Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ИСТОРИЯ-реферат-1.docx
Скачиваний:
6
Добавлен:
22.11.2019
Размер:
474.95 Кб
Скачать

ФГБОУ ВПО

«Национальный исследовательский университет «МЭИ»

Кафедра Истории и Культурологии

Институт проблем энергетической эффективности

Тема:

«Преподобный Сергий Радонежский:

служение Отечеству»

Реферат

по учебной дисциплине

«История»

Выполнил:

студент группы № ФП-08-12

Борисова А.С.

Принял:

доцент Кровяков Е.А.

Москва 2012

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение ………………………………………………….стр.1

Глава 1 «Семья Варфоломея. Детские годы»…………стр.3

Глава 2 «Иноческая жизнь. Основание Свято-Троицкой Сергиевой Лавры»…………………………………… стр.8

Глава 3 «Сергий Радонежский и митрополиты. Примиритель князей»……………………………………….……стр.10

Глава 4 «События Куликовской битвы. Благословение князя»……………………………………………..……..стр.13

Заключение………………………………………………стр.17

Введение

Личность преподобного Сергия Радонежского давно является изученной и широко известной. Этот святой уже при жизни был почитаем, а позднейшие поколения присвоили ему высокое звание «игумена всея Руси». Святой Сергий велик для всех. Подвиг его всечеловечен. Но для народов нашего Отечества, вдохновленных его служением, верой в свое будущее, имя его преступает грань веков и является дорогим и священным достоянием истории. В памяти народа имя святого Сергия связано с нравственным и национальным возрождением Руси, с борьбой за объединение разрозненных княжеств, с нашим национальным всемирно историческим подвигом на поле Куликовом и с золотым веком отечественной культуры. Имя Преподобного Сергия способно пробудить в душе каждого человека воспоминания о давно минувшей старине, о страданиях, свершениях и достижениях наших народов в один из самых сложных и переломных моментов отечественной истории. Сергий Радонежский внес огромный вклад в развитие духовной культуры Руси. Существует множество версий о сотворении мира, множество религий, богов, легенд, мифов, но Сергий Радонежский это не миф и не легенда, он был, есть и всегда останется в истории Русского государства. 8 октября - день памяти преподобного Сергия. Его имя в истории русского монашества стоит наравне с именами преподобных Антония и Феодосия Печерских, основателей и законоположников иноческого жития на Руси. Преподобный Сергий стал «отцом» иночества в Московском княжестве и восстановил его после того, как оно было разорено татаро-монгольским игом.

Цель и задачи написания работы: определить роль в истории России Сергия Радонежского; показать, что жизнь Сергия была значима для русского народа и, как духовно влиял этот человек на русское общество; понять, что же такое милосердие и бескорыстное служение Богу, народу и Отечеству.

Хронологические рамки данной работы ограничиваются годами жизни и деятельности Сергия Радонежского. В этот период времени входит жизнь одного человека, на фоне которой развиваются события всероссийского масштаба 14 века.

Глава 1. Семья варфоломея. Детские годы.

В четырехстах километрах от Ростова великого, на ровной открытой местности по пути в Ярославль, уединенно расположилась небольшая обитель во имя Пресвятой Троицы: это заштатный Варницкий монастырь. Здесь было поместье, где жили благородные и знатные бояре Ростовские - Кирилл и Мария.

Кирилл состоял на службе сначала у Ростовского князя Константина II Борисовича, а потом у Константина III Васильевича; он не раз сопровождал их в орду, как один из самых близких к ним людей; владея достаточным по своему положению состоянием; но по простоте тогдашних нравов, живя в деревне, он не пренебрегал и обычными сельскими трудами.

К ирилл и Мария были люди добрые и богоугодные. Т ому же учили они и детей своих, строго внушая им не упускать случая позвать к себе в дом путешествующего инока или иного усталого странника.

Кирилл и Мария имели уже сына Стефана, когда Бог даровал им другого сына - будущего основателя Троицкой Лавры.

3 мая 1319 года в доме боярина Кирилла была общая радость и веселие: Марии Бог дал сына. В сороковой день после рождения родители принесли младенца в церковь, чтобы совершить над ним святое крещение. Иерей Михаил, нарек младенца во святом крещении именем Варфоломей, так как (11 июня) праздновалась память святого Апостола Варфоломея, так требовал тогдашний церковный обычай.

Когда Варфоломею исполнилось семь лет, родители отдали его учиться грамоте. Вместе с Варфоломеем учились и два брата его: старший Стефан, и младший Петр. Братья обучались успешно, хотя Петру в то время не было и шести лет, а Варфоломей далеко отставал от них. Учитель наказывал его, товарищи упрекали и даже смеялись над ним, родители уговаривали; да и сам он напрягал все усилия своего детского ума, проводил ночи над книгою, и часто, укрывшись от взоров людских, где-нибудь в уединении, горько плакал о своей неспособности, горячо и усердно молился Богу, но грамота ему не давалась.

Раз отец послал его в поле искать жеребят. На поле, под дубом, увидел Варфоломей незнакомого старца-черноризца. Поклонившись ему, скромный отрок почтительно отошел в сторону, не желая прерывать его беседы с Богом, и стал вблизи, ожидая окончания молитвы. Старец окончил молитву и ласково подозвал его к себе, спросив, что ему нужно.

- "Меня отдали учиться грамоте", сказал сквозь слезы Варфоломей: "и больше всего желала бы душа моя научиться читать слово Божие; но сколько ни стараюсь, никак не могу выучиться, не понимаю, что мне толкуют, и очень печалюсь о том; помолись за меня Богу, отче святой, - попроси у Господа, чтобы Он открыл мне учение книжное: я верю, что Бог примет твои молитвы".

Умилился старец от таких речей малого отрока и стал молиться прося этому ребенку просвещения свыше.

После молитвы Варфоломей пригласил старца домой. Кирилл и Мария особенно любили принимать у себя в доме иноков. Приняв благословение от старца, они предложили ему вкусное угощение. Но гость, вместо угощения, Варфоломею велел читать псалмы. Отрок взял благословение от старца и начал читать четко и складно. Уходя, старец сказал: "отрок будет некогда обителью Пресвятой Троицы; он многих приведет за собою к уразумению Божественных заповедей". После этого случая с отроком произошла чудная перемена. Какую бы книгу не раскрыл он, - тотчас же начинал читать ее без всякого затруднения, понимая и смысл того, что читал. Скоро он опередил в учении как братьев своих, так и прочих товарищей. Всегда тихий и молчаливый, кроткий и смиренный, он со всеми был ласков и обходителен, ни на кого не раздражался, ото всех с любовью принимал случайные неприятности. Ходил он в плохой одежде, а если встречал бедняка, то охотно отдавал ему свою одежду.

А отрок, между тем, становился юношей и, взрослея годами, становился все более благочестивым. В душе его зарождалось желание иноческого подвига.

Трудными были тогда времена. Тяжелым бременем лежало иго татарское на плечах русского народа. О том, чтобы сбросить с себя это ненавистное иго, никто не смел и подумать. Князья то и дело ходили в Орду, - то на поклон грозным тогда ханам монгольским, то судиться и тягаться между собой, много крови княжеской пролито в Золотой Орде по зависти и братоубийственной ненависти соперников. Наш историограф Карамзин справедливо замечает, что "древняя Русская пословица: близь Царя - близь смерти - родилась тогда, как наше отечество носило цепи монголов. Князья ездили в Орду как на страшный суд: счастлив, кто мог возвратиться с милостью царской, или, по крайней мере, с головою!" Нередко там они и душу свою полагали за веру Православную, и за святую Русь. А потому, отправляясь в Орду, они обыкновенно писали завещания, прощаясь навсегда со своею семьей. Народ страдал от своеволия грубых и гордых татарских численников и баскаков (чиновников), которые разъезжали по всем городам. Не было от них никому пощады, что хотели, то и делали: города и селения жгли и грабили, храмы Божии разоряли или оскверняли, а людей убивали или уводили в плен. Даже простые бродяги монгольские обходились с нашими людьми как с презренными рабами. " - Иго татарское не прошло бесследно и в народной нравственности: "забыв гордость народную", говорит Карамзин, "мы выучились низким хитростям рабства, заменяющим силу в слабых; обманывая татар, еще больше обманывали друг друга; откупаясь деньгами от насилия варваров, стали корыстолюбивые и бесчувственные к обидам, к стыду, подверженные наглостям иноплеменных тиранов. От времен Василия Ярославича до Иоанна Калиты отечество наше походило более на темный лес, нежели на государство: сила казалась правом; кто мог, грабил: не только чужие, но и свои; не было безопасности ни в пути, ни дома; воровство сделалось общею язвою собственности".

Тяжело было русской земле в те времена; трудно, невозможно было одолеть сильного врага и именно потому, что князья русские все больше ссорились между собой, - единства не было, по клочкам была разделена вся русская земля.

Первосвятители всегда твердили князьям, что единодушие между ними необходимо для спасения России от окончательной гибели. А прозорливый святитель Петр положил прочную основу объединению русской земли, переселившись навсегда из Владимира, в незнатный тогда городок Москву, к князю Иоанну Даниловичу Калите. Этот Князь стал настойчиво приводить в исполнение намеченную еще его отцом мысль объединения русской земли, и присоединял одно за другим соседние княжества к Московскому. Святитель Петр, пред своею кончиною, ободрил князя предсказанием о будущем величии Москвы. "Если ты, сын мой", говорил он в духе пророчества, "успокоишь мою старость и воздвигнешь здесь храм достойный Богоматери, то будешь славнее всех иных Князей, и род твой возвеличится; кости мои останутся в сем град; святители захотят обитать в оном; и руки его взыдутъ на плеща врагов наших". Иоанн исполнил завет старца-митрополита. Москва стала возвышаться над другими городами, а сам Иоанн заслужил славное имя собирателя русской земли. Чрез сто лет с Москвою никто уже не дерзал спорить о первенстве: она объединила под собою всю тогдашнюю Русь, и это объединение не только спасло Россию от конечного разоренья, но и помогло ей сбросить иго монгольское.

Но нелегко было удельным князьям расставаться со своею свободой. Московский Князь действовал властно и ни пред чем не останавливался. У ростовских князей отнята была всякая власть и имение. Трудно и пересказать все, что потерпели они: дерзость московских воевод дошла до того, что они повесили вниз головою ростовского градоначальника, престарелого боярина Аверкия, поставленного еще князем Василием Константиновичем, и в таком виде оставили его на поругание. Так поступали они не только в Ростове, но и по всем волостям и селам. Народ роптал, волновался и жаловался на эти своеволия; все говорили, что слава Ростова исчезла, что князья его лишились своей власти, что Москва тиранствует.

Не избежали, конечно, этих народных скорбей и праведные родители Варфоломеевы. Славный и именитый некогда боярин Кирилл под старость стал терпеть нужду. Частые путешествия в Орду со своим князем, дань и непосильные подарки ордынским вельможам, без чего никогда не обходились эти путешествия, отозвались крайне неблагоприятно на его состоянии и довели его до нищеты. Вероятно, что своеволие московских наместников, которые распоряжались в Ростове как независимые государи, не пощадило и Кирилла, как ближнего боярина князей Ростовских. Он решил, что как только откроется возможность, покинет родной город и перейдет на службу к другому князю.

Случай скоро представился. В 12 километрах от Троицкой Лавры, по направлению к Москве, есть село Городище или Городок, которое с древности носит имя Радонежа. В 1328 году, отправляясь в Орду, Великий Князь Иоанн Данилович написал завещание, в котором "село Радонежское" отдал в удел Великой Княгине Елене с детьми. Вскоре после этого село перешло в полную собственность младшего сына Иоанна - Андрею, который привлек многих жителей Ростова в этот край. В числе привлеченных был и Кирилл. Всей семьей селятся они в Радонеже около церкви Рождества Христова. По обычаю того времени, Кирилл должен был получить поместье, но сам он, по старости, уже не мог нести службы, и потому обязанность эту принял на себя старший сын его Стефан. Дети Кирилла – Стефан и Петр были женаты, а Варфоломей избрал иной путь – монастырь. У Стефана умирает жена и он служить в Покровский Хотьковский монастырь. В1339 года умирают Кирилл и Мария. Их хоронят в Покровском Хотьковском монастыре. Варфоломей уговаривает брата Стефана покинуть данный монастырь и искать места для пустынножительства. Братья оставляют гостеприимную обитель и идут в самую глушь соседних лесов.

В те времена каждый, желавший уединенной жизни, мог один или с товарищем свободно идти в лес, на любом месте строить себе хижину или копать пещеру и селиться тут. Земли было много свободной, не принадлежавшей частным владельцам. Когда собиралось около пустынников несколько человек, то строили церковь, испрашивали у князя право на владение местом, а у местного святителя - разрешение освятить церковь, и обитель основывалась. Но Варфоломей не думал строить обитель, не желал собирать около себя братию, - у него было одно заветное желание: укрыться навсегда от мира в глубине непроходимой чащи лесной, укрыться так, чтоб мир никогда не нашел его и совсем позабыл отшельника.