Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
программа внедрения ВТ в ЦВСНП 1.doc
Скачиваний:
2
Добавлен:
20.11.2019
Размер:
89.6 Кб
Скачать

Особенностями семейного воспитания «трудных» детей являются следующие:

  1. отсутствие теплого эмоционального контакта между членами семьи;

  2. эмоциональное отвержение подростка;

  3. вседозволенность, отсутствие требований и запретов; равнодушное, а подчас и жестокое отношение к нему;

  4. авторитаризм в сочетании с игнорированием потребностей подростка;

  5. нежелание родителей признавать «взрослость» подростка.

В 2007 году в ЦВСНП были помещены 249 несовершеннолетних, из них воспитываются в неполных семьях (чаще матерью) 185 человек, что составляет 74,3 % от общего числа. Систематическое пьянство среди близких родственников имеет место в 45,6 % случаев. На формирование девиантного поведения влияют не только формальные показатели структуры семьи, но и качественная характеристика семейных взаимоотношений (образ жизни родителей, внутрисемейные отношения, конфликты, наличие или отсутствие эмоциональной теплоты). Кроме того, в семьях подростков-правонарушителей родители не имеют единого мнения по вопросам воспитания, не проявляют последовательность в предъявлении требований. Только у 14,3 % несовершеннолетних обстановка в семье относительно спокойная. В семьях остальных отношения между ближайшими родственниками либо холодные и безразличные, либо конфликтные и сопровождаются ссорами, драками. В 75 % случаев у несовершеннолетних тип семейного воспитания можно определить как неустойчиво-попустительский. Так как семья не занимает центрального места среди жизненных ценностей, то дефицит в сфере общения и деятельности компенсируется в неформальных группировках, членами которых чаще всего и бывают подростки-правонарушители.

Таким образом, мы видим, что несовершеннолетние являются с одной стороны продуктом среды, в которой они формировались, а с другой стороны – «жертвами». В большинстве стран признаётся тот факт, что с несовершеннолетними правонарушителями необходимо обращаться иначе, чем с взрослыми.

К разрешению проблем девиантного поведения детей из семей группы риска, семей, попавших в трудную жизненную ситуацию возможно и необходимо применение восстановительных технологий. Решаемые задачи примирительных программ (разрешение конфликтных ситуаций) на самом деле намного шире, поскольку позволяют участникам приобрести навыки разрешения жизненных трудностей в целом, не ограничиваясь одной проблемой, тем самым повышают уровень их социальной компетентности, содействуют успешной социализации и детей, и взрослых.

Смещение акцента с виновности, негативного отношения к девиантным подросткам и их семьям, определения наказания или мер воздействия на них к безоценочному восприятию их личностей, переживаемым чувствам той и другой стороны, приводит к самостоятельному осознанию своих действий как взрослыми, так и детьми, принятию ответственности за свои поступки, решения самому действовать так, чтобы исправить «ошибку», возместить ущерб пострадавшим.

Восстановительный подход может выступить в качестве альтернативы карательному подходу, потому как отвечает глубинным человеческим потребностям; способствует восстановлению и сохранению психических и физических ресурсов человека, способствует снижению межгрупповой напряженности, способствует пробуждению у подростков личной ответственности за свои действия, за принятие решений, за свое будущее.

Данное направление работы дополняет деятельность Центра по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и позволяет создать условия по социальной адаптации подростков по возвращению домой и исключения случаев вторичной девиации – вольного или невольного подтверждения того ярлыка, которым общество отметило ранее имевшее место поведение. Несколько лет назад в Центр приходил медиатор и провёл предварительную встречу с девочкой-подростком, которая украла у одноклассницы телефон. Недавно девочка приходила в ЦВСНП и на мой вопрос о том, как она относится сейчас к тому, что к ней тогда приходил специалист службы примирения, она ответила: «Если бы ко мне тогда не пришли с разговором, возможно, я не исправилась бы».