Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Ландшафтоведение Исаченко А.Г.pdf
Скачиваний:
1494
Добавлен:
12.02.2015
Размер:
5.33 Mб
Скачать

Рис. 1. Схема иерархии геосистем

географическому районированию, т. е. к системе высших региональных комплексов, уже имея к этому предпосылки как «сверху», так и «снизу». Обсуждение теоретических проблем ландшафтоведения завершается важным разделом, посвященным взаимоотношениям между человеческим обществом и его природной средой, которая трактуется с позиций ландшафтоведения как организованная совокупность геосистем.

Ландшафтоведение среди наук, его методологическое и практическое значение. Ландшафтоведение как часть физической географии входит в систему физико-географических наук и, можно сказать, составляет ядро этой системы. Естественно, что между ландшафтоведением и частными физикогеографическими науками, которые имеют дело с различными компонентами геосистем, т. е. геоморфологией, климатологией, гидрологией, почвоведением и биогеографией, существуют тесные связи. Каждая из этих наук внесла определенный вклад в развитие ландшафтоведения — соответственно специфической роли данного компонента в формировании географического комплекса. Однако это не означает, что связи эти имеют односторонний характер. По мере развития идеи природного территориального комплекса эта идея приобретала все большее методологическое значение для всей системы физико-географических наук, она легла в основу ландшафтного подхода к изучению отдельных компонентов. В сущности именно ландшафтный подход, требующий изучать климат, почвы и другие компоненты как структурные части природного географического комплекса, объединяет все частные географические науки в единую систему.

Помимо собственно географических дисциплин к ландшафтоведению близки.другие науки о Земле, в особенности геология, а также геофизика и геохимия. На стыке ландшафтоведения с геохимией и геофизикой возникли новые отрасли науки — геохимия ландшафта и геофизика ландшафта. Первая имеет дело с миграцией химических элементов в ландшафте и сложилась в развитую научную дисциплину, имеющую большое самостоятельное научное и прикладное значение. С ландшафтоведением у геохимии ландшафта имеется большая сфера перекрытия в части изучения одного из важных звеньев функционирования геосистемы, а именно ее геохимического «механизма». Геофизика ландшафта призвана исследовать физические «механизмы» геосистем, включая их энергетику. Эта отрасль науки пока еще находится в стадии становления, и содержание ее не вполне определилось.

Специфика объекта ландшафтоведения (и физической географии в целом) требует прочной опоры на фундаментальные природные законы, установленные физикой, химией, биологией. Связующими звеньями между этими науками и физической географией служат геофизика ландшафта, геохимия ландшафта и биогеоценология, которую по аналогии можно было бы назвать биотикой или биологией ландшафта. Она исследует связи сообществ организмов со средой, биологический метаболизм в геосистемах, биологическую продуктивность, и ее задачи во многом перекрываются с задачами

ландшафтоведения. Вместе с тем биогеоценология по своему содержанию и задачам очень близка к экологии.

Вопрос о соотношениях географии и экологии в последние годы привлек особое внимание географов в связи с активным вторжением слова «экология» в наШу жизнь и явным соприкосновением целей и задач обеих наук. Со словами «экология» часто ассоциируются надежды на обуздание стихийного процесса деградации жизненной среды человечества. Экология всегда определялась как наука об условиях существования живых организмов и их связях со средой обитания 1. В центре внимания эколога — живые организмы и их сообщества; абиотическая среда рассматривается лишь в аспекте ее влияния на жизнь организмов. Экология была и остается биологической наукой. Одно из фундаментальных понятий современной экологии — экосистема как некоторое единство отдельного организма, популяции или сообщества и среды обитания. На первый взгляд может показаться, что экосистема тождественна геосистеме, и некоторые специалисты пытались поставить между ними знак равенства. В действительности между экосистемой и геосистемой существуют принципиальные различия. Экосистема, подобно геосистеме, включает биотические и абиотические компоненты природы, но при изучении экосистем рассматриваются лишь те связи, которые имеют отношение к организмам. Экосистема — биоцентрическая система, биота является ее «хозяином». В геосистеме же все компоненты равноправны и все взаимосвязи между ними подлежат изучению. Таким образом, геосистема охватывает значительно больше связей и отношений, чем экосистема (рис. 2). Экосистему можно рассматривать как систему частную (парциальную) по отношению к геосистеме.

Рис. 2. Простейшие модели экосистемы и геосистемы: 1 — экосистема, 2 — геосистема; А1, А2, А3 — абиотические компоненты, Б — биота. Линии обозначают межкомпонентные связи

1 См.: Одум Ю. Основы экологии. М., 1975. С. 9; Дажо Р. Основы экологии. М., 1975. С. 9.

20

Другое отличие экосистемы от геосистемы состоит в том, что она не имеет строгого объема, она как бы безразмерна. В качестве экосистем можно рассматривать и каплю воды, и дупло дерева, и какой-либо водоем, и «персональную» среду обитания отдельного индивида (например волка) вместе с «хозяином». При таком широком и неопределенном объеме некоторые категории экосистем территориально могут совпасть с геосистемами. Это прежде всего биогеоценоз как экосистема одного фитоценоза, совпадающая с фацией, и биосфера как экосистема всех живых организмов Земли, совпадающая с эпигеосферой. Но следует иметь в виду, что территориальное совпадение не означает смыслового, или понятийного, тождества. Так, биосфера, т. е. сфера жизни, отражает лишь частный, биоцентрический взгляд на географическую оболочку. Наличие жизни — важное, но не единственное специфическое качество этой оболочки.

Географический взгляд на природу шире, чем экологический, и это обстоятельство выдвигает географию, в особенности ландшафтоведение как ее наиболее синтетический раздел, на ведущую роль в разработке научных основ рационального использования, охраны и улучшения природной среды. Но это не должно служить основанием для противопоставления ландшафтоведения экологии. Существуют большие возможности для взаимного обогащения обеих их дисциплин научными достижениями, подходами и методами. Для ландшафтоведения, в частности, представляют большой интерес данные экологии по биологическому метаболизму, трофическим (пищевым) цепям, биологической продуктивности, тогда как выводы экологии приобрели бы большую конкретность и практическую значимость, если бы опирались на строгую географическую территориальную иерархию, на географокартографический метод и другие теоретические представления, подходы и методы, присущие географической науке.

Широкие и многосторонние связи ландшафтоведения с различными естественными науками сами по себе не обеспечивают успеха в познании столь сложных материальных объектов, какими являются геосистемы. Надежный путь к синтезу указывает передовая философская методология диалектического материализма.

География относится к наукам, которые изучают не отдельные формы движения материи, а, говоря словами Ф. Энгельса, ряд «связанных между собой и переходящих друг в друга форм движения» 1. Принципы диалектического материализма служат верными ориентирами при изучении сложнейших проблем, связанных с взаимоотношениями и взаимными переходами различных форм движения

1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 20. С. 564.

21

материи. Эти принципы позволяют разобраться в, казалось бы, неразрешимых противоречиях, которые при диалектико-материалистическом подходе выступают перед нами в нерасторжимом единстве. В качестве примеров можно сослаться на уже упоминавшиеся проблемы соотношения дифференциации и интеграции, устойчивости и изменчивости геосистем.

Для познания геосистем огромное методологическое значение имеет представление о движении как форме существования материи. Это представление не допускает статического подхода к объектам, изучаемым ландшафтоведением, и заставляет нас постоянно рассматривать их в движении, в развитии. Проблема развития геосистем не может быть решена без опоры на закон единства и борьбы противоположностей, без правильного понимания соотношений внутреннего и внешнего в процессе развития, без изучения процесса постепенного накопления количественных изменений и скачкообразного перехода количества в качество.

В дальнейшем при обсуждении конкретных вопросов ландшафтоведения нам не раз придется обращаться к принципам марксистского диалектического материализма. Добавим только, что материалы и выводы ландшафтоведения дают многочисленные и наглядные подтверждения универсальности диалектико-материалистической методологии и могут служить к ней прекрасными иллюстрациями.

Ландшафтоведение на протяжении всей своей истории было связано с практическими потребностями общества. Более того, именно общественные потребности на определенном этапе исторического развития, на рубеже XIX и ХХ вв., вызвали к жизни учение о ландшафте.

Социальная значимость ландшафтоведения особенно возрастает в современную эпоху научно-технической революции. Геосистемы в совокупности составляют жизненную среду человечества, они обладают экологическим и ресурсным потенциалом. Это значит, что именно они обеспечивают как все биологические потребности людей, так и необходимые энергетические и сырьевые источники для развития производства. От благополучия ландшафтов зависит бесперебойное воспроизводство таких жизненных ресурсов человечества, как свободный кислород, вода, почвенное плодородие и биомасса. Реальная угроза истощения и сокращения воспроизводства естественных ресурсов и вместе с тем ухудшение экологических качеств среды из-за ее. загрязнения промышленными отходами, сокращения площади лесов и т. д. со всей остротой поставили проблему рационального использования и охраны природной среды, ее оптимизации.

Исторический опыт человечества приводит к заключению, что разумное, научно обоснованное отношение общества к природной среде должно опираться на познание ландшафтов и геосистем дру-

22

гих порядков. Только физическая география осуществляет синтез знаний о природной среде человечества в ее единстве и разнообразии.

Ландшафтоведение накопило значительный опыт прикладных исследований в разных направлениях. Традиционные отрасли прикладного ландшафтоведения — агропроизводственное, лесохозяйственное, мелиоративное — восходят еще к началу нынешнего столетия. В последнее время сфера прикладного ландшафтоведения расширилась за счет исследований градостроительного, рекреационного, инженерного и комплексного территориально-планировочного профиля. Имеются все предпосылки для создания научных основ проектирования культурных ландшафтов и для непосредственного участия ландшафтоведа в самом процессе проектирования.