Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Черниловский З.М. ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА...docx
Скачиваний:
15
Добавлен:
23.11.2019
Размер:
1.03 Mб
Скачать

2. В том, что касается конституционного права, лейбористы провели две важных реформы: одну - в 1948-м, другую - в 1949 году.

Первая из них отменила двойной вотум, давно уже ставший притчей во языцех. Вторая сократила срок действия отлагательного вето палаты лордов (реформа 1911 г.) с двух лет до одного.

На практике это означает, что лорды только однажды могут отклонить законопроект, принятый палатой общин. После того как он будет подтвержден (но так, чтобы между вторым чтением на первой сессии и третьим чтением на второй сессии прошло не менее года), вето лордов автоматически отпадает.

Первая из названных реформ должна была способствовать J избирательным успехам лейбористов, но как раз на выборах 1951 ' года они потерпели жестокое поражение.

Сказались результаты их политики: в то время как доходы корпораций возросли вдвое, номинальная заработная плата рабочих оставалась "замороженной",

реальная упала на 20%. Проверка лояльности государственных служащих (194в Г.) была точным подобием американской; число заключенных было при лейбористах , самым высоким за предшествующие 40 лет. Вторая реформа должна была способствовать возвышению палаты общин, но действительные выгоды, с ней связанные, достались одному правительству, поскольку в его руках сосредоточились законодательная инициатива и реальный контроль над самой палатой,

Отмечая то или иное умаление роли парламента, не следует доходить до крайностей, отрицая за ним всякое значение. Недаром банки и монополии стремятся иметь в палате общин своих людей. Очевидно, что пребывание в парламенте позволяет с известным успехом, может быть даже значительным, проводить "1 отстаивать интересы "деловых кругов" и не только в вопросах законодательства В парламенте 1966 г., несмотря на лейбористское большинство, свыше 300 дапу-1 татов (из 630) тесно связаны с банками, промышленными компаниями, коммерческим сельским хозяйством (среди этих трехсот не менее 70 - лейбористы). В руках "консервативных" депутатов окало 700 директорских постов в разного рЧД* ] банках и фирмах.

3. Две тенденции отмечают эволюцию английского кабинет" 1 министров. Первая из них состоит в том, что при значительном расширении числа членов кабинета (до 20 человек) реальная власть, право принятия ответственных решений сосредоточиваются в руках премьера и трех-четырех ведущих деятелей кабинета.

"Остальные министры, - пишет весьма осведомленный Р. Черчилль, - не смеют даже рта открыть по какому-нибудь вопросу политики кабинета, если это не относится к их собственному ведомству, да и то с согласия премьер-министра".

Другая тенденция может показаться прямо противоположной, но в действительности это не так. Решения кабинета, как и решения министров по вопросам их компетенции, подготовляются и обсуждаются комитетами, которыми по большей части руководят бизнесмены и которые состоят из бизнесменов.

Наличие узкого кабинета облегчает действия глубоко скрытого механизма, связывающего бизнес и правительство, облегчает принятие решений, помимо парламента, министров и самих ведомств, гарантирует большую секретность.

В системе комитетов бизнес действует с большой свободой. Здесь он имеет возможность оказывать такое давление, которое позволяет считать все эти комитеты частью английской правительственной системы.

К достижениям лейбористов следует отнести реформу избирательного права: его стали получать все английские граждане начиная с 18 лет (1968 г.).

4. В свое время, и даже не очень далекое (лет 60-70 тому назад), английская государственная машина существенно отличалась от континентальной, и раньше всего относительной малочисленностью учреждений и чиновничества, отсутствием обязательной воинской повинности (в мирное время), незначительностью вооруженных сил (за исключением морского флота).

Все это ушло в прошлое. В то время как новые функции по управлению хозяйством потребовали увеличения соответствующих звеньев аппарата в 6 раз (в 1954 году по сравнению с 1914 годом), ведомства оборонные, юстиции, полиции и иностранных дел увеличили состав служащих в 8 раз, а собственно военная администрация -в 13 раз.

5. Вторая мировая война способствовала дальнейшему обособлению доминионов Британского содружества.

Предвидя это, Черчилль в 1944 году предложил доминионам создать "постоянный комитет Британской империи" в составе "имперского штаба" и "имперского секретариата". Однако сопротивление Канады, действовавшей по наущению США, привело к отклонению этого плана.

В 1949 году оставляет Британское содружество наций Ирландия. В том же году Англия и доминионы условились обмениваться послами (до того взаимное представительство осуществлялось комиссарами). Устанавливалось двойное гражданство - общебританское и доминиона.

По мере распада империи (см. ниже) доминионов становилось больше, Британское содружество наций пришлось переименовать

в "Содружество наций", однако связи доминионов с метрополией и между ними самими не стали ни прочнее, ни "дружественнее". Слово "доминион" потеряло свой прежний смысл и вышло из употребления.

Уже с 1951 году, на имперской конференции, доминионы вышли из-под контроля Англии и резко разошлись между собой (в частности, по вопросу о признании Китая). С тех пор не было имперской конференции, которая не обнаружила бы той же картины. Трудно сказать, кто на кого давит сильней: Англия на доминионы или доминионы на Англию.

6. Своего рода эпоху в политической истории Англии составило правительство Маргарет Тетчер - лидера консерваторов. Убежденный сторонник "свободного предпринимательства", М. Тетчер, победив на выборах 1979 года, без колебаний урезала ассигнования на здравоохранение, образование и социальные нужды (на 1 млрд. фунтов). Поначалу прекратила субсидирование национализированных лейбористами предприятий, а затем перешла к политике денационализации, чем практически аннулировалась политическая акция лейбористов. После десятилетнего правления М. Тетчер вознамерилась ввести в Англии прямой налог, вызвавший многочисленные акции протеста. Консерваторы остались у власти, но Тетчер должна была уйти в отставку. Ее место занял Мейджор.

В связи со всем этим нелишне заметить нижеследующее. Еще в начале нашего века президентами, премьерами и министрами становились по преимуществу выходцы из аристократии и буржуазии. О том, как много изменилось и в этом отношении, свидетельствует уже пример М. Тетчер, вышедшей из бакалейной лавки своего отца (что не помешало ей получить блестящее образование в экономике и праве). Сменивший ее консерватор Мейджор начал свою трудовую жизнь рабочим на железной дороге. Так же как и нынешний германский канцлер Г. Колль.

Недавним президентом Соединенных Штатов был, как известно, Р. Рейган, начавший свою карьеру с лодочной станции, где он был простым спасателем. Этот список, в особенности если в него включить еще министров, дипломатов, генералов и пр., можно продолжить до бесконечности.

Вместе с тем наблюдается процесс демократизации государственной службы вообще, для которой главным критерием отбора становятся не столько происхождение, сколько личные способности кандидата и, конечно, соответствующее образование. Все это немаловажно для понимания процессов, происходящих в современном мире.

В. Франция

1. Вторжение гитлеровских армий во Францию и капитуляция ее правителей породили ситуацию, благодаря которой французский Национальный комитет в Лондоне (1941 г.) сделался официальным французским правительством, признанным союзными державами (в том числе Советским Союзом). Во главе Комитета стал генерал де Голль.

Мало кому известный до этого времени, де Голль вылетел в Лондон тотчас по прекращении французского сопротивления наступающим немецким войскам. Чин генерала и должность заместителя военного министра он получил незадолго до этого момента. Вскоре по прибытии в Лондон, 18 июня 1940 года, де Голль обратился по радио к французам, призывая их установить с ним связь в интересах борьбы за освобождение родины. Созданное де Голлем движение получило название "Свободная Франция". В 1942 году оно было переименовано и стало называться "Сражающаяся Франция": в этот момент под командованием де Голля находилось около 70 тыс. солдат и офицеров, сосредоточенных в Англии; ему удалось привлечь на свою сторону часть французской колониальной администрации.

На территории самой оккупированной Франции ядром Сопротивления была Коммунистическая партия. Благодаря ей создается Национальный фронт, объединивший патриотические силы; благодаря ей возникают первые военные отряды, выросшие в настоящую партизанскую армию.

Речь идет о той самой партии, которую в 1939 году, воспользовавшись войной, объявили запрещенной и распущенной, деятелей которой стали судить как "изменников", заточать в лагеря смерти, лишать депутатских мандатов.

Разрозненные группы католической "Гражданской и военной организации", всецело уповавшие на вторжение союзников, боявшиеся пропустить время для возвращения к власти, не идут ни в какое сравнение с той военной организацией, которую создали коммунисты.

В 1944 году генерал де Голль предложил силам внутреннего сопротивления, включая коммунистов, направить своих представителей в Национальный комитет. После того как это предложение было принято и реализовано, Комитет был преобразован во Временное правительство Французской республики. Впервые за всю свою историю коммунисты оказались в составе буржуазного правительства.

Соглашаясь войти в состав Временного правительства, представители Сопротивления (объединенные с 1943 г. в Национальном совете сопротивления) предложили генералу де Голлю осуществление демократической программы действий: чистку государственного аппарата от изменников и их наказание по суду; национализацию ключевых позиций французской промышленности; привлечение сил Сопротивления к управлению страной. Эта программа была принята де Голлем.

Вместе с тем его администрация сделала все возможное для того, чтобы помешать революционному крылу Сопротивления осуществить ее до конца: по мере освобождения Франции демократические партизанские части вливались в регулярные войска, "Патриотическая гвардия" Парижа, освободившая столицу еще до того, как в нее вступили союзные войска, была разоружена (не без помощи американцев), патриотические комитеты Сопротивления, действовавшие в качестве органов власти на оккупированных территориях, были распущены.

Вскоре после открытия второго фронта Временное правительство смогло переехать в освобожденный Париж. На очередь дня наряду с другими вопросами встал вопрос о будущем государственном строе.

Мнение Франции было выяснено с помощью референдума, состоявшегося в октябре 1945 года. 18 млн. человек (из 19 млн., участвовавших в голосовании) высказалось за созыв Учредительного собрания и новую конституцию.