Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
история менеджмента 2012 второе высшее.doc
Скачиваний:
4
Добавлен:
21.11.2019
Размер:
1.53 Mб
Скачать

Раздел 2. Национальные модели управления Принципы изучения национальных моделей управления

Национальная модель развития относится к числу экономических понятий, наиболее востребованных в наши дни. Она вызывает большой интерес как теоретиков, так и практиков управления, поскольку характер ее трактовки влияет на то, что и как нужно заимствовать из отечественного и зарубежного опыта.

Национальные особенности выражают конкретные и необязательные для других формы приспособления деятельности экономических и институциональных структур данной страны к специфическим национальным традициям, к сложившемуся уровню и образу жизни с целью наилучшего использования сильных и преодоления слабых сторон своего наследия. Общие условия эффективного управления и ведения хозяйства представляют безусловную ценность, в то время как национальный опыт других стран может оказаться для отечественной практики и полезным, и вредным, в зависимости от множества условий как глубинного так конъюнктурного характера.

С точки зрения формирования эффективной экономики вопрос заключается не в том, какая национальная практика или система управления лучше сама по себе, а то, в какой мере она соответствует имеющемуся в стране спектру социально-экономических и духовно-культурных потребностей развития, способствует наилучшему использованию ресурсов. Поэтому целью изучения национальных особенностей и моделей управления являются не столько сами по себе ее специфические формы, сколько то, как страна в процессе своего исторического развития нашла те или иные наиболее пригодные для себя методы, средства и пути приспособления управления к общим условиям воспроизводства.

В условиях современной глобализации экономики изучение национальных моделей управления, культуры деловых взаимоотношений и межнациональных коммуникаций является одним из факторов повышения эффективности функционирования организации. Одним организациям знания об особенностях той или иной культуры и умение применять эти знания помогают быстрее и с меньшими издержками установить отношения с иностранными партнерами, другим – одержать победу в конкурентной борьбе, третьим – позволяют лучше адаптироваться в иностранных компаниях, понимать требования руководства и не выходить за рамки допустимого поведения.

Особенности ведения бизнеса и межнациональных коммуникаций тесно связаны с культурой страны и отражаются на всех уровнях деловых взаимоотношений. Несмотря на большое разнообразие национальных моделей управления, существуют методы, позволяющие прогнозировать поведение представителей той или иной бизнес-культуры. Наиболее известными являются методы классификации стран Г. Хофстеда (на основе базовых различий культурных ценностей) и Э. Холла (на основе контекстного ранжирования культур).

В 70-80-е гг. ХХ в. голландский ученый Гирт Хофстед проводил исследования установок работников в разных странах. В его работах управленческая культура понималась как коллективное программирование человеческого сознания, определяющее реакцию работников на происходящие на рабочем месте события, стиль и особенности ведения бизнеса. В его анализе бизнес-культур основными характеристиками являлись: 1) степень индивидуализма/коллективизма, основанная на самореализации личности, 2) степень иерархической дистанцированности, отражающая ориентацию на власть и авторитет, 3) степень избегания неопределенности, характеризующая степень готовности к риску, 4) мужской или женский стиль деловых взаимоотношений.

1) Индекс индивидуализм/коллективизм (индекс И/К) – выражает соотношение между индивидуумом и обществом, степень интеграции личности в коллективе. Индивидуализм присущ обществам, характеризующимся свободными связями между индивидуумами, где каждый отвечает только за себя или за наиболее близких членов семьи, где наиболее важна личная жизнь и инициатива. Высокий индекс индивидуализма означает, что действия человека определяются, в первую очередь, его интересами, концентрацию на собственном «эго» и личных достижениях. В то же время, высокий индекс индивидуализма отнюдь не означает, что отдельная личность плохо интегрируется в коллективе. Индивидуализм в целом повышает степень риска. Наиболее высокий индекс И/К в США – 91.

Низкое значение индекса И/К означает полную интеграцию, подчинение индивидуума коллективу, преобладание «мы» в менталитете. Коллективизм характерен для обществ, в которых индивиды с момента рождения интегрированы в сильные сплоченные группы. В обществах с превалирующей властью групп акцент делается на коллективных действиях и взаимной ответственности, на помощи испытывающим трудности членам группы, часто в обмен на лояльность по отношению к данной группе. Отмеченное приводит к стандартизации интересов на рынке потребностей, предполагает стремление человека придерживаться определенной линии поведения в группе, что ограничивает его свободу, но снижает риск. Коллективистскими можно назвать некоторые слаборазвитые страны Латинской Америки и Азии. Наиболее низкий индекс И/К в Гватемале – 6.

Некоторые авторы, развивая подход Г. Хофстеда в отношении индивидуализма и коллективизма, выделяют по два типа индивидуализма и коллективизма. Индивидуализм первого типа - это «чистый индивидуализм», в основе которого лежит личная воля индивида. Его можно также назвать «атомистическим индивидуализмом», поскольку в этом случае личность чувствует себя одинокой, ведет себя оригинально и независимо, иногда становится десантной, то есть личностью с отклоняющимся от общих норм и стандартов поведением. При этом типе индивидуализма проявляются сильные анархистские начала, противостояния системе власти и управления.

Индивидуализм второго типа - производный вариант индивидуализма, в нем просматриваются элементы коллективизма, поскольку личность легко принимает навязываемые другими ограничения. Это тип «взаимообусловленного индивидуализма», поскольку в его условиях личность чувствует свою солидарность с другими, ведет себя адекватно им, на основе принципов взаимозависимости.

Коллективизм первого типа - производный тип коллективизма, в нем есть элементы индивидуализма. Его можно назвать «гибким, или открытым, коллективизмом», поскольку он допускает известную степень добровольного участия индивидов. Его можно считать открытой или свободной системой, потому что она допускает деятельное мышление и поведение индивидов. Такой тип коллективизма отличает демократизм, поскольку решения, как правило, принимаются здесь на основе личных договоров или мнения большинства и признается свободное волеизъявление и добровольное участие индивида. Этот коллективизм требует индивидов и тесно связан с их демократическими представлениями.

Коллективизм второго типа – «чистый коллективизм». Его можно также назвать «строгим, или жестким, коллективизмом», поскольку в этом варианте коллективизма жестко ограничивается активное индивидуальное волеизъявленье и участие. В этом типе коллективизма сильны консервативные, а иногда и тоталитарные тенденции, поскольку решения обычно принимаются на основе норм обычного права и единодушия с целью поддержания существующих структур. В коллективизме господствует контроль сверху и принуждение. Характерная для индивидуализма второго типа «забота о взаимности» эффективна для появления в обществе идеи о социальном равенстве, а «гибкий коллективизм», признающий активное участие индивидов, создает основу для стремления к социальному равенству. Можно сказать, что коллективизм стимулирует склонность к адаптивному (Россия) и интегративному (Япония) поведению, в то время как индивидуализм побуждает стремление к созданию и достижению новых целей и поддержанию латентных социальных ценностей (США, Европа).

Схематически дифференциацию культур и степень выраженности в них коллективистских и индивидуальных начал можно представить следующим образом.

Рис. 3. Дифференциация культур по степени выраженности в них коллективистских и индивидуальных начал

2) Иерархическая дистанция от малой к большой ( индекс И/Д) – это дистанция между членами общества, находящихся на разных ступенях иерархии. Индекс иерархической дистанции измеряет терпимость общества к социальному неравноправию, показывает отношение подчиненных к власти руководителей. То есть, в одних странах неравенство в отношениях начальник/подчиненный воспринимается как проблема, в других – как естественное явление. Страны с высоким индексом И/Д могут быть иерархичны, а власть в некоторых из них является наследственной. Разница между членами общества, стоящими на разных ступенях социальной иерархии, разница в привилегиях – очень большая. Наиболее высокий индекс И/Д в Малайзии – 100, наименьший в Австрии – 1.

3) Степень избегания неопределенности от слабой к сильной ( индекс И/Р) – степень избегания риска или стремления к нему. Контроль уровня неопределенности показывает, в какой мере члены общества запрограммированы на свободу действий в нестандартных ситуациях. То есть, неприятие неопределенности – это степень, в которой при возникновении неопределенности или неизвестных ситуаций у индивидов возникает чувство опасности. В некоторых странах с низким уровнем избегания неопределенности принято толерантное отношение к неопределенности, организации отличаются большей подвижностью, готовностью к риску, в двусмысленных ситуациях индивиды импровизируют и проявляют инициативу. Для стран с высоким индексом И/Д, наоборот, характерно следование установленным правилам, написанию регулярных отчетов, что приводит к медленной адаптации к изменениям. Наиболее высокий индекс И/Р в Греции – 112, наименьший в Сингапуре – 8.

4) Мужской (жесткий) или женский (мягкий) тип поведения (индекс М/Ж). Доминанта мужского или женского типа поведения приводит, соответственно, к радикализму или консерватизму. Мужественность (маскулинизм) – характеристика общества, в котором социальные роли полов точно определены. В странах с мужским типом поведения среди членов общества поощряется предприимчивость, состязательность, работа, позволяющая сделать карьеру, требовательность, стремление к материальному богатству, отдается приоритет решительности в действиях, отсутствует забота об окружающих. В то же время не существует жесткой связи между мужественностью страны и ее богатством, существуют богатые и бедные как мужские, так и женские страны. Женственность – характеристика общества, в котором социальные роли полов частично совпадают. В странах с женским типом поведения среди членов общества преобладающими ценностями являются альтруизм, сдержанность в притязаниях, взаимопомощь, работа в приятном коллективе, жизненный комфорт, забота о слабом. К женственным странам по классификации Г. Хофстеда относятся Швеция, Норвегия, Нидерланды, Дания. К мужественным – Япония, Германия, Австрия и США. Наиболее высокий индекс М/Ж в Японии – 95, наименьший в Швеции – 5.

С использованием приведенных критериев было исследовано около 50 стран мира и выявлено восемь культурных регионов: северный, англоязычный, германоязычный, более развитый романоязычный, менее развитый романоязычный, более развитый азиатский, менее развитый азиатский, ближневосточный. Например, северный регион характеризуется короткой иерархической лестницей, высоким маскулинизмом, высокой степенью индивидуализма и средней степенью неопределенности. Для германоязычной группы характерна большая длина иерархической лестницы, высокая степень маскулинизма и неопределенности и несколько меньшая степень индивидуализма. В развивающихся странах проявляется большая длина иерархической лестницы, высокая степень маскулинизма и низкие значения индивидуализма и неопределенности.

Однако такую классификацию стран по стилю деловой культуры трудно применить непосредственно к международному бизнесу, поскольку даже в рамках одного региона существуют значительные различия между странами, поэтому больший результат подход Г. Хофстеда дает при анализе конкретной страны. Поскольку анализ проводился почти тридцать лет назад, то можно предположить, что индексы, прежде всего, индексы И/Д и И/Р для некоторых стран несколько изменились. В настоящее время метод Г. Хофстеда активно применяется в практике менеджмента и маркетинга и используется для прогноза реакции населения регионов, в которых международная компания планирует свои операции, на принятые в ней управленческие процессы и организационную практику.

Другим распространенным подходом к типологии национальных моделей управления является метод Е. Холла, основанный на изучении типа коммуникации. По этому параметру можно классифицировать все страны по степени контекстности культуры. В низкоконтекстных культурах вербальное сообщение точно и определенно, а слова передают основную информацию. «Низкий контекст» предполагает четкую формализацию межличностныех контактов, в общении употребляются строгие формулировки, смысловое значение которых не зависит от ситуации и традиций. Деловые отношения предполагают обязательное оформление детализированных контрактов. Культуры «низкого контекста» распространены в промышленно развитых странах Запада.

В высококонтекстных культурах слова несут меньшую смысловую нагрузку, поскольку смысл «зашифрован» в контексте. «Высокий контекст» означает, что в межличностных отношениях большую роль играют интуиция и ситуация, а также традиции. В таком обществе договоренности, достигнутые в устном общении, строго соблюдаются, особой необходимости в письменном контракте не возникает. Типичные культуры «высокого контекста» существуют в некоторых арабских и азиатских странах. Для таких стран будет характерен длительный период подготовки переговоров и документов с целью лучше узнать предполагаемых партнеров по бизнесу.

Также Холл разделил страны на две системы восприятия времени: монохроническая (события распределяются как отдельные единицы и организуются последовательно) и полихроническая (события происходят одновременно). В этих временных системах организации функционируют по-разному.

Монохроническое восприятие времени характерно для большинства западных низкоконтекстных стран, которые при решении задач традиционно концентрируются на одном вопросе за отдельные период времени. Решив один вопрос, переходят к другому, предполагается детальная проработка вариантов развития событий и четкое определение прав и обязанностей сторон. Основное внимание уделяется точности и пунктуальности. Так в западных обществах считают точность и бережное отношение ко времени единственными показателями рационального поведения. Это означает, что встречи должны проводиться в точно назначенное время, проекты осуществляться в соответствии с планом, соглашения иметь точные даты начала и окончания действия.

Полихроническое восприятие времени распространено в высококонтекстных странах, для них характерна терпимость к нарушению временных ограничений, несколько человек могут выполнять одновременно несколько задач, допускается прерывание собеседника, личные взаимоотношения преобладают над контрактными, в контракте часто отсутствует четкое определение прав и обязанностей сторон. Полихронические культуры меньше зависят от распорядка событий, включают в себя больше деятельности и в большей степени основаны на лидерстве. В результате у них разная административная структура, разные принципы производства и разные модели бюрократической организации.

В целом для всех стран характерно линейное восприятие времени, когда ушедшее время не возвращается. При таком восприятии времени его нужно беречь и планировать использование времени. Подобное отношение ко времени формировалось по мере уменьшения численности занятых в сельском хозяйстве и роста числа городского населения. В то же время, в ряде стран, например, восточных, считают, что повышенное внимание ко времени может привести к ограниченному, зауженному пониманию рассматриваемого вопроса, к снижению творческих возможностей. Представление о времени являются механизмом организации социального действия, поэтому исследования международных отношений, межкультурных контактов и межнациональные сравнения, не принимающие в расчет фундаментальные различия в восприятии времени, всегда будут приводить к неверным выгодам. Учет системы восприятие времени особенно важен при проведении переговоров. Большинство стран представляет собой синтез между монохроническим и полихроническим восприятием времени.

Следующей переменной, которая оказывает принципиальное влияние на формирование национальной модели управления, является религия. Она отражает поиски людей идеальной жизни и включает в себя взгляд на мир, истинные ценности, отправление религиозных обрядов. Все существующие религии являются примитивистскими или ориентированными на природу: индуизм, буддизм, ислам, христианство. В каждой религии есть несколько вариантов или разновидностей, например в христианстве основные это православие, католицизм и протестантство.

Религиозные представления оказывают большое влияние на отношение к богатству. В некоторых религиях считалось, что молиться более важно, чем быть трудолюбивым или деловым. Материальная выгода и духовное развитие считались несовместимыми, как, например, в России. Протестантство на Западе стало основой формирования «духа предпринимательства», поскольку упорный труд и материальное благосостояние считалось основным показателем верности и усердного служения Богу. Страны различаются между собой отношением к методам получения доходов. Во многих исламистских странах существует негативное отношение к ростовщикам, часто запрещено давать деньги в долг под проценты. Таким образом, религия как элемент культуры оказывает большое влияние на экономическую деятельность людей и общества в целом. Конечно, не только религия оказывает влияние на уровень экономического развития страны, но для понимания культуры нации важно учитывать именно религиозные аспекты и их влияние на формирования национального характера и национальной модели управления.

Исследование, проведенное Всемирным Банком, показало, что существует зависимость между религиозностью и величиной валового национального продукта (ВНП) на душу населения. Самая высокая величина ВНП приходится на христианские протестантские общества. На втором месте - общества, проповедующие буддизм. Самыми бедными являются южно-буддийские и южно-индуистские общества.

Говоря о влиянии религии, различают культуры, ориентированные преимущественно на предметную деятельность и объективные познания, и культуры, которые больше ценят созерцание, интроспекцию, автокоммуникацию. Западная модель человека является активистко-предметной, личность формируется, проявляется и познает себя, прежде всего, через свои деяния, в ходе которых она преобразует материальный мир и самое себя. Восточная религия, наоборот, не придает значения предметной деятельности, творческая активность, составляющая сущность «Я», проявляется только во внутреннем духовном пространстве и не познается аналитически.