
Жан Огюст Доминик Энгр
(1780 – 1867)
Именно Энгру предстало превратить давидовский классицизм в академическое искусство, с которым вступили в противоборство романтики.
Родился в маленьком городе Монтобане, в семье художника, члена тулузской Академии художеств. Сначала хотел посвятить себя музыке (скрипка), но все же выбрал профессию художника. В 1791 году, в возрасте 11 лет, поступил в Академию художеств в Тулузе. Разумеется, к этому времени он уже хорошо рисовал, поскольку его учил отец.
Ранний период творчества (1800 – 1806)
В Академии художеств он сразу же стал получать первые премии за свои работы. Учителя предсказывали ему блестящее будущее. В 1797 году, в возрасте 17 лет, едет в Париж, чтобы учиться у самого популярного французского художника того времени - Давида. У Давида было много учеников, однако юный Энгр не затерялся среди них. Давид очень скоро стал его выделять, сделав его своим помощником (аксессуары – канделябр и кушетка - в портрете мадам Рекамье).
Тем не менее особой теплоты в их отношениях не было. Первые три года обучения Энгра в мастерской Давида (1797 – 1800) внешне все выглядело корректно. Однако в 1800 году между учителем и учеником произошла размолвка. Это было связано с ежегодным конкурсом картин молодых художником на так называемую Большую римскую премию, дававшую стипендию от французской Академии художеств на 4 года учебы и проживания в Риме. Энгр был уверен в своей победе. Но Давид не считал его работу лучшей (он был в составе жюри), и под влиянием его авторитета премия досталась другому ученику. Этого Энгр простить Давиду не мог и покинул его мастерскую.
В следующем, 1801, году Энгр вновь участвовал в конкурсе и был награжден Большой римской премией. Однако Энгра снова ожидало разочарование. Оказалось, что у Академии художеств денег на поездку не было. В качестве компенсации Академия предоставила Энгру мастерскую в Париже по льготной цене. Энгр вынужден жить и работать в Париже в ожидании стипендии и поездки. Ему нужно зарабатывать на жизнь, и лучше всего это делать, беря заказы на портреты.
Таким образом, только финансовая необходимость привела Энгра к портретной живописи. Сам художник всегда мечтал о создании больших исторических композиций, но вошел в историю как великолепный портретист.
Наиболее известными работами этого раннего, до поездки в Рим, периода являются
портреты членов семейства Ривьер,
в которых мы видим разницу между Давидом и Энгром – не лаконичность композиции и пустые просторные фоны (протест против пышности 18 века), а орнаментально усложненные построения.
Портрет мадам Ривьер. 1805 г.
В портрете мадам Ривьер особое значение имеет избранная им композиция овала, вписанного в прямоугольник. Этот овал подчеркивают текучесть складок платья, кашемировой шали, мягкость голубых бархатных подушек.
Должен быть парой к портрету мужа, но формат овальный. Видимо, на форму овала навела Энгра игра складок шали госпожи Ривьер, округлые линии ее лица и тела.
Портрет мадмуазель Ривьер. 1805 г.
Разворот в три четверти сужает линию плеч, делает более хрупкой и скованной фигуру мадемуазель Ривьер на фоне ясного, но далекого пейзажа. Ослепительно светлая холодная красочная гамма подчеркивает молодость модели, ясность, незамутненность ее внутреннего мира.
Дочери Ривьеров 15 лет. По выражению одного из исследователей, «французская Джоконда». Сам Энгр высоко ценил именно этот портрет. Когда через 50 лет он готовил свою выставку, хотел найти его у наследников: «Если я и сделал когда-либо что-то действительно хорошее, так это этот портрет; и поэтому мне было бы приятно его выставить…» Однако при жизни Энгра его ни разу не выставили.
В Риме Энгр сразу же начинает получать заказы на портреты:
Портрет госпожи Девосе. 1807 г.
Много лет спустя в Энгру пришла немолодая бедная женщина. Художник не узнал в ней госпожи Девосе, портрет которой он когда-то написал по заказу ее богатого покровителя. Она предложила Энгру выкупить у нее этот портрет. Он направил ее к более богатому покупателю.
Все стипендиаты АХ должны были отчитываться за каждый год сюжетной картиной:
Эдип и Сфинкс. 1808 г.
Поза Эдипа взята Энгра с помпеянских фресок, но фигуру рисовал с известного римского натурщика. В парижском Салоне картина прошла практически незамеченной, не считая критических отзывов.
В этом же году Энгр создает работу в жанре ню, который вскоре займет большое место в его творчестве:
Большая купальщица. 1808 г.
Последнее его отчетное произведение:
Юпитер и Фетида. 1811 г.
Фигура Фетиды вновь взята с помпеянской фрески. Резкая критика в Париже.
Во имя особой эмоциональности художник делает Юпитера непомерно огромным рядом с Фетидой, тело которой также как будто лишено анатомической правильности, неестественно вывернута ее левая рука, слишком велика шея,—и все это с целью усилить взволнованность ее состояния, страстность ее мольбы.
Неким отходом от привычной схемы классицизма, предвестием романтического направления было появление в произведениях Энгра такого экзотического мотива, как одалиски, со всеми их условно-восточными атрибутами: чалмой, веером, чубуком.
Большая одалиска. 1813-14 гг.
Она была заказана сестрой Наполеона, королевой Неаполя. Однако в связи с падением Наполеона она ее не купила. Когда работа появилась в Салоне, критика упрекала Энгра в плохом рисунке, в том числе «нашла» лишние позвонки.
В 1824 году после 18-летнего отсутствия Энгр возвращается на родину. В Париже его ждал триумф. Он был награжден орденом Почетного легиона и избран академиком. С чем был связан такой успех? Дело в том, что в 1820-е годы во французской живописи выступили романтики. Если раньше Энгр казался критикам «недостаточно классицистичным», то теперь, по контрасту с Жерико и Делакруа, он стал знаменем классицизма. Как сказал исследователь, Энгр стал якорем спасения тонущей академической школы.
В это время он пишет замечательный портрет главы политической прессы 30-х годов, владельца газеты «Journal des Debats»
Луи Франсуа Бертена Старшего.1832,
могучего седого старика с умным, спокойным взглядом «хозяина жизни и обстоятельств», пишет с такой силой и верностью, что современники называли его изображением «Юпитера-Громовержца нового времени», а когда Бертен появлялся на улице, говорили: «Вот идет портрет Энгра». В этом произведении в строгости и монохромности письма Энгр оказался наиболее близок традициям школы своего учителя Давида.
В 1849 году умерла жена Энгра. Для художника это было большим ударом. Однако в 1852 году он вновь женился, на женщине, почти на 30 лет моложе его. Он вновь счастлив.
Источник. 1856 г. 163х80
Появился оттенок слащавости.
Это изображение юной девушки, держащей кувшин, из которого льется вода,—аллегорический образ живительного вечного источника жизни, в котором ему удалось с необычайной силой и страстностью прославить жизнь, соединив конкретность форм с пластическим обобщением. Этого-то как раз и не умели многочисленные подражатели художника, его эпигоны, усвоившие лишь голую схему приемов Энгра, но не постигшие его сути.
Как бы завершает искания Энгра в жанре ню картина
Турецкая баня. 1862 г. Тондо диаметром 108 см.
Энгру 82 года.
Умер Энгр, можно сказать, из-за своей галантности. В 1867 году после вечера у себя дома, зимой, он провожал дам до экипажа: «Энгр будет жить и умрет слугой дам». На следующий день – пневмония. Умер на 87-ом году жизни.