается?

Почему Раскольников не может вынести страданий детей и животных, но в то же время не верит в людей и презирает их?

Почему Раскольников, отдающий последние деньги сиротам, считает себя вправе убивать?

Почему теорию Раскольникова Достоевский называет антихристианской? (Именно в этой теории Гитлер видел предтечу ницшеанской философии.)

Примечание: Идея, не служащая народу, не может быть христианской. Поступать по-христиански значит служить всему народу — это позиция Достоевского.

Почему Порфирий Петрович, прочитав статьи Раскольникова о делении людей на два разряда, понял,

что автор её — потенциальный убийца?

Помимо внешнего влияния (философии Мальтуса

оделении людей на «грязных» и «чистых» и магнетизма личности Наполеона), какое внутреннее качество Раскольникова породило такую антигуманную теорию?

Его теория — страсть. А «страсть не соединяет, а разъединяет людей», утверждал Рене Жирар. Душа Раскольникова поражена гордостью. Это подтверждают другие персонажи романа.

90

«Сатанинская гордость». «Горд. Ужасно высоко себя ценит…» — говорит о нём Разумихин.

Вот как о грехе гордости пишет богослов Святой Иоанн Лествичник:

«Гордость есть отвержение Бога, бесовское изобретение, презрение человеков, матерь осуждения, исчадие похвал, знак бесплодия души, отгнание помощи Божьей, предтеча умоисступления, виновница падений, источник гнева, дверь лицемерия, твердыня бесов, грехов хранилище, причина немилосердия, неведение сострадания, бесчеловечный судья, противница Богу...»

Слова Лествичника очень важны для понимания происходящего с Раскольниковым: это — и отступление от Бога, и потеря связи с людьми, и немилосердие к близким, и истязание души героя…

Бог для Раскольникова — выдумка «твари дрожащей».

Забвение Бога Раскольниковым — гордыня ума, великий грех разума, который сдерживает только душа. (Разум Раскольникова борется с совестью.) Знаменательно, что слово «грех» на греческом языке означает «повреждение души».

Совершив преступление, чего больше всего он стыдится?

Совесть его замучила?

Нет, он стыдится своей человечности. Достоевский писал о себе: «Единый суд — моя со-

весть, то есть сидящий во мне Бог. Совесть без Бога есть ужас, она может заблудиться до самого безнравственного».

Бог и совесть для Достоевского — одно.

Почему, убив старушку-процентщицу, Раскольников говорит: «Не старуху я убил, я себя убил»?

Что, по мнению Раскольникова, он убил в себе?

А что, по мнению Ф.М. Достоевского?

Примечание:

«Человек для Достоевского — религиозное, священное, неприкосновенное существо. Он носит отблеск Творца своего, в нём есть лик Божий. Среди безысходного страдания, при виде гибнущих и готовых погибнуть, возмущается душа главного героя, и он решает-

91

ся переступить закон неприкосновенности человека. И тотчас же, как произошло это, началось мистическое взаимодействие между убившим, убитою и всеми окружающими людьми. Едва разбил он отражённый Лик Божий, правда, обезображенный носителем, — он почувствовал, как для него самого померк этот Лик и с ним вся природа.

Точно что-то переместилось в его душе, открылось всё в новом виде и закрылось то, что он знал прежде. Кажется, что отношения между ним и окружающими людьми сохранены, а между тем прерваны, а все отношения между убившим и убитою закончены, — между тем они продолжаются.

В этом разгадка глубочайшей тайны человеческой природы, великого и священного закона о непреступаемости человеческого существа, его абсолютности», — писал философ В.В. Розанов.

Разбив свой «лик Божий», Раскольников духовно умирает. И только чудо может его воскресить.

Воскреснуть, по Достоевскому, — преобразиться, стать человеком, живущим по Христовым заповедям, осознать Божественное в себе.

«Раскольников стоит между добрым и злым ангелами», — пишет К. Мочульский. Герой мечется между Свидригайловым, с которым они «одного поля ягоды», и Сонечкой Мармеладовой с её правдой.

Зададимся вопросом: «А возможно ли воскрешение Раскольникова?»

Потенциал воскресения героя заложен уже в названии произведения — «Преступление и наказание».

Преступление — переступание через юридические, правовые, социальные, нравственные законы, через ветхозаветные заповеди: «Не убий!», «Возлюби ближнего своего!», «Не укради!», переступание через себя, через свою душу, которую В. Розанов называет «мистическим узлом».

Наказание (по словарю Срезневского) на древнерусском языке означало обучение, наука, указ, наказ.

У Достоевского слово «наказание» приобретает вселенский смысл, несёт в себе идею восстановления, вос-

92

крешения. Это уже не юридическая акция, не юридическое понятие.

Это деяние, отражающее Закон мира, мира — общины, в конечном счёте, Мира Целого, возвращение преступившего законы мира через духовное воскрешение к Миру.

Понятие наказания несёт у Достоевского и глубоко обобщённую идею восстановления, воскрешения. Совесть, загнанная в подполье, приходит к нему во сне. А сон есть, по учению Зигмунда Фрейда, трансформированная совесть. Рассудок спит, и только в бессознательном состоянии приходит к Раскольникову совесть.

Если не совесть, что же побеждает доводы рассудка Раскольникова?

Почему, измученный неразрешимыми вопросами, он обращается не к Порфирию Петровичу, олицетворяющему юридическое начало в романе. Вспомним этимологию:

Порфирий — порфира — царская одежда; Петрович — первая российская династия.

Родион приходит за спасением к Соне? Символична этимология имени героини: её имя греческое и означает «Божественная мудрость». А кротость у Достоевского связана с нравственными идеалами христианства.

Что символизирует в романе Соня? Ожесточённые люди, у которых один нравственный

критерий — эгоизм, обращаются к кротким, чтобы сохранить своё нравственное начало.

«Вечная Сонечка, пока, мир стоит…»

• А способна ли кротость переделать мир? «—Жить-то как будешь? — Жить-то с кем будешь?» —

спрашивает Соня Раскольникова, имея в виду «жить нравственно». Соня — вечная жертва во имя счастья близких и любимых.

В романе Соня — воплощённое страдание, принёсшая, по мнению Раскольникова, напрасную жертву. А по христианской концепции Достоевского, мера страдания определяет меру истины. Больше пострадал — ближе к истине. Самое высшее страдание, по Достоевскому, страдание напрасное.

93

Тема страдания постоянно присутствует на страницах романа (страдания Катерины Ивановны): «Уездили клячу…» («сон о лошадке», Миколка берёт на себя вину за убийство Алёны Ивановны и Лизаветы…).

На каторге Достоевскому приходит мысль, что страдания присущи русскому народу — богоискателю: в душе русский народ носит Бога; русский народ много пострадал, поэтому ближе к истине.

Соня — спасение для Раскольникова.

«Только одним, только через одного спасается другой. Другого пути нет» — вот главная идея романа «Преступление и наказание». Только в любви к ближнему, в преодолении индивидуализма, своекорыстия видел Достоевский залог того, что великая и столь дорогая его сердцу идея человеческого всеединства в христианском братстве может когда-нибудь осуществиться.

Один воплощает спасение через другого.

Как Соня спасает Раскольникова?

Что повлияло на решение Раскольникова сделать явку с повинной?

Почему чтение Евангельской притчи становится композиционным, философским, идейным центром романа?

Примечание (Библейская энциклопедия):

Лазарь. Господь воскресил его из мёртвых на четвёртый день после его смерти. Это величайшее чудо подтверждало полную власть и могущество Его над гробом

исмертью, которое через несколько дней всецело проявилось в Его собственном воскрешении из мёртвых.

При этом чудном и неоспоримом проявлении Божественной силы и власти иудеи пришли в такую ярость, что положили убить не только Иисуса, но и воскресшего Лазаря, так как вследствие означенного чуда многие уверовали в Бога.

Быть может, ни при одном случае не проявились в таком ярком свете и силе любовь, благость, величие и всемогущество Господа. Память о воскрешении Лазаря совершается церковью 17 октября.

94

Соне, блуднице, Достоевский вверяет Священную, Вечную книгу. Блудница и убийца склонились при слабом свете свечи над притчей о воскрешении Лазаря.

Этот значимый эпизод романа запечатлел художник Илья Глазунов. (Демонстрируется репродукция.)

Чтение творческой работы (эссе), посвящённой ключевой сцене романа «Преступление и наказание».

«Картина сразу приковывает, завораживает. В центре полотна мы видим две фигуры. Кажется, они одни на всём свете, вдвоём около спасительного огонька свечи. А вокруг страшная, топкая, слепая и глухая темнота. Чёрным туманом затянуто пространство, безответным, жестоким и пугающе равнодушным».

Мы не видим лица Раскольникова, только ещё более тёмный силуэт на общем фоне, но лицо его обращено к свету.

Огонь свечи так мал и незаметен, что кажется, тёплое сияние исходит от раскрытых страниц, и это свечение выхватывает из мрака лицо Сони. Тонкие, правильные и строгие черты.

Кажется, что это древняя святая, сама вышедшая из священных строк; быть может, Мария Магдалина… Ровный свет, разлитый по лицу, придаёт сходство

с иконописным ликом.

Соня и Евангелие охвачены светом, они выше этого мрака неразрешимых вопросов, бредовых идей, кошмара реальности. Липкая, удушающая тьма проходит мимо, не касаясь их.

Соня трепетно и нежно выписана художником, как и писателем. Её душа целостна и светла, не раздираема мучительными вопросами веры и безверия, назначения человеческого бытия, в её сердце живёт Христос. Ею восхищается Ф.М. Достоевский, человек, которого до конца жизни будет терзать вековечный вопрос».

«Весь закон бытия человеческого лишь в том, чтобы человек всегда мог преклониться перед безмерно великим», — писал Достоевский.

Не только к Богу, но и с Богом идёт Раскольников. Давая ему свой кипарисовый крестик, Соня просит его «дрожащим, робким голосом»: «Перекрестись, помолись

95

хоть раз…». После крестного знамения и наступает укрепление, дарованное животворящим крестом.

Теперь и слова нищей, которой герой даёт пятачок, звучат пророчески: «Сохрани тебя Бог».

Достойна пристального внимания работа Эрнста Неизвестного, подаренная в собственность Литературно-мемориальному музею Ф.М. Достоевского, «Между крестом и топором». (Демонстрируется репродукция.)

В художественной ткани романа обнаруживаются художественные детали, которые становятся символами, знамениями.

Во сне о забитой кляче и в сцене убийства старухи таким символом являлся топор. Кстати, старуху бьёт по голове обухом, острие направлено на Раскольникова. Польский театр предложил свою сценическую находку: во время убийства на сцене кромешная темнота, лишь поднятый вверх топор освещается красными прожекторами. У зрителя создавалось впечатление проливающейся крови.

Теперь, после встречи с Соней, после чтения Евангелия о воскрешении Лазаря, в Раскольникове зарождается готовность к спасительному подвигу самоочищения, воскрешения, возвращения к самому себе.

• Можно ли идею воскрешения назвать возвращением к старой жизни, идеей «реанимации»?

Ответить на этот вопрос поможет эпиграф к роману «Братья Карамазовы»: «Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, падши в землю, не умрёт, то останется одно; а если умрёт, то принесёт много плода» (Евангелие от Иоанна XII, 24).

Умирание зерна — преступление, совершаемое героем, является сюжетным центром романа Достоевского.

Только зерно (или новорождённая психика), которое умирает и заново оживает, может принести плод: раскрыть в себе положительную, плодотворную, моральную жизнь.

Совершив преступление, герой погружается в иррациональные глубины своей души, где только и возможна встреча с Богом.

96

Почему сцена явки с повинной в полицейскую контору не является ключевой в романе?

Действительно ли раскаялся главный герой в своём преступлении и осудил антигуманную свою теорию?

Разве явка с повинной является следствием состоявшегося воскрешения героя?

Зачем автору понадобился эпилог?

Кстати, экранизация романа, созданная Л. Кулиджановым, заканчивается именно явкой Раскольникова

вполицейскую контору.

Дайте оценку подобному финалу.

Соотнесите это с концепцией романа Достоевского. Вспомним художественный текст.

За полчаса до явки с повинной в полицию герой вос-

клицает: «О, если б я был один и никто не любил меня, и сам бы я никого никогда не любил? Не было бы всего этого». «О, если б я был один».

Альберт Эйнштейн заметил, что именно Достоевский разбивает все механические представления о границах добра и зла. Границы добра и зла — идейный пафос творчества Достоевского. Это центральный нравственно-философский вопрос в его творчестве. Любовь к людям переживается Раскольниковым, как бремя, как крест, от которого он безнадёжно пытается освободиться. Тогда бы не было ни преступления, ни угрызений совести.

Обретение нового смысла жизни — процесс сложный, сотканный из противоречий и сомнений. Как и главного героя, Достоевского раздражают противоречия. «Через большое горнило сомнений моя осанна прошла», — признавался Фёдор Михайлович. Осанна — спасение. «Я дитя века, дитя сомнения, неверия и упования на Христа», — писал он.

Идея христианского преображения человека России, мира стала главной идеей творчества Достоевского. Этим путём шли и Соня, и Раскольников. Этот путь через исповедь к покаянию и искуплению, обретения вечной истины и вековечного идеала прошёл Ф.М. Достоевский.

97

Эпилог романа полон величия и глубины. В первоначальном варианте романа читаем последнюю строку эпилога:

«Неисповедимы пути, которыми находит Бог человека». Впоследствии от этой фразы Достоевский отказывается. Почему?

Путь к Богу — не столбовая дорога, не исхоженная тропа! Этот путь нелёгок, проходит через «высокое горнило сомнений».

На каторге Раскольникова продолжает мучить «уязвлённая гордость».

«Совесть его не нашла никакой ужасной вины в его прошедшем, кроме разве простого промаху, который со всяким мог случиться».

«И хотя бы судьба послала ему раскаяние — жгучее раскаяние, разбивающее сердце. Но он не раскаивался в своём преступлении». «Совесть моя спокойна».

Каторжане «его не любили… стали под конец ненавидеть». Почему?

Спросим вместе с Достоевским: «Почему?» «— Ты безбожник! Ты в Бога не веруешь! — кричали

ему…» Арестанты готовы убить его даже во время боже-

ственной литургии в церкви.

И неразрешим был для него вопрос: почему все они так любили Соню. Каторжане воспринимают Соню как образ Богородицы. Соня становится покровительницей и помощницей, утешительницей и заступницей всего острога. «И когда она являлась, все снимали шапки, все кланялись». Называют и «матушкой»; «матерью»; любят, когда она им улыбается — род благословения — улыбка. И всё же истинной героиней эпилога является Соня, здесь — воплощённая икона «Споручница грешных». Вот что сообщает об иконе «Полный православный богословский энциклопедический словарь»: «“Споручница грешных” — икона Божьей Матери, именуемая так потому, что Богоматерь изображена на ней с Младенцем Христом, держащим обеими руками её правую руку. Этим пожатием руки Матери своей Он как бы заверяет Её, что всегда будет внимать её мольбам за грешников». Наименование иконы Божьей Матери «Споручница

98

грешных» служит выражением той благодатной любви её к грешному роду человеческому, которую Она проявляла во все времена.

Подобного отношения Раскольников не понимает, потому что он неверующий человек.

• Когда же произошёл перелом в сознании героя? Шла вторая седмица Великого поста, на которой

читают о грехах человека: о грехопадении и зависти Каина Авелю. И уже прямо обращённые к Родиону звучат слова Притч (4, 10-22): «Слушай, сын мой, и прими слова мои, — и умножатся лета жизни. Я указываю тебе пути мудрости, веду тебя по стезям прямым. Крепко держись наставления. Не ступай на стезю нечестивых и не ходи по путям злых, ибо они едят хлеб беззакония и пьют вино хищения. Стезя праведных — как светило лучезарное.

Путь же беззаконных — как тьма; они не знают, обо что споткнутся. Сын мой, словам моим внимай; храни их внутри сердца твоего, потому что они жизнь для того, кто нашёл их…».

Раскольников «…предчувствовал в себе и убеждениях своих глубокую ложь. Он не понимал, что это предчувствие может быть предвестником будущего перелома в жизни его, будущего воскресения его, будущего нового взгляда на жизнь».

После болезни с ним происходит перемена. Во время болезни он видит сон: это зашифрованная 24-я глава Евангелия от Матфея и главы 8—17 Апокалипсиса — Откровения Иоанна Богослова.

Ему грезилось в болезни, будто весь мир осуждён в жертву какой-то страшной, неслыханной и невиданной моровой язве… Люди убивали друг друга? Может, тогда Раскольников понял всю опасность своей антихристианской теории?

«Никогда, никогда люди не считали себя так умными и непоколебимыми в истине, как считали заражённые…». «Спастись во всём мире могли только… предназначенные начать… новую жизнь».

«Претерпевшие дни до конца спасения», такими претерпевшими до конца в эпилоге романа оказываются и Раскольников, и Соня.

99

Соседние файлы в папке книги2