Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ККР по ОТП.doc
Скачиваний:
5
Добавлен:
20.11.2019
Размер:
356.86 Кб
Скачать
  1. Общественная власть и социальные нормы в первобытном обществе

Для первобытного общества характерно отсутствие полити­ческой организации и правовых норм, являющихся инструментом государственного управления.

Власть в догосударственный период носила сугубо обществен­ный характер. Она исходила от рода, который непосредственно формировал органы самоуправления. Властные функции осуще­ствляли все взрослые члены рода — мужчины и женщины, имев­шие равные права. В родовой общине самой высокой властной инстанцией было общее собрание сородичей.

Кроме родовых собраний органами общественной власти при первобытном строе являлись старейшины, военачальники и жре­цы, которые избирались из наиболее авторитетных и уважаемых членов рода. Их влияние в обществе, поддержка членов рода всеце­ло зависели от личных качеств (мудрости, опыта, ловкости, хозяй­ственной способности, военной доблести и т.д.).

Власть в первобытном обществе не имела территориального характера, т.к. распространялась только на членов рода и базировалась на кровных связях.

Общими делами племени руководил совет, который состоял из старейшин (а во время войны — и военачальников). Совет старейшин избирал вождя племени. Эта долж­ность на ранних этапах общественного развития также была сме­няемой и не давала привилегий. Союз племен управлялся советом племенных вождей, который избирал вождя союза (иногда двух, один из которых был военным вождем).

Таким образом, в первобытном обществе отсутствовала специ­альная группа людей, которая затем выделяется из его состава с целью управления и осуществления власти.

Основным регулятором общественных отношений в догосударственный период были обычаи — исторически сложившиеся правила поведения, вошедшие в привычку в результате многократ­ного и длительного применения.

Обычаи закрепляли выработан­ные веками наиболее рациональные и полезные для общества ва­рианты поведения, передавались из поколения в поколение и отражали в равной степени интересы всех членов общества.

Позд­нее появились нормы общественной морали и религиозные догмы. Все эти нормы постепенно сливались, чаще всего на основе религии, в единый нормативный комплекс, обеспечивающий регламентацию еще не очень сложных на том этапе общественных отношений.

Синкретичность (слитность, нерасчлененность) норм первобытной мора­ли, религиозных норм, обычаев, традиций вполне справедливо позволила историкам и этнографам назвать их «мононормами». Они имели естест­венно-природную основу, были продиктованы экономической не­обходимостью и существовали в самом поведении и сознании лю­дей, действовавших в силу привычки. Поэтому. для первобытного человека суще­ствовали единые правила поведения.

Применяя современные классификации правовых норм и спо­собов правового регулирования общественных отношений, нормы первобытного общества можно разделить на два вида: 1) устанавлива­ющие определенные правила поведения и 2) предусматривающие ответ­ственность за нарушение данных правил.

В первом случае социаль­ные нормы запрещают («нельзя»), позволяют («можно») или обязы­вают («необходимо») совершать какие-либо поступки. Запреты со­вершать определенные действия выступали в виде табу. Существовали, например, следующие запреты: на инцест — брак между кровными родственниками; убийство, телесные повреждения, воровство; нарушение распределения производственных функций в общине между мужчинами и женщинами, взрослыми и детьми и т.п.

Дозволения также определяли поведение отдельного че­ловека или объединений людей в первобытном обществе, указы­вая, например, на виды животных и время охоты на них, на виды растений и сроки их сбора, на промысловые районы и т.д. Позитив­ное обязывание имело своей целью упорядочить необходимое по­ведение человека в повседневной жизни (поддержании костра, изготовлении орудий труда и т.д.).

К нарушителям социальных норм первобытного общества применялись санкции — общественное порицание, изгнание из общины, нанесение телесно­го повреждения, смертная казнь.

Из сказанного можно сделать вывод о том, что социальные нормы первобытного общества, регулируя поведение людей, выражали интересы всех членов рода, племени, объединяли их на выполнение той или другой зада­чи и тем самым служили воплощением единства, сплоченности своего коллектива. Не будучи закрепленными в письменной фор­ме, они существовали в сознании и поведении людей, обеспечива­ясь в основном силой привычки и соответствующими мерами убеждения (внушения) и принуждения (изгнание из рода и др.).

Таким образом, особенности первобытного строя были таковыми, что не требовали стоящей над обществом специфической власти и спе­циальных абстрактных норм, отражающих интересы различных со­циальных групп. Общественная власть и нормы поведения входили в само содержание жизнедеятельности людей, выражая и обеспечи­вая глубокое экономическое и социальное единство данного со­общества — рода, племени.